Медицина Западной Европы XVII-XVIII вв.
Характеристика эпохи нового времени
Термин "НОВАЯ ИСТОРИЯ" ("НОВОЕ ВРЕМЯ") впервые введен гуманистами XVI веке. Новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640 - 1918 гг. (1640 г. - год начала английской буржуазной революции - условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем; 1918 г. - окончание первой мировой войны). На развитие медицины оказали влияние философия, идеология, политика, а главное, достижения в науке (в частности в естествознании - закон сохранения вещества и энергии, клеточная теория, эволюционное учение, законы наследственности и т.п.), что обусловило переход к экспериментальному изучению факторов внешней среды. Научная революция в естествознании характеризовалась выдающимися достижениями в физике и их влияния на медицину, попытками применения экспериментально-механических и математических методов для изучения функций организма и обмена вещества (первые медицинские приборы, термометрия в эксперименте, изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения, микроскопирование в анатомии).
Клиническое направление в медицине.
Эпоха нового времени характеризовалась развитием клинического направления в медицине. В этот период были разработаны новые методы диагностики (перкуссия, аускультация, лабораторные методы, методы оптической диагностики, пункция, электродиагностика, лучевая диагностика). ЛЕОПОЛЬД АУЭНБРУГГЕР (1722 - 1809) - автор метода перкуссии. ЖАН НИКОЛЯ КОРВИЗАР ДЕ МАРИ (1755 - 1821) - основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I. Возродил метод перкуссии.
Развитие учения о детских болезнях и их лечении в ХУП – ХУШ вв.
Ф.Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Описание ранних симптомов рахита. Картина анатомических изменений, наблюдаемых на трупах детей, погибших от рахита до вскрытия и после вскрытия. Выделение факторов, способствующих возникновению рахита (в том числе наследственных). Систематический свод указаний ортопедического характера: приводится ряд упражнений, способных привести к известному выравниванию рахитических искривлений костного аппарата.
Боэ Сильвиус (Франсуа Дюбуа, Голландия) и его труд «О болезнях детей». Отражение воззрений эпохи.
Томас Сиденгам (Англия). Внимание к эпидемическим заболеваниям. Разработка учения об «эпидемической конституции», влияющей на общую заболеваемость. Описание ревматической хореи как заболевания детей в возрасте от 10 лет до зрелости (хорея Сиденгама). Описание скарлатины, подагры, коклюша, краснухи, рожи. Развитие нозологического направления в медицине. Разделение болезней на острые и хронические. Возвращение к принципам Гиппократа.
Джон Локк (Англия) - философ, педагог, детский врач. Его работа «Мысли о воспитании» (1693). Положение о внешних влияниях на растущий, формирующийся организм ребенка и о значении организации внешней среды в соответствии с требованиями гигиены. Лозунг «Здоровый дух в здоровом теле». Указания о физическом развитии и гигиеническом воспитании детей.
Уолтер Гаррис (Англия) и его труд «Об острых заболеваниях детей» (1698г). Внимание к возрастному своеобразию детей при их лечении. Указания относительно правильного питания детей. Описание ацидоза и диеты, призванной с ним бороться.
Вопросам лечения детских болезней были посвящены исследования ученых-врачей ХУШ века.
Нильс Розен фон Розенштейн (Швеция) издал «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» (в конце ХУШ в. издан в России). Работа посвящена вопросам естественного и искусственного вскармливания детей, предупреждения врожденного сифилиса путем антисифилитического лечения кормящей матери, изгнания и предупреждения глистов у детей и др. Дано клиническое описание натуральной оспы у детей (стадии и симптомы болезни), дифтерии и коклюша.
Гельвеций (Франция) развил учение Локка о воспитании ребенка и влиянии внешних факторов на его физическое и духовное формирование.
Ж.Руссо (Франция) являлся поборником естественного, свободного воспитания. Особое внимание уделял физическому воспитанию детей с самого раннего возраста.
Уильяму Кадогану (Англия) принадлежит большой труд «Опыт вскармливания детей и об уходе за ними».
Г.Амстронгом был издан труд «Очерк о наиболее опасных детских болезнях».
Развитие педиатрии.
МАЙКЛ УНДЕРВУД (Англия) – акушер и педиатр первой половины Х1Хв. Впервые произвел клиническое описание полиомиелита. Основной труд - «Трактат о детских болезнях».
СЭМЮЭЛЬ БАРД - автор монографии о дифтерии: «Исследование о природе, причинах и лечении дифтерии». В работе приводится подробное описание стадий болезни, симптомов общего состояния больного.
Выдающимися представителями французской педиатрической школы XIX в. являются П.БРЕТОННО (учение о дифтерии и крупе у детей) И Ш.БИЛЬЯР (создатель атласа патологической анатомии детских болезней).
КЛЕМЕНС ПИРКЕ – австрийский педиатр и иммунолог, известный своими работами о вакцинации и кожном действии туберкулина. Дал объяснение феномена «аллергия». Издал работы по рационализации детского питания. «Индекс Пирке» - антропометрический индекс для определения упитанности ребенка.
Развитие общественной медицины
Утверждение различных форм оказания медицинской помощи: государственная, частная, общественного призрения, страховая, народная. Улучшение сотрудничества врачей: периодическая печать (медицинские журналы), создание медицинских обществ, организация съездов. Расширение международных связей. Первые международные медицинские съезды.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Клиническое направление в медицине.
Эпоха нового времени характеризовалась развитием клинического направления в медицине. В этот период были разработаны новые методы диагностики (перкуссия, аускультация, лабораторные методы, методы оптической диагностики, пункция, электродиагностика, лучевая диагностика). ИОЗЕФ ШКОДА (1805 - 1881) объяснил происхождение перкуторного звука и дал научное обоснование метода перкуссии. ПЬЕР АДОЛЬФ ПЬОРРИ (1794 - 1879) предложил метод опосредованной перкуссии при помощи плессиметра. РЕНЕ ТЕОФИЛ ГИАЦИНТ ЛАЭННЕК (1782 - 1826) - ученик Ж. Н. Корвизара, использовал метод аускультации с помощью стетоскопа, который сам же и изобрел.
В XIX в. были разработаны новые методы лечения (химиотерапия, физиотерапия, гомеопатия) и описаны нозологические формы болезней, созданы учреждения по оказанию медицинской помощи детям и женщинам (детские больницы, ясли, женские консультации) и диспансеры для лечения больных, страдающих различными заболеваниями.
Развитие хирургии
В эпоху нового времени в области хирургиибыли сделаны следующие открытия: впервые применили наркоз, устраняющий шок и боль при операциях; заложили основы асептики и антисептики; открыли группы крови.
В 1846 г. бостонский зубной врач УИЛЬЯМ МОРТОН (1819 -1868) по совету врача и аптекаря ЧАРЛЬЗА ДЖЕКСОНА (1805 - 1880) и после опыта, проведенного на себе, удалил у больного зуб под эфирным наркозом. В этом же году главный врач, хирург Массачусетского госпиталя ДЖОН УОРРЕН (1778 - 1856) публично произвел удачную операцию по удалению опухоли под эфирным наркозом. Хлороформный наркоз ДЖЕЙМС СИМПСОН начал применять с 1847 г.
В 1845 году РИНД изобрел полую иглу, а в 1853 г. А. ВУД и Х. ПРАВАЦ (1791 - 1833) предложили использовать шприц; его стали применять для местной анестезии после того, как в 1860 г. был выделен алкалоид кокаин.
В 1899 г. немецкий хирург АВГУСТ ВИР (1861 - 1949) впрыснул кокаин в подпаутинное пространство спинного мозга при помощи предложенной ранее Г. КВИНКЕ поясничной пункции и таким образом открыл спинномозговую анестезию. В 90-х годах XIX в. получил распространение метод обезболивания струей хлорэтила.
Учение об асептике и антисептике
Устранить послеоперационные нагноения можно было путем асептики и антисептики, а также с помощью бактерицидных препаратов. В вопросах асептики и антисептики наиболее близко к решению данной проблемы подошли венгерский акушер И. Земмельвейс и английский хирург Дж. Листер. ИГНАЦИ ЗЕММЕЛЬВЕЙС (1818 - 1865) установил причину родильной горячки и предложил метод обработки рукхирурга раствором хлорной извести. ДЖОЗЕФ ЛИСТЕР (1827 - 1912) впервые разработал и теоретически обосновал мероприятия по борьбе с нагноением ран. Его система базируется на применении 2-5%-го раствора карболовой кислоты в качестве антисептика для обработки ран и асептики (для обработки рук хирурга, перевязочного материала, инструментов, соприкасающихся с раной).
Переливание крови стало возможным после открытия трех групп крови КАРЛОМ ЛАНДШТЕИНЕРОМ (1868 - 1943) и четвертой А.ДЕКАСТЕЛЛО и А.ШТУРЛИ в 1902 г., а также после создания ЯНОМ ЯНСКИМ (1873 - 1921) первойполной классификации групп крови.
Развитие полостной хирургии
Знание хирургами анатомии позволило разработать технику операционных подходов к глубоко лежащим органам и тканям. Обезболивание дало возможность более медленного и спокойного оперирования. Применение методов асептики, использование жгутов, кровоостанавливающих зажимов, пинцетов (пеанов) для обескровливания позволило оперировать не только на конечностях и поверхности человеческого тела, но и в его полостях. Зарождение полостной хирургии связано с именами Т. Бильрота и Т. Кохера.
ТЕОДОР БИЛЬРОТ (1829 - 1894) разработал и первый произвел операции удаления зоба, гортани, простаты, резекции пищевода, желудка (операции названы его именем: Бильрот-1 и Бильрот-2), операции на языке, печени, влагалищное удаление матки.
ТЕОДОР КОХЕР (1841 - 1917) изучал эндемический зоб, разработал операции зоба, исследовав общепатологическую сторону проблемы (кретинизм, кахексия при зобе), рекомендовал использовать йод для его лечения. Им же разработаны новые методики оперативных вмешательств и хирургические инструменты.
Развитие предупредительной и социальной медицины.
Предпосылки развития предупредительной медицины: развитие промышленности, санитарное состояние, эпидемии. Возникновение научной демографической статистики. Д. Граунт и его труд "Естественные и политические наблюдения над бюллетенями смертности"; У.Петти и Ф. Кенэ, их труды. Работы по профессиональной патологии и гигиене (Б.Рамаццини).
И. Франк: идеи государственного здравоохранения, "Полная система
медицинской полиции".
Научная революция в гигиене: переход от общих описаний явлений к точному количественному и качественному изучению влияния факторов среды на здоровье человека. Экспериментальная гигиена (М. Петтенкофер). Общественная (социальная) гигиена: первые попытки создания законов по охране здоровья рабочих. Санитария приводит к улучшению строительства жилищ и общественных помещений, решая вопросы обеспечения водой (водопроводы), воздухом (вентиляция), туалетами (канализация), улучшением планировки, светом и т.д. Развитие гигиены в связи с успехами бактериологии (дезинфекция, фильтрация воды и др.).
Система организации медицинской помощи детям.
Влияние развития клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патологоанатомических исследований на создание системы обследования ребенка. Детализация симптоматики детских болезней. Первая больница для детей в Париже (1802г.) – ведущий центр Европы по подготовке специалистов в области детских болезней. Открытие первых яслей для детей (1844г., Франция). Детские приюты. Организация в 1892г. Научного общества детских врачей.
А.Труссо (разработка операции трахеотомии у детей). Разработка Берингом противодифтерийной сыворотки (1894). Получение Берингом первой Нобелевской премии по физиологии и медицине (1901).