Чтение Торы в субботу и в праздники
1. Мошерабейну установил, чтобы в будние дни к чтению Торы в синагоге вызывали трех человек, в рошходеш – четырех, в праздники – пятерых, в ЙомКипур – шестерых и в субботу – семерых. Таким образом, количество вызываемых соответствует степени святости каждого из этих дней.
2. По букве закона, количество вызываемых в субботу и в праздники можно увеличивать. Однако принято, что это делают только в субботу (за исключением праздника СимхатТора, когда к чтению Торы вызывают всех присутствующих) – и то не во всех еврейских общинах. Для каждого из вызванных надо обязательно прочитать не менее трех стихов Торы; чаще всего для дополнительных вызовов к Торе используют последний, седьмой отрывок недельной главы. Однако если в синагоге присутствует много тех, кто имеет право быть вызванным к Торе, предпочтительнее не вызывать к Торе больше семи человек, а организовать параллельные чтения в других помещениях синагоги.
3. Есть четыре субботы в году, когда может возникнуть необходимость в чтении по трем свиткам Торы.
Если рошходеш месяца адар или рошходеш месяца нисан совпадает с субботой, по одному свитку Торы читают недельную главу, по второму – отрывок, связанный с этим новомесячьем («Шкалим» или «Гаходеш»), по третьему – о жертвоприношениях, которые полагается совершить в этот день. Если праздник ШминиАцерет (или СимхатТора) совпадает с субботой, по одному свитку читают недельную главу (последнюю в Торе), по второму – рассказ о сотворении мира (начало Торы), по третьему – о жертвоприношениях в этот день. И, наконец, если рошходеш месяца тевет приходится на субботу, по одному свитку Торы читают недельную главу, по второму – о жертвоприношениях, по третьему – отрывок, который читают в Хануку.
Если в синагоге есть только два свитка Торы, то вместо третьего свитка используют не второй, а первый.
4. Для «мафтира», то есть для того, кому оказали честь читать «гафтару» (отрывок из книг пророков), сначала должны прочитать несколько заключительных стихов из конца недельной главы Торы (минимум – три). Если во время этого повторного чтения в Торе обнаружили не замеченный ранее дефект, изза которого необходимо взять другой свиток (см. выше, 24:2), этого, тем не менее, не делают, чтобы не уронить честь этого свитка Торы. «Мафтир» не произносит заключительного благословения после чтения Торы, но прочитывает все благословения «гафтары». Если же это произошло в такую субботу, когда для «мафтира» читают отдельный текст в другом свитке Торы, то поступают так же, как при обнаружении дефекта в другом месте свитка Торы (см. выше, 24:3,4). Другой свиток Торы берут и тогда, когда дефект обнаружили раньше, чем «мафтир» успел произнести первое благословение.
В синагоге, где есть всего один свиток Торы, в подобной ситуации вызванный к Торе последним читает «гафтару» со всеми благословениями, и лишь затем произносят «Кадиш».
5. Если в будний день в тексте Торы обнаружили неправильно написанное слово, но, тем не менее, ни его прочтение, ни его смысл не меняются, к другому свитку не обращаются. Однако в субботу (хотя тоже не берут другой свиток) вызывают для чтения только семь человек, и последний из них, седьмой, прочитывает «гафтару» со всеми благословениями и лишь после этого произносит «Кадиш». Если же для «мафтира» зачитывают текст в другом свитке Торы (как сказано выше, п.п. 2 и 3), эта проблема, естественно, снимается.
6. В дни, когда из арон кодеша вынимают для чтения два свитка, то если в первом из них обнаружен дефект, запрещено вместо него взять второй. В каждом из свитков читают тот отрывок, ради которого его вынесли в зал синагоги, и потому взамен первого следует достать из арон кодеша еще один свиток Торы, третий. В дни, когда выносят три свитка, если первый или второй оказался непригодным, его заменяют новым.
7. Если в субботу на пергаменте свитка обнаружен застывший воск или парафин, закрывающий слово или его часть, то – в отличие от будней –удалить его нельзя. Если сквозь него буквы видны, чтение продолжают. В противном случае чтение прекращают, так как Галаха запрещает читать в свитке Торы даже одно слово наизусть. Надо постараться снять воск какимнибудь необычным способом – например, перегнуть пергамент в этом месте, чтобы воск упал. Однако если это не удается, по этому свитку читать запрещено.
Если воск закрывает буквы имени Всевышнего, то запрещено снимать его обычным способом и в будни, чтобы случайно не повредить великого имени. Поэтому слегка нагревают пергамент с другой стороны, чтобы воск или парафин стал более мягким и сам сошел с пергамента. (В субботу, разумеется, так поступать нельзя, так как это считается запрещенной работой.)
8. Преимущественное право на внеочередной вызов к чтению Торы имеют: 1) жених в день свадьбы, 2) жених в субботу, предшествующую свадьбе, и мальчик, который на следующей неделе становится «бар мицвой», 3) сандак (тот, кто держит ребенка во время обрезания) – в день обрезания, 4) тот, кто вносит ребенка в помещение, где тому делают обрезание, – в день обрезания (на иврите этот человек называется шошвин, а на идише – кватер), 5) тот, у кого родилась дочь, 6) тот, у кого родился сын, 7) молодожен, женившийся в первый раз на девушке не раньше среды на прошлой неделе, 8) тот, кто в эту субботу отмечает годовщину смерти близкого родственника (на идише – йорцайт), 9) отец ребенка, которому в этот день делают обрезание, 10) тот, кто будет отмечать цорцайт на будущей неделе, 11) могель (тот, кто совершает обрезание) – в день обрезания, 12) сандак, за ним – отец новорожденного, за ним – могель в субботу, предшествующую обрезанию. Постоянный посетитель синагоги имеет преимущество перед случайным, житель данного города – перед приехавшим в этот город на время.
Если есть два человека с равными правами, вопрос решает габай (староста) синагоги или же претенденты бросают жребий.
Принято также вызывать к Торе того, кто вернулся с дороги или должен куданибудь ехать. Оказывают честь гостю, вызывая его к Торе (если при этом не ущемляют чьихлибо прав).
9. Во время чтения «Песни у моря» (Шмот, 15:121) и Десяти заповедей (Шмот, 20:114 и Дварим, 5:6–18) принято стоять.
10. Согласно принятому у хасидов Хабада обычаю, во время субботней «Минхи» после чтения Торы хазан начинает читать «Хацикадиш» в то время, когда свиток Торы заканчивают свертывать и надевать на него специальное покрывало, и читает его так медленно, чтобы закончить уже после того, как свиток Торы вернут в арон кодеш, а все присутствующие приготовятся читать «Амиду».
Глава 80
«Гафтара»
1. В далекой древности, во время гонений на еврейскую религию, власти запретили евреям читать Тору в синагогах. Однако читать книги пророков было разрешено, и все время, пока запрет не был снят, в синагогах читали отрывки из книг пророков, содержание которых близко к содержанию субботних глав Торы. Для чтения вызывали семерых человек, и каждый прочитывал не менее трех стихов (как при чтении субботней главы Торы). Когда гонения прекратились, мудрецы Торы установили, что чтение отрывков из пророков будет продолжаться, только теперь весь отрывок, который должен включать не менее 21 стиха (7 раз по 3), будет читать один человек. Этот отрывок называется «гафтара».
Мудрецы постановили также, что «гафтару» с произнесением благословений читают только в «миньяне» после чтения Торы. Если же читали не свиток Торы, а напечатанный Хумаш и не произносили при этом благословения (см. выше, 23:15), то благословения «гафтары» тоже не произносят, но ее, тем не менее, читают – чтобы установление о «гафтаре» не забылось.
2. Для чтения «гафтары», кроме совершеннолетнего еврея, разрешается также вызывать левита или когена и даже мальчика, еще не ставшего «бар мицвой». Принято, что преимущественное право быть вызванным в качестве «мафтира» имеет тот, кто отмечает йорцайт в эту субботу или на следующей неделе.
3. Перед вызовом «мафтира» произносят «Хацикадиш». По обычаю, эту честь предоставляют отмечающему йорцайт или пребывающему в годичном трауре после смерти близкого родственника. Для чтения «Хацикадиша» он подходит к свитку Торы и держится за ручку его оси.
Если в субботу читают два свитка Торы, то во время произнесения «Хацикадиша» оба эти свитка должны лежать на столе для чтения Торы. Если же читают по трем свиткам, то первый из них класть в это время на стол не нужно.
4. «Мафтир» не имеет права начать первое благословение до тех пор, пока свиток Торы не свернут и на него не надето специальное покрывало. Причина этого заключается в том, что Галаха предписывает слушать «гафтару» столь же внимательно, как и чтение Торы, а свертывание и надевание покрывала на свиток Торы этому помешает.
По этой же причине недопустимо, чтобы ктонибудь в синагоге читал «гафтару» вслух одновременно с «мафтиром». Принято, однако, что все присутствующие читают «гафтару» шепотом, слово в слово вместе с «мафтиром».
5. «Мафтир» обязан закончить чтение «гафтары» после того, как ее прочитают большинство присутствующих в синагоге, затем он произносит заключительные благословения в тишине, чтобы все хорошо их слышали. Тот, кто не успел прочитать «гафтару» вместе с «мафтиром», должен прерваться, услышав начало заключительных благословений, ответить «амен» на каждое из них, а уж потом дочитать «гафтару».
Глава 81