Что делать тому, кто пропустил молитву

1. Правила о восполнении пропущенной молитвы относятся только к тому, кого вынудили к этому обстоятельства или кто совершил такую ошибку в «Шмонээсрэ», для исправления которой ее необходимо прочесть еще раз, но вспомнил об этом лишь тогда, когда время той молитвы уже прошло. Если же человек пропустил молитву сознательно, восполнить ее он уже не может. К нему относятся слова царя Шломо: «Искривленное не сможет выправиться, а то, чего нет, в счет не войдет» (Когелет, 1:15).

2. Извиняющими обстоятельствами, помешавшими молиться в надлежащее время, считаются следующие: 1) если, занимаясь какимлибо делом, предполагали закончить его до истечения времени молитвы, но не успели и потому не помолились вовремя; 2) если были заняты предотвращением финансового убытка (хотя, в принципе, Галаха запрещает пропускать время молитвы по этой причине); 3) если были в нетрезвом состоянии (несмотря на то, что Галаха запрещает пить алкогольные напитки при наступлении времени очередной молитвы).

3. Чтобы восполнить пропущенную молитву, надо прочитать «Шмонээсрэ» в следующей молитве дважды: повторив ее после некоторого перерыва – на этот раз уже в качестве восполнения пропущенной молитвы. А именно: пропустив «Шахарит», молятся «Минху» в положенное для нее время, после «Шмонээсрэ» читают «Таханун», снова читают «Ашрей» и повторяют «Шмонээсрэ» уже ради восполнения пропущенной «Шахарит». Пропустив «Минху», в положенное время молятся «Маарив», а прочитав после «Шма» «Шмонээсрэ», делают паузу, достаточную для того, чтобы пройти два метра, и повторяют «Шмонээсрэ» в качестве восполнения пропущенной «Минхи». Если же не молились «Маарив», то после «Тахануна» читают «Ашрей» и молятся «Шмонээсрэ» в качестве восполнения пропущенного «Маарива», а уж затем читают «Ламенацеях», «Ува лецион» и заканчивают «Шахарит» по порядку.

4. Пропущенную молитву можно восполнить только в молитве, следующей за ней. Например, если пропущенными оказались и «Шахарит», и «Минха», то в «Маариве» можно восполнить только «Минху». Кроме того, перерыв между очередной «Шмонээсрэ» и той, которую читают в качестве восполнения пропущенной, не должен быть слишком большим. Например, если после «Шмонээсрэ», которую читают в качестве исполнения обязанности в настоящий момент, отвлеклись на большее время, чем заняла бы данная молитва, «Шмонээсрэ», прочитанная затем, уже не считается восполнением пропущенной молитвы. Мудрецы разрешили восполнять пропущенную молитву только в пределах времени, которое занимает молитва, следующая за ней по порядку, т. е. суток.

5. «Шмонээсрэ», прочитанная в качестве восполнения пропущенной, должна быть идентична «Шмонээсрэ», прочитанной в качестве обязанности. Так, если пропустили «Минху» в пятницу, то в «Маариве» обе молитвы «Шмонээсрэ» должны быть субботними – хотя вторая из них восполняет будничную «Шмонээсрэ», молитва должна быть субботней, поскольку уже наступила суббота. Если же по ошибке прочитали будничную «Шмонээсрэ», придется еще раз прочитать субботнюю. Точно так же, если накануне новомесячья пропустили «Минху», то в обеих «Шмонээсрэ» в «Маариве» делают положенное добавление «Яале веяво». А если «Минху» пропустили в субботу, то после окончания субботы в «Маариве» обе молитвы «Шмонээсрэ» должны быть будничными.

Однако в последнем случае есть одно исключение: в «Маариве» на исходе субботы добавление «Ты даровал нам» делают только в первой «Шмонээсрэ», которую читают в качестве исполнения обязанности. Поскольку это добавление выполняет функцию «Гавдалы» – разделения между субботой и буднями, коль скоро это сделано, во второй «Шмонээсрэ» повторять вставку «Ты даровал нам» уже не нужно. А если не помолились «Маарив» на исходе субботы, то на следующее утро, когда «Шмонээсрэ» повторяют в качестве восполнения пропущенной, вставку «Ты даровал нам» добавляют именно в повторении «Шмонээсрэ».

6. Несмотря на то, что молиться «Мусаф» разрешено до самого вечера, восполнить эту молитву в «Маариве» невозможно. Дело в том, что «Мусаф» соответствует дополнительным жертвоприношениям, которые совершали в Храме в определенные дни, но совершать жертвоприношения позволено только до захода солнца, и поэтому вечером «Мусаф» читать запрещено.

7. Если тот, кто должен дважды прочитать «Шмонээсрэ», – хазан, он читает, как обычно, «Шмонээсрэ» один раз шепотом и один раз вслух, и это засчитывается ему как восполнение пропущенной молитвы.

8. По букве Галахи, тот, кто сомневается, прочитал ли вообще положенную молитву, не обязан ее повторять. Однако желательно, чтобы он все же это сделал, произнеся перед этим следующие слова: «Я действительно не молился – сейчас я исполняю свой долг, если же молился – пусть эта молитва считается добровольным даром Всевышнему».

Глава 22

«Таханун»

1. В будни после «Шмонээсрэ» читают «Таханун» (досл. «мольба»). Между этими молитвами запрещено вести разговоры на посторонние темы. Однако во время чтения всей оставшейся части «Шахарит» можно прерываться в любом месте, чтобы ответить на «Кадиш» и т. п., – только желательно делать это, дочитав фразу до конца.

2. Главная часть «Тахануна» – исповедь в грехах и «Нефилат апаим» («Падение ниц»). Во время чтения исповеди принято слегка ударять себя в грудь кулаком правой руки при каждом слове.

3. Перечислять «тринадцать образов Бжественного милосердия» можно только в «миньяне».

4. В «Нефилат апаим» читают 25ю главу из книги Тегилим с небольшими добавлениями – сидя, спрятав лицо как бы изза страха пред Шхиной, находящейся перед нами.

5. Во время «Шахарит» в «Нефилит апаим» лицо склоняют на правую руку (причем она не должна быть обнаженной), так как на левой – тфилин шель яд. Во время же «Минхи» лицо склоняют на левую руку.

6. Во время «Нефилат апаим» садятся, склонив лицо на руку, только в помещении, где есть свиток Торы. (При исключительных обстоятельствах там разрешается читать 25ю главу Тегилим стоя.) Однако если в помещении свитка Торы нет, весь «Таханун» читают стоя. Если молятся в другом помещении синагоги, где нет свитка Торы, но дверь в главный молитвенный зал открыта, для прочтения «Нефилат апаим» садятся и закрывают лицо.

7. Слова «А мы не знаем, что делать нам…» произносят еще сидя, после этого сразу встают и заканчивают: «…потому что к Тебе – наши взоры».

8. Когда молятся в доме, где ктонибудь умер или справляют траур по умершему, то в течение всех семи дней траура не читают «Таханун» –даже в «Минхе» в последний день траура. Так поступают, даже если сам скорбящий отсутствует. Принято, что участники этого «миньяна» не читают «Таханун» даже по возвращении домой. Однако если скорбящий приходит в синагогу, то «миньян» читает «Таханун», но скорбящий молчит.

9. Не читают «Таханун» в синагоге в тот день, когда там должна проходить церемония обрезания, а также если во время молитвы присутствуют отец новорожденного, сандак и могель – даже если обрезание будут совершать вне синагоги.

Не читают «Таханун», когда молятся там, где совершают обрезание, до торжественной трапезы или во время ее. Однако если в этом помещении молятся «Минху» после ее завершения и прочтения «Биркат гамазон», то весь «миньян» – кроме отца ребенка, сандака и могеля – «Таханун» читает.

10. Не читают «Таханун», если в «миньяне» присутствует жених в день его свадьбы, а также в любой из «семи дней пира» – если хотя бы одна из сторон вступила в брак впервые. Однако если вдовец женится на вдове, то в «миньяне», где он молится, не читают «Таханун» только три дня.

11. «Таханун» не читают в течение всего месяца нисан, в ПесахШейни (14 ияра), в ЛагБаомер; с 1го по 12 сивана (включая праздник Шавуот); Девятого ава, Пятнадцатого ава; в канун Рошf ашана; начиная с кануна ЙомКипура и до конца месяца тишрей; в ТуБишват; в ПуримКатан (14 и 15 первого адара в високосный год), в Пурим, в Хануку и в рошходеш.

Кроме того, «Таханун» не читают в «Минхе» в кануны Хануки, Пурима (включая канун дня ПуримКатан), Девятого ава, Пятнадцатого ава, ЛагБаомера и ТуБишвата. Однако в «Минхе» перед кануном РошГашана, ЙомКипура и в канун ПесахШейни «Таханун» читают. 12. Согласно обычаю хасидов Хабада, «Таханун» не читают также 19го и 20го кислева (хасидский «РошГашана», годовщина освобождения основоположника Хабада р. ШнеураЗалмана из заключения в Петропавловской крепости, в Петербурге, в 1798 г.), 12го и 13го тамуза (в годовщину освобождения шестого хабадского Ребе р. ЙосефаИцхака из заключения и ссылки в 1927 г.) и 10го кислева (в годовщину освобождения из заключения раби ДоваБера, второго хабадского Ребе, в 1826 г.), а также в «Минхе» накануне этих дат.

13. Понедельник и четверг – дни особого благоволения Всевышнего, поскольку по велению Всевышнего Мошерабейну поднялся на гору Синай для получения вторых Скрижалей Завета в четверг и спустился с ними в понедельник, через 40 дней, принеся Израилю полное прощение за грех построения золотого тельца. Поэтому в эти дни после «Нефилат апаим» читают молитву «Вегу рахум» («А Он – милосердный…») – просьбы о прощении, снисхождении и искуплении грехов. Читают ее стоя, неторопливо, вдумываясь в значение слов, как произносят просьбы, желая, чтобы они были исполнены.

Если в понедельник или четверг не читают «Таханун», то и молитву «Вегу рахум» не произносят.

14. После окончания «Тахануна» хазан произносит «Хацикадиш».

Глава 23

Наши рекомендации