Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех дефектов характера
Есть список из семи дефектов характера, которые традиционно называют «семью смертными грехами». Семь смертных грехов – это гордыня, лень, обжорство, зависть/ревность, жадность, похоть и нечестность. И хотя этот список не известен многим из нас, большинство совершали один или несколько грехов хотя бы раз в жизни.
Когда мы осознаем, что собираемся позволить Богу, как мы Его понимаем, удалить наши дефекты характера, становится ясно, что мы позволить Ему выполнять Свою работу в нашей жизни. Мы говорим, что собираемся позволить Богу удалить все те дефекты характера, которые отбрасывают нас к опыту депрессии. Мы знаем, что наша депрессия – это то, что удаляет нас от людей, а также держит наши чувства замороженными и не дает соприкоснуться со своим истинным «Я». Первые пять Шагов привели нас в этот пункт, где мы теперь признали Богу и кому-то еще истинную природу наших ошибок. Мы признали все это − и привели себя в порядок. Мы открыли наши секреты какому-то другому человеку − и это дало нам такую свободу, какую мы никогда ранее не испытывали до тех пор, пока не подготовились к тому, чтобы Бог удалил наши дефекты. Путем признания того, что мы несовершенны и что наша жизнь нами не управляется, мы начинаем выносить наши проблемы на дневной свет. Доверяя другим наши глубочайшие страдания и страхи, мы иногда можем снизить размер этих препятствий к счастью. Мы также можем чувствовать первый раз присутствие Бога по мере того, как начинаем ощущать новое чувство мира внутри себя.
Когда мы оглядываемся, мы ясно осознаем, что то, что произошло в нашей жизни, когда мы перепоручили себя в Божьи руки, было лучше, чем то, что мы могли планировать сами.
Именно теперь нам нужна сила смирения, для того чтобы посмотреть на самих себя, признать и объявить, что мы сломаны и страдаем, и что наша зависимость от депрессии не дает нам по-настоящему жить и доверять Богу или Высшей Силе. Как только мы обнаружили, по мере осуществления Четвертого и Пятого Шагов, что было причиной нашего хронического падения в безнадежность, мы можем не только отыскать решение наших дисфункциональных моделей поведения, но также увидеть все наши сильные стороны.Нам необходимо начать выявлять наши позитивные сильные стороны и зависеть от них, если мы хотим двигаться вперед к надежде и чувству того, что мы хозяева собственной жизни. Многие люди по разным причинам слепы по отношению к тому, что они зависимы от депрессии, и продолжают жить в состоянии отрицания и поиска объяснений того, почему им необходимо быть в грусти. Они – саддикты.
Саддикты верят, что намного лучше выбрать жизнь в состоянии страдания, чем выбрать жизнь в состоянии покоя, позволив Богу удалить их дефекты характера. Так много людей, к сожалению, выбирают предсказуемость страдания вместо риска почувствовать себя неуверенно и даже быть испуганными новыми и первоначально нечеткими чувствами легкости и радости. В тот момент, когда депрессивный человек постепенно начинает стучать в стену отрицания своей зависимости от грусти в каждый момент, когда жизнь становится стрессовой, то это само по себе становится стартовым пунктом в процессе выздоровления. Многие из нас стремятся избегать неизвестного и остаться с тем, что они знают. Мы подобны активным алкоголикам, которые когда бы они ни встречали неприятного или вызывающего стресс человека, место или воспоминание, начинают «лечить» себя алкоголем. Обжора, игроман, курильщик, сексоголик – все они управляемы их зависимостью. Пустота нашей жизни подобна дыре, которая постоянно должна заполняться каким-либо зависимым поведением. Отпуская наш сверхжесткий зажим на горле собственной жизни, что парадоксальным образом само по себе подталкивает нас все дальше ослаблять захват, мы начинаем сталкиваться с реальностью первый раз без травмирующего костыля нашей зависимости. Мы отпускаем свою зависимость от повторения ритуала грусти.
Билл У., основатель Анонимных Алкоголиков, говоря о собственной депрессии, утверждал следующее: «Моя депрессия невыносимо усилилась, и мне вдруг показалось, что я находился на самом дне какой-то ямы. И в этот момент рухнули последние остатки моего гордого сопротивления. Внезапно я обнаружил, что кричу: «Если есть Бог, пусть Он покажет Себя! Я готов на все что угодно, на все, на все!!»
И вдруг комната осветилась каким-то удивительным белым светом. Мне казалось, что я нахожусь на горе, и меня обдувает не ветер, а некий дух. И я вдруг осознал, что я свободный человек. Постепенно этот исступленный восторг ушел. Я лежал на кровати, но на этот раз в каком-то ином мире, в мире иного осознания. Я был весь пронизан удивительным ощущением Присутствия и думал про себя: «Вот он Бог, о котором говорили проповедники!»[7]
Все это приводит нас в ту точку, в которой мы все можем капитулировать и отпустить нашу собственную волю, и позволить Богу взять управление нашей жизнью. В случае Билла У., он молил Бога о помощи и признал, что был готов сделать все что угодно, абсолютно все для того, чтобы выздороветь. Это и было пониманием того, что Бог может помочь нам увидеть, как нам необходимо изменить наш образ действий, чувств и мыслей.
Я слышал как многие говорили, что они с огромным удовольствием избавились бы от своей депрессии, имея в виду, что они не вводили бы себя снова в грусть, если бы они были уверены, что у них не будет больше боли. Конечно, вы и я знаем, что это невозможно. Билл У. утверждал, что боль – это критерий духовного прогресса.
Дефекты характера – это то, от чего мы все страдаем, и именно работая по Программе Двенадцать Шагов, мы открываем способы того, как нам победить эти дефекты. Обычно, как у зависимых людей, у нас есть глубокая дыра внутри, которую мы пытаемся заполнить едой, алкоголем, игрой, сексом, любовью, депрессией и т. д. Парадоксально, но продолжительная подпитка нашей зависимости делает эту дыру все более глубокой. Чем больше мы хотим испытать временный комфорт зависимости, тем больше этот опыт диктует нам направление нашей жизни. Все наше внимание направлено на получение все большего комфорта тем же образом. Я уверен, что не так много людей понимает, что опыт их депрессии длиной в жизнь есть зависимость, однако я говорю вам, что дело обстоит именно так.
Я понимаю это как дефект характера – продолжать выбирать хроническое состояние депрессии в то время, когда вы можете почувствовать надежду, как и другие люди, которые работают по Двенадцати Шагам и которые доверяют Высшей Силе в том, чтобы Она забрала их страхи, навязчивости и беспокойство, к которым они приросли.
В соответствии с мнением средневековой Церкви, гордыня – это самый худший из семи смертных грехов, так как она удерживает человека от изменений. Моя гордыня удерживает меня от признания того, что я сам являюсь причиной собственной депрессии. Нам необходимо смирение для того, чтобы сказать Богу и группе, что моя жизнь определенно неуправляема и что только доверие Богу или Высшей Силе может дать нам возможность уйти от этой депрессии.
В этом Шаге, как в Четвертом и Пятом, мы продолжаем перечислять и описывать различные дефекты характера, которые, как мы чувствуем, создают нам проблемы в жизни и мы отстраняемся от нее, сидим и наблюдаем, как движется мир без нас. Мы не могли больше веселиться, если вообще мы это когда-либо умели, и научились пережевывать то, насколько мы ужасны и как другие думают, что мы хуже всех на свете. Снова нам необходимо посмотреть на то, как видим себя и признать, что мы не совершенны и не хороши на сто процентов. Именно потребность быть совершенным заставляет нас быть в тревоге, в страхе и беспомощности. И теперь мы осознаем, что мы просто можем быть самими собой и нам нет необходимости жить в соответствии с тем, что другие ожидают от нас.
То, что мы полностью готовы к тому, чтобы Бог удалил наши дефекты характера, говорит о том, что мы более не собираемся сопротивляться изменениям и что мы хотим, чтобы Бог начал работать в нашей жизни, создавая новое творение. Эта работа по удалению наших дефектов требует времени, а для большинства людей – целую жизнь. Идея заключается в том, чтобы хотя бы начать и осознать, что по мере того, как вы все больше понимаете, что есть сферы вашей собственной жизни, на которые необходимо посмотреть, тем больше Высшая Сила будет помогать вам увидеть то, что заслуживает внимания. Очень глубоко, иногда совершенно забытые, разрушительные эмоциональные конфликты сохраняются глубоко в подсознании. Во время сложных ситуаций они могут болезненно извращать наши эмоции, что, в свою очередь, обесцвечивает нашу личность и меняет нашу жизнь к худшему. Вот почему так важно говорить с другими в вашей собственной семье об истоках ваших проблем, о тех значимых людях, которые заботились о вас, когда вы были ребенком.
Потеря родителей в раннем возрасте в результате смерти либо развода может оказать серьезный эффект в жизни ребенка. Ранние потери в жизни причиняют много боли в течение жизни, и хотя многие люди думают, что их депрессия просто появляется ниоткуда без всякой видимой причины, обычно причина есть и наиболее вероятно она глубоко запрятана в подсознании, потому что было слишком больно смотреть на нее. Именно возможность поделиться ею с друзьями, которым можно доверять, с членами группы или терапевтом, может позволить вам постепенно освободить части секрета, которые были многие годы заперты внутри. И когда мы будем в контакте с людьми, которым доверяем, боль прошлого может уйти.
Теперь, когда мы признали, что депрессия заставила вас чувствовать себя беспомощными в своей хватке, вы можете начать видеть, как вина, чувство стыда и потери в раннем детстве могли предрасположить вас к депрессии, которая теперь стала образом жизни, обеспечивая комфорт и оправдание за то, что вы не живете полной жизнью!
Я думаю, что камнем преткновения для многих людей, приходящих в Анонимные Депрессивные может быть именно то, что они слышат, что у них есть дефекты характера. Например, возникает вопрос о том, какое все это имеет отношение к их депрессии? У многих людей есть тенденция не рассказывать о том, как они страдают и как они не могут позволить себе печалиться о жизненных потерях, таких, как смерть любимых людей, потеря работы или детства, которого у них никогда не было. Для других выход на пенсию может породить чувство полного проигрыша. Многие люди в депрессии чувствуют беспомощность и у них нет никого, кто понял бы ситуацию. Будучи в эпицентре своей депрессии, они не могут начать думать о том, что они могли сами быть причиной собственной депрессии, потому что ее наступление было медленным и неосознаваемым. Они чувствуют, что они сходят с ума и теряют рассудок. Они чувствуют, что у них не может быть еще одной мысли в сознании. Они также легко все забывают и, как кажется, не могут сконцентрироваться ни на чем. Они также безжалостно истязают себя за все зло, которое они совершили. Они боятся того, что другие узнают об их преступлениях, если они позовут кого-то, и продолжают пережевывать то, насколько они, должно быть, плохи. Подавляя любое обнадеживающее или светлое чувство и не давая им войти даже на порог своего сознания, они подавляют и все остальные чувства. Когда вы подавляете одно чувство, вы отвергаете их всех, ведь вы имеете дело не с клавишами пианино, в котором нажатие на одну клавишу [по-английски нажатие – «депрессия»] не воздействует на ту, которая рядом.
Только тогда, когда боль больше, чем страх рассказать кому-то другому о своей депрессии, начинается прогресс. Неспособность искать помощь, соединенная с ощущением беспомощности и того, какое все темное, делает выход из своего темного мира на свет для депрессивного очень затруднительным. Свет любви к себе начинает сиять, когда мы открыли другим что-то о своей грусти и отчаянии, и тогда начинаются изменения. Когда в нашем сознании мы начинаем отмечать, что именно капитуляция приводит нас к победе, именно после нее в нашей жизни начинается крутой поворот. Мы готовы двигаться вперед, когда мы перепоручаем свету Высшей Силы действовать в нашем сердце и жизни. Если мы «полностью готовы», то это означает, что мы будем прилагать все усилия со своей стороны для того, чтобы открыть Богу возможность помогать нам в выходе из депрессии. Нам необходимо сделать максимум того, что мы можем. Нам нельзя позволять себе быть сбитыми с толку мыслью о том, что мы «подхватили» нашу депрессию, как грипп или простуду. Мы знаем, что где-то на жизненном пути мы перегрузились и почувствовали себя переполненными чувством ответственности, вины или стыда. А это привело к хронической депрессии, которую мы никак не можем «стряхнуть».
Программа Анонимных Депрессивных, основанная на Двенадцати Шагах, – это духовная программа и она такова, что в ней вы и я постоянно стараемся улучшить себя и не попасть в искушение вводить себя в депрессию, когда та или иная стрессовая ситуация, человек или воспоминание врывается в нашу жизнь. Именно в такой момент вам необходимо взяться за молитву о душевном покое и повернуться к Высшей Силе, и сказать Ей, что вы больше не собираетесь зависеть от грустного настроения, но что вы собираетесь зависеть от Нее, Высшей Силы, для того, чтобы пройти через этот момент, этот час и этот день. Вы будете жить только одним днем и оставаться вне завтрашнего дня, в котором гнездятся беспокойство и страх, и вне вчера, в котором живут боль и гнев. Сегодня, данный момент, этот час – вот единственное место в котором мы в реальности можем быть!
Для многих из нас наш страх перед другими и наша потребность избегать ситуаций причинили нам глубокую психическую боль и замешательство. В любой момент времени, когда мы чувствуем, что нам необходимо уйти в тишину и подумать о своей грусти, мы остро осознаем, что не собираемся делать для себя ничего, приносящего надежду. Вместо этого мы просим Высшую Силу удалить наши зависимые мысли и поведение и даровать нам трезвость, желание и мужество смотреть на Божью силу, власть и волю в нашей собственной жизни.
Чаще всего, когда люди слышат о перепоручении своей жизни Высшей Силе или повороте своей воли к Богу, как они Его понимают, они чувствуют, что для них это самое трудное в Программе. Очень часто люди боятся, что Бог даст им что-то, что причинит боль или что сделает их жизнь невыносимой.
Как мы сказали, Четвертый и Пятый Шаги помогли нам открыть дефекты нашего характера и теперь мы, обладая поддержкой группы, находимся в позиции, в которой можем сфокусироваться на том, как отдельные дефекты характера заставили нас потерять душевный покой и мир в сознании и сердце, и привели нас к тому, что мы попали в тюрьму в нашем мире грусти, негативных мыслей и чувств.
На собраниях мы слышим позитивные истории тех членов группы, которые делятся с нами тем, какова была их жизнь перед Анонимными Депрессивными. Так много людей, которые были в депрессии, не заботились о своем физическом или духовном состоянии, не имели близких друзей, с которыми можно поделиться своей болью и рассказать о бушующем у них внутри шторме. Очень часто именно тот человек, который, казалось бы, совершенно потерял смысл жизни, теперь борется за то, чтобы найти подлинного себя. Выздоравливающие члены группы Анонимных Депрессивных постоянно рассказывают нам о том, что они полностью готовы к тому, чтобы дефекты их характера были удалены. По мере того, как они пускают Бога и группу в свою жизнь, их личное «отпускание» дает им силы почувствовать присутствие и покой Бога.
Мы отметили в качестве необходимого наличие собственного желания. Готовы ли мы сейчас позволить Богу удалить от нас все те вещи, которые, как мы признали, мешают нам? Может ли Он забрать их всех и каждую по отдельности? Если мы еще привязаны к чему-то, то не сможем двинуться вперед. Мы просим Бога помочь нам захотеть. Когда мы готовы, мы говорим нечто подобное: «Я хочу, мой Создатель, что Ты принял меня со всем, что во мне есть, и хорошим, и плохим. Прошу Тебя освободить меня от всех дефектов характера, которые мешают мне быть полезным для Тебя и для ближних. Дай мне силы, когда я выйду отсюда, выполнить Твою волю. Аминь!»[8].
Мы знаем, что наша сила воли сама по себе не может вывести нас из тюрьмы депрессии, но только вера в силу или мощь, большую, чем наша собственная. Поэтому, работая над Шестым Шагом, мы продолжаем пребывать в Божьей воле и позволяем Богу помогать нам открывать и искоренять дефекты нашего характера, которые держат нас в тюрьме.
Отсутствие силы было нашей дилеммой. Нам необходимо найти силу, посредством которой мы могли бы жить, и это должна быть Сила, большая, чем наша собственная.
Седьмой шаг