Сделали тщательную и бесстрашную нравственную инвентаризацию самих себя
Том спросил: «Почему нам необходим Четвертый Шаг в нашем выздоровлении?» Он сказал, что он в депрессии и ему не нужно ничего, что заставит его чувствовать себя хуже, как например, копание в вещах, которые он сделал в прошлом. Почему, интересовался Том, он должен возрождать призраков прошлого? В любом случае, когда мы говорим о нравственной инвентаризации, она напоминает нам религию с ее «делайте то» и «не делайте это» с особым упором на «нельзя», «не делайте». Том сказал, что он пришел в Анонимные Депрессивные для того, чтобы узнать, что сделало его депрессивным и ему не нужно больше ничего, что заставило бы его чувствовать вину или еще больше грусть.
Некоторые думают, что раскапывание старых страданий и ошибок обязательно усилит депрессию человека. Я полагаю, что это зависит от того, что мы выставляем на инвентаризацию. Ниже приведен список дефектов характера, помогающих сохраняться нашей грусти:
· наш перфекционизм;
· наша потребность контролировать;
· наш страх;
· вина;
· стыд;
· обиды;
· нечестность;
· эгоцентризм;
· пассивность;
· гнев;
· нерешительность;
· страх перемен или вообще неспособность жить с неопределенностью.
Когда мы начинаем просить Бога о помощи в удалении этих черт нашей личности, то эта просьба не сделает нас более депрессивными, на самом деле она обнадежит нас. В Третьем Шаге нам говорят, что мы принимаем решение. Это означает именно то, что означает, а не просто обещание, и об этом говорит Большая Книга Анонимных Алкоголиков. Когда мы начинаем отдавать свою волю и жизнь Высшей Силе и готовы рассказать о своих дефектах другим в группе, то после этого мы в нашей жизни будем в состоянии обрести мир вместе с новыми целями. Это в реальности естественный и необходимый шаг, который нужно предпринять, если мы хотим оставить нашу тюрьму депрессии позади. Нам необходимо не только осуществить тщательную инвентаризацию того, как мы видим сами себя, наш мир и наше будущее, но мы также должны критически рассмотреть любые дефекты, которые запирают нас в нашем ощущении стыда и вины. Нам необходимо посмотреть на те области, которые выделила Дороти Роу в ее книге «Депрессия: выход из вашей тюрьмы», в которой она перечисляет шесть главных убеждений человека, который чувствует, что он в депрессии. Все депрессивные люди придерживаются этих убеждений в той или иной степени. Дороти Роу утверждает, что большинство депрессивных людей придерживаются этих убеждений о самих себе как будто это непреложная истина, неизменная и высеченная в граните. Они думают, что ничего никогда не изменится в их жизни. Эти убеждения становятся тем материалом, который нам необходимо инвентаризировать, если мы хотим освободиться от депрессии, которая играла столь большую роль в нашей жизни.
Первое «непреложное» убеждение, согласно Дороти Роу, которого придерживаются многие депрессивные так, как если бы это было Божье откровение, — это убеждение в том, что неважно то, насколько я хорош и приятен, на самом деле я плохой, злой, ничтожный и как я сам не могу принять себя, так и никто другой меня не примет. Четвертый шаг – это критический момент, если мы хотим начать путешествие в направлении целостности, мира и обретения хороших чувств по отношению себе. Но если мы хотим оставаться в яме грусти, то убеждение в том, что мы ничего хорошего из себя не представляем и никуда не годимся, будет ограничивать нашу способность осознавать, чем мы можем стать и что мы можем сделать для самих себя. Я считаю, что много наших проблем коренится в нашей потребности быть совершенными и делать вещи так, как другие от нас ожидают. Это подобно тому, как если бы мы должны были сначала удовлетворить их потребности, а потом уже свои собственные. Значимые люди нашего прошлого укрепляли в нас убеждение в том, что для того, чтобы мы были приемлемыми, нам нужно делать вещи только так, как они от нас хотят. И мы должны были делать приятное им, в противном случае мы могли быть отвергнуты и навсегда оставлены в одиночестве. Сама по себе эта ситуация — пугающая для любого из нас. Мне всё время нужно пытаться быть кем-то другим, а не тем, кем я на самом деле являюсь, и я постоянно наполнялся грустью, так как я понимал, что никогда не дотянусь до того уровня, достижения которого от меня ждали другие. Вся моя жизнь оценивалась на основании того, каким я должен быть по мнению других. То, что было хорошо, никогда не было достаточно хорошо, и я продолжал тянуться к максимуму в попытке сделать все идеально, но этот «максимум» никогда не был чётко обозначен. Я чувствовал, что никогда не дорасту до ожидания других людей и это наполняло меня ощущением стыда за самого себя. Я не только чувствовал себя виноватым, но ещё и стыдился самого себя. Я не только испытывал чувство вины, но чувствовал и стыд – стыд от того, что моя неадекватность будет очевидна для всех и я стану посмешищем. Мой постоянный страх заключался в том, что другие могут увидеть, насколько я плох.
Вот именно в этом инвентаризация может помочь нам: мы раскопаем и ликвидируем эти дефекты характера по мере того, как мы начнем видеть истину, которая проявляется по мере изучения нашей жизни. Нам необходимо узнать, как дать самим себе хороший перерыв, который мы дали бы любому другому человеку, вместо того, чтобы истязать самих себя. Любой комплимент, сказанный в наш адрес, мы немедленно отрицаем и действуем так, как будто он к нам на самом деле не применим, особенно — думаем мы — если люди узнали бы, каков я в реальности. Мы постоянно поддерживаем убеждение в том, что мы плохие и никчемные из-за наших прошлых детских убеждений, которые все еще неосознанно влияют на наши нынешние мысли и поведение. Эти прошлые события, многие из которых мы даже не помним прямо, все еще каким-то образом вносят грусть в нашу нынешнюю жизнь. Это смутное чувство того, что мы совершаем ошибку, и чувство того, что другие нас только терпят, — это убеждение, которое должно быть демонтировано и выброшено в мусорную яму, если мы хотим стать счастливыми людьми, которыми нам предназначено быть. Мы оплакиваем ту часть себя, которой никогда не было дано выразить себя, и это делает нас грустными. Когда мы проговариваем этот факт на нашем собрании, то слышим, что другие в группе также не имели детства и что способность радоваться полностью отсутствовала у них в ранние годы жизни. Непосредственность и детское легкомыслие рассматривалось как неуместное во многих семьях. Детям не было позволено говорить о своих чувствах или даже доверять им. Все это приводило нас к риску депрессии, так как мы прятали, скрывали чувства, которые нам не было позволено выражать.
Нам необходимо изложить на бумаге наши чувства о самих себе и увидеть, когда и где у нас появились первые впечатления о самих себе.
Ø С какими чувствами о наших родителях и родственниках мы росли в нашей семье?
Ø Существовали ли в нашей семье секреты, о которых не было не позволено рассказывать вне дома?
Ø Видели ли мы как наши родители выражали любовь друг к другу?
Ø Часто ли мы видели, как наши родители воевали друг с другом?
Ø Боялись ли мы в юности, что наши мама и папа могут нас оставить и что мы можем стать сиротами?
Ø Если наши родители развелись, винили ли мы себя за их развод?
Делая подобную инвентаризацию мы можем вывести на поверхность наши самые ранние чувства стыда и смущения по отношению к себе которые сформировали эти значимые люди нашего детства.
Я все еще помню свое смущение, когда мой учитель в третьем классе сказал мне перед всеми, что я никогда не буду таким, как мой брат, который был намного умнее меня. Раньше я чувствовал, как мое лицо становится красным и горячим в тот момент, когда я думал об этом смущающем меня инциденте. Но чем больше я делюсь тем, как мне стыдно рассказывать другим о том, что я чем-то не управляю, тем больше я освобождаюсь от этого страха. Тот же принцип работает и в группе Анонимных Депрессивных. Мы можем предпринять собственную инвентаризацию наших слабостей и страхов и доверить группе выслушать нас и принять нашу историю стыда и боли, как мы принимаем их. Мы начинаем видеть, как и почему так много людей чувствуют себя плохо из-за того, что в ранние годы кто-то подтолкнул их к тому, чтобы они чувствовали, что они никогда не смогут достичь того, чего ждут от них другие. Став еще раз самим собой, как маленьким ребенком, мы парадоксальным образом начинаем взрослеть.
Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы понимаем Его, и это само по себе поможет нам стать честными с самими собой и с членами группы. Эта честность освобождает нас по мере того, как мы уходим от себя прежних, какими мы когда-то были, и начинаем соприкасаться с нашим истинным и наиболее глубоким «Я». Тщательное и честное изучение самих себя начнет открывать нам, что многие наши представления, сформированные в раннем возрасте о том, что такое зло и никчемность, были на самом деле конструкциями, построенными из песка. Характер строится истиной и готовностью собрать и узнать правду о самом себе. Это может быть болезненный поиск, но он откроет, что это хорошо — быть несовершенным и не иметь всех ответов. Это хорошо — доверять другим наши самые глубокие страхи и боль, и знать, что мы можем быть любимы и уважаемы даже если мы делимся тем, какими плохими и злыми мы считали себя в течение долгих лет. Со временем станет ясно, что наше чувство глубокой грусти не выплыло само по себе из ниоткуда, но было результатом того, как нас научили думать о себе.
«Будь верен сам себе»[5] — эта старая аксиома имеет много достоинств для тех из нас, кто работает по духовной Программе Двенадцать Шагов. Часто на терапии я прошу людей перечислить как можно больше своих сильных сторон, и для некоторых это трудная задача, когда они в депрессии и мир кажется им серым, опасным местом. Поэтому нам очень важно проделать эту инвентаризацию: нам необходимо научиться видеть наши сильные стороны и остановить скатывание в чувство жалости к самому себе и «прогресс», проявляющийся в любви к нашей депрессии, ведь, как кажется, мы не можемвидеть великодушную доброту в самих себе, которая была дана нам на все времена Высшей Силой. Это чувство неспособности само по себе оживляет нашу депрессию, грусть и чувство протеста против самого себя. Нам необходимо посмотреть на собственные ресурсы и осознать свои сильные стороны по мере того, как мы собираемся вместе время от времени в нашей группе Анонимных Депрессивных или в нашей индивидуальной работе по Программе Двенадцать Шагов. Подобным образом нам необходимо удалить как можно быстрее старые оправдания и причины, за которые мы цепляемся и которые держат нас в депрессии и не подпускают к надежде выздоровления. Давайте будем объективны в отношении к себе и признаем, что так же, как мы стали причиной собственной депрессии, мы можем и вывести себя из нее.
Здесь мы не обвиняем себя, но оцениваем, как мы можем достичь внутреннего мира и покоя, который обещан тем, кто позволяет себе войти в доверие к своей Высшей Силе, или Богу, как они Его понимают. Выяснение причин нашей депрессии не самое главное. Главное, что мы должны для себя открыть, – это как начать выходить из состояния грусти в нашей жизни «здесь и сейчас». Наша семья и наши учителя, и наш несчастливый опыт учили нас верить, что мы плохие и никчемные, но мы свободны в том, чтобы изменить это убеждение. Мы должны осознать, что мы ответственны за образ собственного мышления и что мы не можем винить в нем ни наше детство, ни родителей, ни других значимых для нас людей или погоду. Нам необходимо взять на себя ответственность за то, как мы верим. Без сомнения, чем больше мы говорим сами с собой в позитивном ключе, тем больше мы в состоянии развивать привычку действовать постоянно жизнерадостным образом. Прежде всего мы должны мотивировать себя для того образа действий, с помощью которого должны успешно уплыть от своего устойчивого состояния грусти и летаргии.
Вторая «непреложная» истина депрессивных, согласно Дороти Роу, такова: «Другие люди таковы, что я должен бояться их, ненавидеть и завидовать им». Если мы верим, что мы плохие и никчемные, то тогда из этого следует, что мы должны бояться других людей, потому что они могут увидеть насколько мы плохи и отвергнуть нас. Когда мы боимся кого-то достаточно долго, то начинаем ненавидеть этого человека, и когда мы боимся кого-то, мы становимся отчужденными от него, для того чтобы не видеть его проблем. Мы думаем, что ему живется легко, и поэтому завидуем ему. Именно поэтому в конце концов мы начинаем верить, что вокруг нас одни враги. Самое трудное дело — это научиться жить с доверием, если вы постоянно находитесь в состоянии ужаса по поводу всех окружающих. Нам необходимо посмотреть на все наши отношения и найти всех тех людей, которые сегодня вызывают у нас сильные чувства ненависти, зависти и страха. Нам необходимо искоренить в себе все эти сильные эмоции, которые похожи на прутья стальной решетки, держащей нас запертыми в этих эмоциях бессилия. Только тогда, когда мы сможем посмотреть честно в свою душу, мы сможем увидеть, что именно образ того, как и что мы чувствуем по отношению к другим, влияет на все наши чувства сейчас и когда бы мы ни старались вернуть себе контроль над собой, мы тут же снова впадаем в чувство грусти: оно предохраняет нас от того, чтобы чувствовать слишком много. Мы подобны активному алкоголику, который употребляет еще одну рюмку для того, чтобы «лечить» себя и заморозить неприятные чувства.
Грусть подобна зависимости тем, что она используется, чтобы притупить очень болезненную потерю, мысль о будущих потерях, либо для того, чтобы «приглушить» то, как мы воспринимаем мир вокруг нас сегодня. Мы сделаем очень хорошо, если отследим то время, когда становимся грустными, а также отследим автоматические мысли, которые постоянно вводят нас в состояние отчаяния. Это очень похоже на зависимость от никотина, когда зависимый курящий, который пытается бросить курить, отслеживает когда, где и сколько сигарет он/она выкуривает в течение дня. Он или она проводит перепись различных ситуаций, в которые вовлечен. Приводят ли некоторые люди, места или ситуации к тому, что он курит больше или меньше? Все это может помочь увидеть проблемные области, сферы, которые наполнены стрессом, толкающим его/ее к тому, чтобы искать некоторую анестезию от боли. Точно также и мы должны более пристально посмотреть на то время, когда мы топим себя в яме депрессии.
Нам также необходимо увидеть, что наша уверенность в самих себе в значительной степени уменьшилась, поскольку мы были в депрессии и таким образом нам необходимо осознать, что если мы будем в состоянии вновь обрести способности строить отношения с другими, то тогда мы должны будем выйти из своего маленького круга жизни и стать вовлеченными в жизнь других людей, точно так же, как мы это делаем в группе Анонимных Депрессивных. Нам также необходимо осознать, что этот Четвертый Шаг нужен только для нас самих. Было бы, конечно, удобнее сесть и обвинять других за тот образ жизни, который мы ведем, но мы просто делаем инвентаризацию. Возьмите ответственность за самих себя и признайте, что мы сами являемся причиной того, как себя чувствуем. В этот момент мы можем восстановить ответственность за самих себя и честно сказать, что наша инвентаризация тщательная и бесстрашная.
Отрицание, перенос ответственности на других и попытки дать рационалистические объяснения — главные защитные механизмы тех людей, которые вводят себя в депрессию. В течение многих лет они отрицали тот факт, что их поведение ненормально или что у них нет контроля над тем, как они чувствуют. Кроме того, эти люди, зависимые от грусти, часто могут переносить на других вину за свой собственный образ мышления. Они также склонны к такой рационализации: раз кто-то причинил им боль в прошлом, то значит у них есть право вводить себя в грусть и сегодня. Когда мы начинаем взаимодействовать с такими людьми, которые уже пытаются понять сами себя и свою потребность в такой защите, то мы приходим к пониманию того, как мы сами используем ее и после этого отдаем Богу нашу зависимость от таких стереотипов.
Пребывание в социальной изоляции – это ключевой пункт в депрессии большинства людей. Тот факт, что они предпочитают сидеть и вариться в собственной изоляции и боли, мешает им чувствовать себя лучше. Только тогда, когда мы оставляем в прошлом обвинения других, отрицание нашей собственной способности выбрать более здоровый образ жизни и мышления, тогда наша депрессия начинает испаряться из-за того, что мы не обращаем на нее внимания. Именно принимая решение перепоручить нашу волю и жизнь заботе Бога, как мы Его понимаем, мы объявляем о конце нашего депрессивного образа мышления. Группа самопомощи Анонимных Депрессивных делает все это возможным, если вы выбираете поиск мужчин и женщин, перед которыми вам нет необходимости извиняться за вашу депрессию. Вас никто не будет за это осуждать.
Ясный свет, как кажется, падает на всех нас, когда мы открываем глаза. Так как наша слепота была вызвана нашими собственными дефектами, мы должны прежде всего глубоко осознать, что они такое. Конструктивная медитация является первым требованием к каждому новому шагу в нашем духовном росте.
Пятый шаг