Ок-участок и личностные изменения

Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой нами в детстве основной жизненной позиции.

"Я ОК, ты ОК" – это здоровая позиция. При этом я участвую в жизни и разрешении жизненных проблем. Я действую с целью достижения желаемых для меня выигрышных результатов. Эта единственная из позиций, основанная на реальности. Если в детстве я встал на позицию "Я не-ОК, ты ОК", то скорее всего буду разыгрывать свой сценарий в основном из депрессивной позиции, чувствуя себя ниже других людей. Сам того не сознавая, я буду избирать неприятные мне чувства и поведенческие проявления, "подтверждающие", что свое место в мире я определил верно. Если у меня возникнут проблемы с душевным здоровьем, их скорее всего диагностируют как невроз или депрессию. Если я написал роковой сценарий, его развязкой вероятно будет самоубийство.

Детская позиция "Я ОК, ты не-ОК" означает, что я буду проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции, пытаясь возвыситься над другими людьми. При этом они скорее всего будут воспринимать меня как подавляющего, бесчувственного и агрессивного человека. Хотя эта позиция нередко называется параноидальной, она также соответствует психиатрическому диагнозу расстройства характера. В проигрышном сценарии третьей степени моя финальная сцена может включать убийство или нанесение увечья другим людям.

Если я в младенчестве занял позицию "Я не-ОК, ты не-ОК", мой сценарий будет разыгрываться преимущественно из бесплодной позиции. Я буду считать, что этот мир и населяющие его люди плохи, равно как и я сам. Если я написал банальный сценарий, красной нитью по нему будет проходить мое халатное отношение к большинству жизненных начинаний. Если у меня роковой сценарий, развязка его, возможно, будет состоять в том, чтобы "обезуметь" и заработать психотический диагноз.

Как и все остальные составляющие сценария, жизненная позиция может быть изменена. Как правило, это происходит только в результате инсайта – внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария, – курса терапии или какого-то сильного жизненного потрясения.

Нередко процесс изменения жизненной позиции связан с определенной последовательностью продвижения по квадратам Участка. Если человек первоначально проводит большую часть времени в Я-Т-, его следующей остановкой будет скорее всего Я+Т-. Побыв некоторое время в этом основном теперь для себя квадрате, он перейдет в Я-Т+. Конечная цель состоит в том, чтобы все дольше задерживаться в квадрате Я+Т+, пока он не станет основным местом пребывания.

Может показаться странным, что для перехода из Я+Т- в Я+Т+ людям зачастую нужно пройти через Я-Т+. Но, как свидетельствует терапевтический опыт, Я+Т-нередко оказывается защитной реакцией против Я-Т+. Решая, что "Я ОК, а все остальные не-ОК", младенец утверждается в этой позиции, чтобы защитить себя от болезненного осознания своей приниженности и беспомощности перед лицом родителей. Чтобы действительно стать взрослым, человеку нужно прожить эту детскую боль и освободиться от нее.

***УПРАЖНЕНИЯ С ОК-УЧАСТКОМ

Нарисуйте оси ОК-Участка и надпишите квадраты.

Теперь очертите контур по осям, чтобы показать, сколько времени в среднем вы проводите ежедневно в каждом квадрате. Например, если вы считаете, что большую часть времени находитесь в Я-Т+, несколько меньше в Я+Т+, еще меньше в Я+Т-, а меньше всего в Я-Т-, ваш контур будет выглядеть как на рис. 12.2. Франклин Эрнст назвал это "участкограммой".[3]

При каких обстоятельствах вы склонны входить в каждый из квадратов? Что вы обычно делаете, говорите и чувствуете, когда находитесь в каждом из них?

Из каких состояний Я вы исходите, находясь в каждом квадрате? (Используйте функциональную модель.) Какие состояния Я вы вызываете у других людей?

Какие виды поглаживаний вы производите и получаете в каждом квадрате?

Теперь, после того как вы увидели свою участкограмму, не хотите ли вы в ней что-либо изменить?

Если да, продумайте, как вы можете применять какие-либо из четырех Взрослых операций вместо сценарного реагирования. Выберите по крайней мере одну ситуацию на следующей неделе, в которой можно применить Взрослую операцию, и опробуйте ее. Если вы работаете в группе, сообщите ей о полученном результате.***

ок-участок и личностные изменения - student2.ru

Рис. 12.2. Пример участкограммы

Глава 13

Наши рекомендации