Упражнения активизирующие внимание
«Летает – не летает»
Цели: развитие и активизация внимания, развитие понятийного словаря, двигательных навыков.
Оборудование: не требуется.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Игровая деятельность
«Курица, цыплята и ястреб»
Цели: развитие коммуникативных навыков, ампатии, двигательных навыков.
Оборудование: музыкальное сопровождение игры.
Один из играющих изображает курицу, другой — ястреба, остальные — цыплят, которые в сопровождении «курицы» бегают по залу и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает «ястреб» и ловит «цыплят». «Цыплята» в испуге разбегаются в разные стороны. «Курица» защищает «цыплят», нападает на «ястреба» и уводит их домой (определенное место). Если «ястреб» все-таки поймал «цыпленка», он улетает к себе. «Цыпленок» выбывает из игры и становится «ястребом». При повторении игры «цыплят» ловят два «ястреба».
Заключительные упражнения
«Прикосновение»
Цели:развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа.
Оборудование:зажженная свеча в подсвечнике, музыка в умеренном темпе с четкой и ясной фразировкой.
В центре зала стоит зажженная свеча в подсвечнике, звучит спокойная музыка. Дети садятся в круг на колени (подсвечник оказывается в центре круга) и под музыку прощаются друг с другом прикосновением ладошек. Правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа, левая ладонь лежит на правой ладони соседа слева. Прикосновение «передается» по кругу.
План - конспект занятия с использованием кинезитерапии при алалии (общее недоразвитие речи у детей первого уровня).
Тема «Новогодние персонажи».
Цели: установление неречевого контакта с детьми, усиление действенной активности, формирование сплоченности, подготовка к переходу на новый уровень речевого недоразвития.
Задачи: развитие координационных пространственных навыков, мелкой моторики, целенаправленного ротового выдоха, ритма, слухового внимания, различение красного и синего цветов, усвоение новогодних персонажей.
Оборудование: игрушки: снегурочка, дед мороз, снеговик, снежинка; разрезные части снеговика; варежка; кусочки ваты; музыка А.Жилина «Танец снежинок; носы красного и синего цвета; карточки красного и синего цвета.
Раздел занятия | Логопед | Дети |
1. Организационный момент. | - Скоро Новый год. На этот праздник к нам придут интересные герои. Сегодня мы с нимипознакомимся. - Подойдите ко мне и помогите нашим героям выбраться из ящика. Называет игрушки, которые достают дети. | Достают из ящика игрушки снегурочки, деда мороза, снеговика, снежинки. |
2.Упражнение активизирующее внимание и развивающее эстафетную ходьбу - «Снеговик». | - Один снеговик дошел до нас, а другой упал и рассыпался. Надо помочь и собрать его. Показывает готовую картинку снеговика и разрезные части такой же картинки. Помогает при возникновений трудностей. | Став в шеренгу, поочередно подходят к столу и выкладывают по образцу картинку снеговика, выбирая из разрезных частей. |
3. Пальчиковая гимнастика. «Варежка». | - Все наши сегодняшние герои в варежках. -Вот и я варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нет пальчика, пропал, В свой домишко не попал» (показать пустой палец в варежке). Я варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшимся согнутым палец). Идешь, идешь – и как найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?(большой палец прикосновением здоровается с остальными). | Выполняют за логопедом движения на правой и левой руках. |
4. Дыхательная гимнастика. «Снегопад». | - Новогодний персонаж - Снежинка, если подуть, умеет летать. Вот так. Сдувает с ладони кусочек ваты. - А теперь вы подуйте и научите ваших снежинок летать. | Дети дуют на кусочки ваты, лежащие у них на ладони. Поднимают и дуют еще. |
5. Танцевальное ритмическое упражнение – «Танец снежинок». | - Давайте представим, что мы - снежинки и тоже умеем летать. Включает музыку и показывает пример детям. | Под музыку танцуют и кружатся. |
6. Игровая деятельность. «Два Мороза». | Выбирает из детей двоих, одевает одному красный, другому синий нос и ставит их по середине комнаты. Всех остальных детей располагает в одном из концов комнаты. - Это два брата молодые, два мороза удалые. Это Мороз – красный нос, это Мороз – синий нос. Кто из вас решиться в путь дороженьку пустится? | Дети перебегают черезМорозов в противоположную сторону комнаты. Морозы их ловят и вручают карточку цвета своего носа. Кто больше поймает (заморозит) детей, тот выбирает вместо себя нового ведущего (Мороза). |
7. Заключительное упражнение. | - Все сегодня молодцы! Кому понравилось сегодняшнее знакомство с Новогодними персонажами – улыбнитесь.:-) | Улыбаются. J |
План - конспект занятия с использованием кинезитерапии при ринолалии (общее недоразвитие речи у детей второго уровня).
Тема «Дикие животные».
Цели: тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, общее укрепление организма, развитие мелодико-интонационной стороны речи.
Задачи: постепенное вовозрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох, автоматизация изученных звуков, развитие модуляции, тембра, диапазона, повторение изученных диких животных.
Оборудование: мяч; коврики для упражнений на полу; ритмичная музыка; колыбельная музыка; игрушки: большой медведь, средний, маленький, заяц большой и маленький, большой и маленький еж.
Раздел занятия | Логопед | Дети |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте! - Давайте вспомним и назовем диких животных, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях. | Здороваются и называют изученных животных. |
2. Ходьба. «Гудок». | - Сегодня мы отправляемся путешествовать в лес, к уже знакомым животным. Поедим мы туда на паровозике. Движется первым и показывает пример. | Дети становятся друг за другом и совершают движения руками, имитирующие колеса паровозика. Движутся по комнате со звуком уууу. |
3. Игровая деятельность. «Здесь живет». | - Вот мы и приехали, а нас встречают лесные животные. Посмотрите, кто здесь живет? Выберите понравившееся вам животное и, изображая его, отвечайте. - Кто здесь живет? Показывает пример с соблюдением правильной интонации и силы голоса. | Выбирают понравившееся животное. Изображают его и стараются ответить его голосом. Например, большой медведь отвечает басом, грубо. |
4. ЛФК. «Гимнастика с животными». | - Животные, которых вы выбрали, делают гимнастику. Давайте вместе с ними ее проведем. - Медведь любит лежать на полянке и двигать животиком. - Зайчик смотрит по сторонам, нет ли волка. - Затем выглядывает из кустов и прячется со звуками ух уф - Если волк приблизится придется зайчику защищаться. Показывает пример и проговаривает инструкции. Звучит ритмичная музыка. | Лежат на спине. Вдох через нос и живот выпячивают, выдох через рот и живот опускают. Стоят. Ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону – вдох, исходное положение – выдох. Затем поворот в другую сторону. Стоят. Ноги на ширине плеч. Поднимают руки через стороны вверх, приседают, обхватывают руками колени и произносят ух уф Стоят. Ноги вместе. Поза боксера. Движения руками вперед, с силой и произнесение жжж |
5. Речевая игра. «Хоровод». | - Уже начинает темнеть в лесу, и животные ложатся спать. Тучи месяц спать кладут, хоровод ведут: - Поскорее вырастай. Баю-бай! Гонит заиньку метель в снежную постель: На мороз не выбегай, баю-бай. Мишку мама прячет в мех, им теплее всех: До весны не вылезай, баю-бай. Только еж не хочет спать, рассердилась мать: Спи! И глаз не открывай, баю-бай! Звучит колыбельная музыка. | Ведут хоровод и стараются повторять за логопедом. |
6. Заключительное упражнение. | - Животные уже легли спать, пора и нам отправляться обратно. - Сегодня все были молодцы, хорошо выполняли все задания. Надеюсь и вам понравилось наше путешествие. - Собираемся в паровозик и уезжаем из леса. | Высказывают свое мнение о занятии. Понравилось или нет. Идут по комнате паровозиком. |
План - конспект занятия с использованием кинезитерапии при дизартрии (общее недоразвитие речи у детей третьего уровня).
Тема «Осень».
Цели: развитие активного словаря, регулирование мышечного тонуса,
Задачи: расширение словаря по теме осень, активизация относительных прилагательных, развитие мелкой моторики, артикуляционных и мимических движений.
Оборудование: листья: клена, рябины, дуба, березы; обручи; картинки деревьев: клена, рябины, дуба, березы.
Раздел занятия | Логопед | Дети |
1. Организационный момент. | - Наступила осень. Давайте вспомним, что происходит осенью. - Осенью идет дождь. Передает кленовый листочек ребенку. | Стоят в кругу. При вручении кленового листочка, называют признак осени и передают листочек другому. |
2. Пальчиковая гимнастика. «Осень». | - Осенью бывает сильный ветер, который раскачивает траву, кусты, деревья. - И осенью идет дождь. Показывает пример. | Пальцами рук показывают воздействие ветра на траву. Кистями рук – на кусты. Полностью руками – на деревья. Постукивая пальцами по столу, имитируют дождь. |
3. Ролевые стихи. «Листопад». | - Когда ветер дует на деревья, возникает листопад. Листопад, листопад, Листья желтые летят. Под ногами шелестят И летят, летят, летят… | Поочередно взмах руками. Взмах одновременно руками. Приседают. Кружатся и приседают. |
4. Мимическая гимнастика. | - Некоторые люди не верят, что наступила осень. Они удивляются. Думают, что это сон. Проверяют, стал ли воздух осенним. Печалятся, потому что осень действительно наступила и вскоре радуются, красим ярким осенним краскам. | Поднимают и опускают брови. Закрывают и открывают одновременно глаза. Совершают нюхательные движения. Выражают мимически печаль и радость. |
5. ЛФК. | - Чтобы не печалиться и быть всегда бодрыми, надо делать гимнастику. Показывает упражнения и проговаривает. | Вдох. Подняли руки вверх и потянулись. Выдох. Вдох и, встав на носочки, потянуться. Выдох. Повороты в стороны. Наклон к полу. Поднимают листочек, лежащий на полу. Говорят, с какого дерева и какой. |
6. Игровая деятельность. «Листопад». | - Давайте поиграем в листопад. Вы будете листиками и по моей команде соберетесь у своего дерева. По комнате лежат 3-4 обруча (лужи). Рядом с лужами картинки березы, дуба, рябины, клена. Когда дети засыпают, меняет деревья местами. | По сигналу дети-листики летают, кто-где хочет. По другому сигналу собираются у того дерева, чей листик у них в руках. Кто быстрее. Далее летают, ложатся, засыпают, продолжают дальше летать. |
7. Заключительное упражнение. | - Давайте каждый про себя загадает желание. Возможно, пока лист будет кружиться на ветру, ваше желание исполнится. - Вы все сегодня отлично выполняли задания. Молодцы! | Загадывают желания и кидают листочек из окна. |