Понятие «кинезитерапия» и «общее недоразвитие речи»
Для изучения вопроса использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо уточнить понятия: «общее недоразвитие речи» и «кинезитерапия».
Под термином общее недоразвитие речипонимается такая патология у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, которая характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы [Левина, Никашина, 1968]. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют 4 уровня. Первые три выделены и описаны Р.Е.Левиной, четвертый представлен в работах Т.Б.Филичевой.
Клинико-психолого-педагогические исследования ученых-методистов показали, что эта группа детей крайне неоднородна не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по его структуре и механизмам возникновения. Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных нарушениях – алалии, а также при фонационных расстройствах (ринолалии и дизартрии), когда диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны. [9.С.12-18]
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.
Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов [Жукова, Мастюкова, Филичева, 1990] ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Если обратить внимание на физическую сторону развития, то основные двигательные умения и навыки у детей с общем недоразвитием речи сформированы недостаточно, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Кинезитерапия относится болгарскими учеными Л. Боневым, П. Слынчевым, Ст. Банковым к группе неспецифически действующих терапевтических факторов.Кинезитерапия- (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis - движение, therapia - лечение) - дословно "лечение движением". Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины. Кинезитерапия - это не только специальные и индивидуально подобранные методики лечебной гимнастики, и применение специальных корригирующих поз - лечение положением, но и роботизированная механотерапия, тренажеры различной направленности. Движение используется как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации. Каждое движение совершается в определенном ритме. В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся к ритму, равномерный, размеренный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа. [3.С. 8-9]
Частью кинезитерапии является лечебная ритмика. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика. [2.С.18-21]
Анализ литературы показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом [Волкова, 2003].
В логопедии и коррекционной педагогике используют следующие направления кинезитерапии: лечебную физическую культуру, логопедическую ритмику, логопедическую (артикуляционную) гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, корригирующие позы, различные тренажеры.
В вопросе отношения логопедического и медицинского лечебного массажа к разновидности кинезитерапии мнения ученых-методистов расходятся. Исходя из того, что массаж – это механическое воздействие на организм, при котором ребенок сам не совершает активных и пассивных движений, описание этого направления в курсовой работе по вопросу использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе не актуально.