Значение белков, жиров и углеводов для развития детского организма.

Для нормальной жизнедеятельности организмом должен получать достаточное количество пит. веществ, котр. соответствуют уровню обменных процессов. В организме пит. в-варасщепляются : белки – аминокислоты; жиры- глицерин и жирные кислоты ; углеводы – моносахариды.

Белки. При недостаточном поступление белка наблюдается отставание роста ребенка, задержка псих. развития, снижается устойчивость к инфекциям, развивается анемия, наруш. образование гормонов, витаминов, ферментов.

При избытке: наруш. работа почек, повыш. предоспаложеность к аллергическим заболеваниям.

Суточная норма

1-3 года- 53 гр. белка; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.

Полноценные белками животного происхождения это мясо, яйцо,молоко, сыр, творог. Растительного :бобовые, картофель, пшеница, крупы.

Жиры. Отрицательно влияют на организм ,наруш. усвоение белка, наруш. деятельность внутренних систем и органов. При недостатке замедляется рост развития, снижается сопротивляемость к инфекциям, появляется воспалительные изменения на коже. Происходит нарушение желудочно-кишечного тракта.

Суточная норма

1-3 года-53 гр. жиров; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.

Углеводы— органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения — овощей, фруктов, ягод, злаков — в виде сахарозы, фруктозы, глюкозы, галактозы, крахмала и клетчатки. В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала — гликогена.

Являются одним из главных источников энергии. Способствуют норм. переваренною и усвоению жиров и белков. Они богаты клетчаткой и способны передвижению пищевых масс по кишечнику.

При недостаточном поступление углеводов с пищей наруш. усвоение белков и жиров. Ухудшается пищеварение.

При избытке :усиленное образование жиров, понижается сопротивляемость детского организма, способствует появлений аллергических реакций.

Суточная норма

1-3 года-210гр. углеводов; 3-5 лет- 270гр . 5-7 лет- 290 гр.

50. Гигиенические требования к организации питания детей в дошкольных учреждениях.Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:

• правильная организация режима питания;

• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;

• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);

• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;

• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;

• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;

• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных особенностей детей.

В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник — 15—20%, ужин— 25%.

Врач или заведующий ДОУ присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.

Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки.

В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, — небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).

Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.

Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые — не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) — от 10 до 15 °С. Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).

Наши рекомендации