Оказание первой помощи ребёнку Электротравмы у детей
Если ребенок после удара током потерял сознание, у него наблюдается большой ожог, нарушения дыхания или сердцебиения, — срочно вызывайте бригаду «Скорой помощи». А тем временем окажите ему первую помощь.
Первая помощь ребенку при электротравме
-Немедленно отключить прибор, являющийся источником поражающего тока.
- Освобождающему пострадавшего от электропроводов необходимо надеть резиновые перчатки, если их нет ,обмотать руки шелковой, шерстяной сухой тканью и пользоваться сухой палкой.
- на ногах должны быть резиновые сапоги, стоять на сухой доске или стекле.
- Голыми руками прикасаться к пострадавшему нельзя.
-После отключения пострадавшего от источника тока, если признаки жизни отсуствуют, делают искусственное дыхание, дают вдыхать нашатырный спирт, растирают одеколонам, согревают тело.
- На место ожога накладывают стерильную повязку.
Следует постоянно следить за дыханием и пульсом малыша. При отсутствии самостоятельного дыхания или сердцебиения необходимо начать сердечно-легочную реанимацию.
Оказывать помощь малышу следует до возобновления самостоятельного дыхания и сердцебиения или до приезда бригады «Скорой помощи»
38. Значение режима дня в жизнедеятельности организма. Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.
В примерный распорядок дня можно внести поправки.Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.
Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.
Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.
Во времябодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.
У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.
39. Гигиенические требования к организации сна, бодрствования и режима питания.Для организации правильного режима необходимо строить его в зависимости от ритмичности физиологических процессов.
В течение суток с определенной закономерностью изменяются температура тела, деятельность органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и других систем. Особенно чувствительна к изменениям внешней и внутренней среды нервная система. Одной из основных причин нарушения суточного ритма является истощение клеток мозга и необходимость предохранения их от разрушения путем периодического сна. У взрослых и более старших детей главное время сна совпадает с темным временем суток, когда резко уменьшается количество возбуждающих мозг сигналов
У детей раннего возраста нервные процессы истощаются особенно легко, и для них естественны более продолжительный сон и чередование его с бодрствованием в дневное время. В процессе жизнедеятельности ребенка на основе ритмичности физиологических функций вырабатываются и условные рефлексы на время. Построение режима с учетом биологических ритмов способствует активной жизнедеятельности органов и тканей, а также всего организма в целом, сохранению энергии и сил, росту и развитию ребенка.
На протяжении раннего и дошкольного возраста в соответствии с изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями, режим меняется несколько раз.Где бы ни находился ребенок (дома в семье, в детском учреждении любого типа, одновозрастной или смешанной группе, в изоляторе или больнице), он должен жить по режиму, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям и состоянию здоровья. Правильный ритм режимных моментов охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на характер бодрствования и качество сна.
Бодрствование ребенка связано с активным состоянием клеток головного мозга, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Центральная нервная система детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Длительность периода бодрствования у маленького ребенка определяется пределом работоспособности нервной системы. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка. Сон характеризуется разлитым торможением в клетках головного мозга, ослаблением восприимчивости органов чувств (слуха, зрения, осязания) и реакций на внешние раздражители, снижением двигательной активности.
Соблюдение режима имеет большое значение для здоровья и оптимального развития ребенка, однако в отдельных случаях от него возможны отступления, продиктованные потребностями конкретного ребенка в конкретной ситуации. Гигиеническая организация сна в дошкольных учреждениях.Детям в дошкольном учреждении необходимо обеспечить оптимальную для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение. Новорожденный ребенок спит большую часть суток, однако сон его еще неустойчив и беспорядочен. На втором месяце жизни бодрствование становится более длительным, а в 2-3 месяца может продолжаться до 1,5 ч. К году его продолжительность удлиняется до 3 ч, к 3 годам — до 5,5-6 часов.
Дети старшего дошкольного возраста с устойчивой здоровой нервной системой нередко отказываются от дневного сна (не засыпают при укладывании). В таких случаях нецелесообразно настаивать на пребывании ребенка в постели, надо предоставить ему возможность спокойного отдыха с каким-либо тихим занятием по вкусу.
Укладывают детей постепенно, не спеша, примерно в течение 25-30 мин. Младших, ослабленных, тех, кто проснулся раньше, укладывают первыми, более старших, крепких, вставших последними укладывают вслед за ними. Во время засыпания детей не должно быть громких разговоров, резких звуков. Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь тихой, ласковой.
Гигиеническая организация бодрствования детей.Если полноценный, правильно организованный сон необходим ребенку для защиты нервных клеток от переутомления и восстановления работоспособности организма в целом, то период бодрствования — время, когда удовлетворяются его основные физиологические и психологические потребности. От того, как организовано бодрствование, в значительной степени зависит, насколько продуктивным будет ребенок в своей деятельности и насколько успешным будет его развитие. Важное значение имеют гигиенические условия среды, в которой находится ребенок во время бодрствования: достаточная освещенность, низкий уровень шума, свежий воздух, соответствие мебели, оборудования, игрушек его возрасту и уровню развития; не менее важен адекватный физиологическим потребностям ребенка ритм кормлений, чередование занятий и гигиенических процессов.
Важное условие бодрствования в любом возрасте — активность ребенка.Обеспечение достаточной двигательной активности — необходимое условие, повышающее эффективность обучения и оздоровления. Потребность ребенка в движениях при пребывании в детском коллективе не может быть обеспечена только занятиями гимнастикой, зарядкой и музыкальными занятиями.
Для движения необходимы простор, стимуляция со стороны взрослых. В группе обязательно должно быть предусмотрено место и для отдыха с подвижными играми, чтобы ребенок во время самостоятельной деятельности мог побегать, попрыгать, залезть куда-то, посидеть и даже полежать.
Искусственное ограничение движений недопустимо. Наоборот, если ребенок не двигается достаточно активно, то у персонала должна возникать тревога за его самочувствие.
Очень существенна правильная организация занятий, их длительность. Занятия, помимо обучающей функции, вносят разнообразие в деятельность детей, развивают их любознательность, повышают эмоциональный настрой. Однако они могут вызвать утомление и негативную реакцию у ребенка. Поэтому обязательным условием проведения занятий должно быть строгое соблюдение их длительности, допустимой нагрузки, внимание к эмоциональной реакции ребенка. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности и жизненный опыт.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей в течение дня строится на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду.
40. Гигиена зрения. Виды нарушения зрения, их профилактика. В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и предупреждать их.
Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка — забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора. Со второго месяца жизни у ребенка формируется предметное зрение — его кроватку надо располагать в самой светлой части комнаты, но следить, чтобы свет солнца или лампы не слепил глаза. Показывая игрушки, располагать их надо на расстоянии 25-30 см от лица ребенка, тогда они не занимают всего поля зрения, и ребенок может отвести взгляд и расслабить мышцы хрусталика.
Достаточная двигательная активность и пребывание на свежем воздухе, систематическое закаливание, рациональное питание способствуют хорошему функциональному состоянию нервной системы и тем самым хорошему состоянию зрения. Любое заболевание организма может повлиять на зрение, часто отмечается связь между травмами и развитием близорукости. После любой травмы, особенно сотрясения мозга, даже легкой степени, ребенок должен быть осмотрен офтальмологом.
Дополнительные зрительные нагрузки — просмотр диафильмов, видео- и телепередач, компьютерные игры — в значительной степени влияют на состояние зрения. Для охраны зрения в дошкольных учреждениях необходимо выполнять гигиенические требования к организации просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач.
Диапозитивныефильмы должны по содержанию соответствовать возрасту детей. Количество кадров в фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних — 35-40 и старших — 45-50. Детям 3-5 лет можно показать один-два диапозитивных фильма в течение 12-15 мин, старшим (6-7 лет) — два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 мин.
Экраны для показа диафильмов должны быть белыми (можно использовать белое полотно или ватманскую бумагу). Лучше всего иметь специальный экран ЭПП-1 или ЭПП-2 с коэффициентом отражения, равным 0,8. Центр экрана должен располагаться на уровне глаз дошкольников, сидящих на стульях (1-1,2 м от пола). Так как яркость освещения экрана зависит от срока службы лампы в фильмоскопе, то надо следить, чтобы он не превышал 20-30 часов, т.е. 40-50 сеансов.
Первый ряд стульев располагают от экрана на расстоянии, равном двойной его ширине, последний — не более 4 м от экрана.
Телевизор устанавливают на столике высотой 1-1,2 м над полом, добиваются хорошего качества изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый их ряд стоял не ближе 2 м, последний — не дальше 5 м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами устанавливают ряды стульев по 4-5 в каждом, на них удобно можно рассадить одну группу детей.
Продолжительность телевизионной передачи для детей четырех-пяти лет — не более 20 мин, для детей 6-7 лет — не более 30 мин.
В дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами во избежание отражения солнечных бликов на экране. В помещении, кроме светящегося экрана, необходимо иметь дополнительное освещение, естественное или искусственное, источник которого расположен вне поля зрения детей. Это дополнительное освещение снижает утомление глаз при просмотре телевизионных передач.
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.
Близорукость (миопия) - как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени - и вблизи. Здесь могут помочь очки или контактные линзы.
Первые признаки близорукости - это понижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки проявления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм - особый вид оптического строения глаза.
Явления этого врожденного или приобретенного характера обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.
Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма, чему в значительной степени содействует определенный распорядок жизни и устранение таких неблагоприятных факторов как напряженная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии в неблагоприятных условиях (недостаточна освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели).
41. Осанка. Виды нарушения осанки у детей. Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Признаки неправильной осанки:сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз – боковое искривление позвоночника. Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. Прикифотической осанке(кифозе) все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. Для лордотической осанки(лордоза) характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней и внешней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища). В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух
Осанкой принято называть привычную позу , которую человек принимает стоя или сидя без излишнего мышечного напряжения
42. Признаки неправильной осанки. Способы выявления нарушений осанки. Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Признаки неправильной осанки:сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз – боковое искривление позвоночника. Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. Прикифотической осанке(кифозе) все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. Для лордотической осанки(лордоза) характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней и внешней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища). В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.
43. Формы стопы. Плоскостопие. Виды. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, упрощают стопу. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть: 1)рахит, общая слабость, нарушение тонуса определенных групп мышц ног, пониженное физическое развитие, 2)плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевременно (до 10–12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться, особенно в мягкой обуви; 3)вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по гладкой твердой поверхности (полу, асфальту); 4)деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног. При плоскостопии:а)нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение; стопа становится потливой, холодной, синюшной; б) боли могут возникнуть и в икроножных мышцах, в коленных суставах, а также в поясничной области; в)дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.
44. Формы выявления плоскостопия. Профилактика.На сегодняшний день существует множество методик для определения плоскостопия. Рассмотрим самые эффективные из них.
Плантографияпредставляет собой м-д, при котором снимают отпечаток с подошвенной части стопы – плантограмму. Сам плантограф представляет собой деревянную рамку с натянутым полотном, покрытым полиэтиленовой пленкой. Полотно смачивают специальной штемпельной краской. На окрашенную краской сторону кладут лист бумаги с данными ребенка, который двумя ногами становится на середину рамки, а на бумаге остаются отпечатки стопы.Врач проводит оценку исследования на основании расположения линий на отпечатке: проводится касательная линия к точкам внутреннего края стопы, которые наиболее выступают, и линия от середины основания большого пальца к середине пятке. Далее через середину второй линии проводится вновь перпендикуляр до пересечения с отпечатком.Расшифровывать полученные данные врач может по различным методам определения плоскостопия, обычно используют метод Яралова-Яраленда, Смирнова, Фолькманна или Чижина.
Подометрияпроводится при помощи специального прибора – подометра, однако параметры считаются и «вручную» при помощи линейки, транспортира и циркуля. Противопоказаний к подобным обследованиям нет.Этот метод позволяет врачам определить наличие или отсутствие любых деформаций стоп.Определяется подометрический индекс путем вычисления отношения высоты стопы к ее длине.
Рентгенография– исследование, при котором делаются рентген-снимки стоп в двух проекциях (прямо и сбоку) под нагрузкой в статическом положении (т.е. пациент не двигается). По ним ортопеды определяют наличие любых деформаций костно-суставного аппарата, степень плоскостопия:
В целях предупреждения плоскостопия необходимо: 1)чтобы детская обувь не была тесной. Она должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник; 2)не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой; 3)не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия. Чтобы исправить плоскостопие, желательно проводить упражнения для мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений – 10–20 мин, в зависимости от возраста ребенка. Профилактические (стандартные) супинаторы имеются в некоторой обуви, которую желательно приобретать для ребенка с тенденцией к плоскостопию. Лечебные супинаторы применяются в более тяжелых случаях, их должен подобрать по гипсовому слепку со стопы ребенка врач-ортопед.
45. Закаливание как система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение резистентности организма.Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды.
Основные принципы:1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. 2. Последовательность применения закаливающих процедур. 3. Систематичность начатых процедур. 4. Комплексность. 5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. 6. Активное, положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
47. Расстройства питания. Гипотрофия. Ожирение. Профилактика расстройств питания.Пониженная масса тела или гипотрофия – хроническое расстройство питания, характеризующееся различной степенью потери массы тела. Как правило, гипотрофией страдают дети раннего возраста. Различают врожденную (пренатальную) и приобретенную (постнатальную) гипотрофию. Врожденная гипотрофия чаще всего обусловлена заболеваниями матери или связана с внутриутробной гипоксией, инфекцией плода, геномными и хромосомными мутациями. Среди причин приобретенной гипотрофии может быть гипогалактия у матери, неправильно рассчитанный рацион при искусственном вскармливании, одностороннее кормление, пилоростеноз и пилороспазм, лекарственные отравления (гипервитаминоз D), инфекции желудочно-кишечного тракта, недостатки ухода, режима или воспитания ребенка. Также гипотрофия может возникнуть из-за пороков развития желудочно-кишечного тракта и других органов, поражения центральной нервной системы, наследственные аномалии обмена веществ и иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания.
В зависимости от степени дефицита массы тела различают гипотрофию I степени, когда дефицит массы тела составляет от 10 до 20%, II степени – от 20 до 30% и III степени – свыше 30%.
Главное в лечении гипотрофии – организовать правильное питание ребенка, которое должно не только обеспечивать физиологические потребности детского организма в основных пищевых веществах, но и соответствовать его индивидуальным возможностям с учетом степени отставания.
Ожирение - это следствие современного образа жизни. Упрощенно говоря, оно возникает тогда, когда поступление энергии в организм превышает ее расходование. Ожирение вносит дисбаланс в работу почти всех внутренних органов.
Различают 3 критических периода, когда значительно повышается частота развития ожирения:
ранний детский возраст (0 -3 года), дошкольный возраст (5 - 7 лет), подростковый возраст, или период полового созревания (от 12-14 лет до 16-17 лет).
Различают 4 степени ожирения:I степень — вес выше нормы на 10—29%;II степень — на 30-49%;III степень — на 50-99%;IV степень — более чем на 100%.
Причины. Вес ребенка зависит от его пола, возраста, роста, наследственности (какой рост и вес у его родителей), состояния здоровья, характера питания и других факторов.
Рост количества детей с избыточным весом в наши дни объясняется, преимущественно, неправильным питанием и малоподвижным образом жизни.
Реже, ожирение может быть следствием заболеваний эндокринной системы, опухолей головного мозга и других серьезных болезней. В связи с этим родителям важно вовремя обратить внимание на состояние здоровья ребенка, выяснить причину ожирения и вовремя начать лечение.
В зависимости от причины развития ожирения у ребенка, различают алиментарное и обменное (эндокринное) ожирение.
Профилактика ожирения у детей. Объем питания. Для профилактики ожирения детям раннего возраста вполне достаточно придерживаться рационального питания, с учетом рекомендуемых по возрасту суточных и разовых объемов пищи и режима кормления
Если ребенок склонен к полноте, но имеет хороший аппетит и не насыщаются обычным объемом порций, можно добавить некоторое количество супа, салата, овощного гарнира или третьего блюда. Режим питания должен быть 5-разовым, а тучным детям рекомендуется более дробный прием пищи до 6-7 раз в сутки. Строгое соблюдение режима является одним из основных требований рационального питания детей дошкольного возраста.. Отступать от постоянного времени приема пищи рекомендуется не более чем на 15-20 мин. Распределение продуктов в течение суток также очень важно для правильного питания. Продукты калорийные, богатые животными жирами и белками (мясо, рыба, яйца) следует включать в рацион в первую половину дня. На ужин рекомендуются продукты, которые легко усваиваются - молочно-растительные. Завтрак обязательно должен присутствовать в питании малышей. В детский рацион должны входить все группы продуктов, особенно необходимы детям фрукты и овощи, как свежие, так и в отварном виде - источники пищевых волокон. Нужно избегать перегрузки рациона углеводами и жирами.
Детям со склонностью к ожирению не рекомендуется использование манной крупы, макаронных изделий, белого хлеба. Любимые детьми глазированные сырки также весьма калорийны, и их количество в сутки не должно выходить за рамки разумного: 1-2 шт. в день для детей после 3-х лет. Малышам до 3 лет и тучным детям старшего возраста не рекомендуются употреблять жирные сорта мяса, а мясо утки, гуся, любые сосиски, колбасы и пр. полностью исключаются. Также детям, склонным к ожирению, следует ограничивать такие продукты, как инжир, финики, изюм, виноград (виноградный сок), орехи, хурма и бананы.Продукты для малышей нужно отваривать, запекать и тушить. Жарить - не ранее 3-х лет. Кроме состава питания очень важно то, как и сами взрослые относятся к еде. Что придерживаться рационального питания нужно всем членам семьи - это станет важным воспитательным моментом. Кроме того, нужно всегда руководствоваться аппетитом ребенка и не заставлять его есть через силу. И уж тем более никогда не используйте еду в качестве поощрения или наказания. Скорее нужно стимулировать физическую активность ребенка, а не его аппетит. Следите за динамикой веса ребенка в критические периоды накопления жировой ткани. И обязательно позаботьтесь о диспансерном наблюдении ребенка, если он относится к группе риска.