Схема 2 – Движение контингента Центра здоровья.
Результаты обследований вносятся в Карту, после чего гражданин, в том числе ребенок, направляется к врачу. Для выявления дополнительных факторов риска рекомендуется проведение исследований, не входящих в перечень комплексного обследования.
Врач на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании, проводит гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни.
При необходимости врач рекомендует динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в Центре здоровья.
Если в процессе обследования в Центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач Центра рекомендует гражданину, в том числе ребенку, обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения. Сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики (в кабинете здорового ребенка), с их согласия передаются в кабинет медицинской профилактики (в кабинет здорового ребенка), врачу-терапевту участковому (врачу-педиатру участковому) по месту жительства гражданина соответственно.
По окончании случая первичного обращения в центр здоровья, включающего комплексное обследование, на каждого гражданина заполняется учетная форма № 002-ЦЗ/у «Карта здорового образа жизни» (Приложение 3), утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года № 597н, которая по желанию гражданина выдается ему на руки.
На каждого обратившегося в центр здоровья заполняется учетная форма № 025-12/у «Талон амбулаторного пациента». По окончании обследования и осмотра врача заполненные Талоны передаются в соответствующее подразделение ЛПУ для дальнейшего формирования реестров счетов для оплаты по программе обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
По истечении отчетного периода (месяца, года) центром здоровья составляется отчетная форма № 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (месячная, годовая).
Регионы несут ответственность за организационную составляющую, подбор и ремонт помещений. Сеть Центров здоровья создается с расчетом 1: 200 000 населения. Всего по стране открыто 502 Центра для взрослых и 211 Центров здоровья для детей.
По вопросам реализации предложенных мероприятий, Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства гражданина.
Все вышеуказанное является частью стратегии ВОЗ “Здоровье для всех в XXI веке”, в которой ведется речь о том, что чрезвычайно важной задачей является сохранение репродуктивного здоровья молодежи до ее вступления в брак. Этого можно достичь только в том случае, если будут незамедлительно реализованы программы формирования здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи, в том числе программы полового воспитания, оказания помощи молодежи по предупреждению нежелательных беременностей, профилактике абортов и защите от инфекций, передаваемых половым путем.
Среди прочих аспектов сохранения здоровья населения Всемирной организацией здравоохранения особая роль отводится сокращению показателей заболеваемости и смертности, связанных с нездоровым рационом питания и недостаточной физической активностью, которые воздействуют на здоровье как совместно, так и по отдельности, эта проблема озвучена в “Глобальной стратегии в области рациона питания, физической активности и здоровья” (2004г.). Хотя последствия режима питания и уровня физической активности для здоровья зачастую взаимодействуют, особенно в отношении тучности, физическая активность дает дополнительные преимущества для здоровья, которые не зависят от рациона и режима питания. Кроме того, имеются значительные нутриционные риски, которые не связаны с тучностью. Физическая активность является основным средством улучшения физического и психического здоровья личности.
Эти действия подтверждают Цели тысячелетия в области развития Организации Объединенных Наций и обладают огромным потенциалом для серьезного укрепления общественного здравоохранения во всем мире.
Как было отмечено ранее, ведущим фактором, влияющим на здоровье, является образ жизни, который относится к управляемым факторам. Каким же образом мировое сообщество собирается сохранять и укреплять наше здоровье? Ответ очевиден: через формирование здорового образа жизни, то есть через создание системы преодоления факторов риска, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить что проблема охраны и укрепления здоровья населения все больше становится важнейшей задачей обеспечения социально-экономического благополучия страны, поскольку здоровье нации является ключевым ресурсом развития государства. Здоровье каждого человека напрямую зависит от его образа жизни, социального благополучия, морального состояния и факторов окружающей среды. В государственной политике по вопросам здоровья первоочередными являются мероприятиям, направленные на предотвращение развития болезни у отдельных лиц и всего общества в целом. Проблемы, которые необходимо решать, сложны и многообразны и их успешная реализация возможна только при условии совместных действий органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных департаментов и ведомств, органов местного самоуправления и общественных организаций, а также самих граждан.