Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.

Документация учителя-логопеда

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Годовой план работы логопункта может быть выполнен в виде таблицы или в виде списков по отдельным направлениям работы.

2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»

У детей данной группы помимо нарушений звукопроизношения могут быть и элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи, недостаточно сформирована связная речь. С учетом этого был разработан комплекс занятий, носящих комбинированный характер. На них помимо развития моторики речевого аппарата, навыков звукового анализа и активизации высших психических функций проводится работа по обогащению словаря и коррекции грамматического строя речи.

Коррекционная работа по плану рассчитана на полгода. Занятиям основного этапа предшествует цикл из 12 подготовительных занятий (логотренинг). Продолжительность этих занятий составляет 30 минут. Они проводятся 4 раза в неделю в строгой последовательности.

Затем логопед 2 раза в неделю проводит тематические занятия основного этапа. Каждая тема отрабатывается в течение 1-2 недель и закрепляется на индивидуальных занятиях. Тематика занятий основного этапа может меняться в зависимости от того, какие темы вызывают сложности у детей. Занятия основного этапа не требуют строгой последовательности выполнения.

Планом также предусмотрено проведение четырех занятий по развитию связной речи. Итоговое занятие проводится в форме праздника.

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмечается несформированность фонетико-фонематического восприятия. С такими детьми должна проводиться планомерная работа по развитию фонематического слуха. План предусматривает систему поэтапного формирования фонематической стороны речи. На занятиях логопед знакомит детей со звуками и буквами, проводит работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. На каждом занятии дошкольники упражняются в правильном произношении новых звуков, учатся их дифференцировать, знакомятся с буквами, которые обозначают эти звуки.

Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР проводятся дважды в неделю. Планом предусматривается проведение восьми занятий по развитию связной речи (один раз в месяц). Итоговое занятие проводится в форме праздника, на который приглашаются родители.

4. Индивидуальный план коррекционной работы (составляется на каждого ребенка)

Индивидуальный план коррекционной работы и речеваякарта являются базовыми документами, опираясь на которые логопед проводит коррекционную работу с каждым конкретным ребенком.

В индивидуальном плане должны быть указаны исходный уровень состояния речи ребенка, формы и виды необходимой коррекционной работы. Ведение этого документа позволяет проследить динамику состояния звукопроизношения и речи ребенка по месяцам. Осуществляя подобный контроль, логопед может более эффективно проводить коррекционную работу.

5. Примерный график работы логопеда составляется ежегодно, утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и хранится в руководящих документах логопеда.

Циклограмма рабочего времени позволяет проанализировать, как используется рабочее время логопеда.

7. График проведения индивидуальных занятий.В графике отражена информация:

— о дате и времени проведения каждого занятия;

— о том, на какой стадии закрепления находится автоматизируемый у ребенка звук;

— о содержании коррекционной работы с детьми. Графики проведения индивидуальных занятий можно хранить в папке или оформить для их заполнения специальную тетрадь.

План подгруппового занятия

Приведенным планом подгруппового занятия удобно пользоваться при проведении комбинированных логопедических занятий. При желании логопед может оформить занятие в виде конспекта.

Оформление уголка логопеда и памятки для родителей

После того как группы для зачисления на логопункт будут окончательно сформированы, логопеду рекомендуется провести первое родительское собрание (как правило, это происходит в середине сентября). На этом собрании логопед должен объяснить родителям, почему их детям необходимо посещать логопедические занятия, рассказать о том, как они проводятся, напомнить о необходимости своевременного выполнения домашних заданий. Также родителям нужно разъяснить, что нарушения устной речи ребенка могут привести к нарушениям письменной речи в школе, и это может в значительной мере сказаться на успеваемости. Именно поэтому и возникает необходимость проведения коррекционных логопедических занятий в дошкольном возрасте.

Для осуществления контроля за выполнением домашних заданий родителями в папку для индивидуальных занятий вкладывается тетрадь, в которой логопед делает соответствующие записи, а родители могут записывать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы к логопеду. Это способствует поддержанию контакта родителей и логопеда в течение всего периода пребывания ребенка на логопункте.

Для информирования родителей о ходе коррекционного процесса в группе оформляется Уголок логопеда. Чтобы напомнить родителям о том, как правильно провести домашнее занятие с ребенком, используются специальные памятки.

Также в Уголке логопеда указываются фамилии детей, чьи родители должны прийти на консультацию, и время для логопедических консультаций. Консультации проводятся во второй половине дня (с 16 до 18 часов) — время, наиболее удобное для родителей.

Родителям должны быть известны обязанности логопункта и свои обязанности по отношению к детям. Эта информация помещается в Уголке логопеда.

Работа с воспитателями

Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.

Опыт показывает, что организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Сначала логопед проводит подгрупповые занятия с детьми, а затем воспитатели по заданиям логопеда проводят аналогичные занятия самостоятельно. На занятиях логопед предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики.

Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать листок взаимодействия и карту обследования мелкой моторики Листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах.

Диагностику мелкой моторики детей проводит логопед. Анализ полученных результатов позволит разработать ряд упражнений для детей, у которых мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Эти упражнения воспитатель выполняет с детьми в рамках своих занятий.

Логопедическое обследование

Речевая карта

На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.

Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.

  Логопункт Логопедическая группа
Организуется в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, или как дополнительная услуга на договорной основе в комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств
Основание к зачислению диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября направление ПМПК
Охват (из расчета 1 ставки) несколько общеразвивающих групп одна коррекционная группа
Контингент детей преимущественно с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (отдаленность от места жительства ДОУ с реч. группами, нехватка мест в реч. группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами могут быть зачислены на логопункт со сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание)
Наполняемость максимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность) для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек
Возраст 5-7 лет 3-7 лет
Формы работы индивидуальная, индивидуально-подгрупповая групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная
Длительность занятия 10-15 минут фронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин.
Частота посещений 3-5 раз в неделю 1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий
Основные задачи коррекционного процесса преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма Кор-ция нарушений устной речи: формирование прав. произношения, усвоение лексич. и грамматич. средств языка, развитие навыков св. речи; предупреждение наруш-й чтения и письма; активизация познават. деят-ти детей; коррекция недостатков эмоционально-личност. и соц-го развития; пропаганда логоп. знаний среди педагогов, родителей (закон. предст-лей)
Длительность пребывания зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет
Пропускная способность 20-35 воспитанников в год зависит от срока коррекционно-развивающего обучения
Выпуск осуществляет логопед или ПМПк ДОУ осуществляется ПМПК
Взаимосвязь преимущественно родители (лица их заменяющие), воспитатели воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие)
Тарифные надбавки ------------------- педагогическим работникам на 20%; врачам, младшему медицинскому персоналу на 15%

Дошкольный логопедический пункт

Логопедический пункт при дошкольном образовательном уч­реждении (учреждениях) может быть открыт по решению адми­нистрации дошкольных образовательных учреждений и при со­гласовании с местными органами управления образованием на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуж­дается в логопедической помощи.

В основе работы логопедического пункта лежит «кустовой» прин­цип, в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно (базовое) или базовое и несколько рядом расположенных (прикрепленных к нему) ДОУ, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с логопедическим пунктом.

Обязательным условием для открытия логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении является наличие в базовом (или в базовом и прикрепленных к нему) учреждении не менее 10 групп детей в возрасте от 3 до 6—7 лет.

Логопедический пункт может быть организован при ДОУ вида:

— общеразвивающего

— комбинированного

— компенсирующего

Организация логопедического пункта при общеразвивающих ДОУ возможна только при наличии в базовом учреждении специально выделенного помещения — логопедического кабинета, площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигие­ническим требованиям, правилам пожарной безопасности и при­способленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический пункт должен быть оборудован необходимым инвентарем, игруш­ками и пособиями в порядке, установленном для компенсирую­щих групп дошкольных образовательных учреждений

Если логопедический пункт организуется при ДОУ комбини­рованного или компенсирующего вида, помещением для него может служить ранее созданный и оснащенный кабинет логопе­да, но лишь при наличии отдельного, изолированного от группо­вых помещений входа в него и только в те часы, когда логопед компенсирующей группы не проводит там занятий с детьми.

Рабочее время, размер заработной платы, длительность еже­годного отпуска и другие условия труда логопеда определяются нормативами, соответствующими компенсирующим группам до­школьных образовательных учреждений. Недельная нагрузка ло­гопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15—16 часов отводится на непос­редственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4—5 ча­сов — на организационно-методическую и консультативную ра­боту с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.

Зачисление детейна коррекционные занятия проводит сам ло­гопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и конце учебного года. При зачислении детей необходимо учиты­вать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст де­тей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систе­матического школьного обучения, а также детям младшего и сред­него дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое ее недоразвитие). В том же порядке на логопедические занятия принимаются дети, не посещающие ДОУ и воспитывающиеся в семье.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопеди­ческом пункте, не должно превышать 20—25 человек с диагнозами: дислалия, сложная дислалия, дизартрия. Для опти­мизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и сте­пени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 де­тей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.10).

Продолжитель­ность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет с детьми 6-го года жизни — 25 минут, 7-го года жизни — 30 минут, индивидуальных — 10—20 минут.

Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого на­рушения, возрастом и индивидуальными психофизическими осо­бенностями детей. (2—3 раза в неделю). Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию. В том случае, если у Вас сформировалась группа детей с общим недоразвитием речи или с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, то с ними осуществляется фронтальная работа со всей группой, а также подгрупповая и индивидуальная работа. С детьми 5-6 лет с нарушениями речи обязательно проводятся занятия по подготовке детей к школе.

Сроки логопедической работы также находятся в прямой за­висимости от степени выраженности у детей речевых наруше­ний, их индивидуально-личностных особенностей, условий вос­питания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившие­ся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окон­чании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольно­го образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальней­шего обучения (например, продолжение коррекционно-рече­вых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в спе­циальной (речевой) школе и др.).

Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фо­нематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в тече­ние целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и более лет.

Решение о прекращении систематических занятий с ребен­ком логопед принимает, руководствуясь степенью приближе­ния уровня его речевого развития к возрастным нормам, степе­нью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной сте­пени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.

Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи.

Ответственностьза порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.

Данная модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с до­школьниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительно­му числу остро нуждающихся детей с разной степенью выражен­ности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегод­ня дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для со­временной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в раз­витии в рамках сложившейся системы образовательных учрежде­ний и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моде­лей организации коррекционной психолого-педагогической под­держки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.

Однако гарантиро­ванное качество и высокая результативность при их разработке и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий:

♦ индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребенка-дошкольника с нарушениями в развитии;

♦ наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в ка­честве главного организатора и координатора коррекцион­ной поддержки детей;

♦ вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, ро­дителей) в коррекционно-педагогический процесс на пра­вах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции откло­няющихся вариантов в детском развитии.

Направления коррекционно-развивающей работы:

· формирование полноценных произносительных навыков;

· развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового
анализа и синтеза;

· развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

· обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

· воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

· развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

· формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Наши рекомендации