Стимульный материал к методике исключение понятий
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
Лист, почка, кора, дерево, сук.
Дом, сарай, изба, хижина, здание.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.
Методика выделение существенных признаков позволяет судить о
качестве понимания испытуемым главных и второстепенных признаков предметов и явлений. Процедура ее заключается в отборе испытуемым двух слов (признаков) предмета или явления, расположенных в скобке и относящихся к понятию, расположенному за скобками.
Стимульный материал к методике выделение существенных признаков
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
3. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
4. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
5. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
6. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
Одним из наиболее информативных для оценки качественной специфики мышления относится ассоциативный эксперимент. Испытуемому предлагается привести первую пришедшую на ум ассоциацию на стимульные слова.
Ассоциативный эксперимент
хлеб ___________________________
лампа __________________________
пение __________________________
колесо _________________________
красота ________________________
война _________________________
воздух _________________________
развитие________________________
звонок _________________________
пещера _________________________
бесконечность ___________________
луна ___________________________
брат ___________________________
лечение_________________________
топор_____________________________
падение __________________________
обман ____________________________
голова____________________________
сомнение__________________________
игра ______________________________
цель ______________________________
глубина____________________________
народ______________________________
трава_______________________________
ссора_______________________________
жестокость _________________________
бабочка____________________________
поиск______________________________
печаль_____________________________
совесть ____________________________
Регистрируются: 1) латентный период; 2) качественные характеристики ответов. Выделяют общеконкретные, индивидуально-конкретные, абстрактные, ориентировочные, созвучные, экстрасигнальные, междометные, персеверирующие, эхолалические и атактические ответы.
Наиболее ярко особенности нарушений мышления могут быть выявлены с помощью анализа пиктограмм, которые позволяют судить о характере ассоциаций испытуемого. В этом проективном тесте оценивается: 1) техника исполнения рисунка (величина, завершенность, их обрамление, подчеркивание, наличие уточняющих линий, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям); 2) расположение рисунков на листе; 3) принцип, положенный в основу ассоциативного ряда для запоминания; 4) степень оригинальности или стандартности.
Заключения по тесту отражают особенности ассоциативной деятельности и выражаются следующими типичными словосочетаниями:
- Преобладание стандартных образов - в случаях, когда рисунки совпадают с теми, которые использует большинство лиц данной культуры (например, изображение флагов, шаров, елок для запоминания понятия «веселый праздник»).
- Преобладание атрибутивных образов - в случаях, когда при изображении заданных понятий используется принцип принадлежности к чему-либо, т.е. доминируют рисунки, отражающие предметы или явления, являющиеся неотъемлемой частью заданного понятия (например, изображение тяжестей, ассоциирующихся с «тяжелой работой»).
- Преобладание конкретных образов - в случаях, когда рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»).
- Преобладание метафор - в случаях, когда при изображении заданного понятия используются конкретные образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»).
- Преобладание персонифицированных и индивидуально значимых образов - в случаях, когда при изображении заданных понятий используются индивидуально-значимые образы (например, ребенок на понятие «счастье»).
- Преобладание органической графики - в случаях, когда в рисунках преобладает незавершенность линий в тех образах, которые требуют завершенности(к примеру, круг), повторное или неоднократное проведение линий.
- Грубая органическая графика - в случаях, когда доминируют макрографические образы, отмечается подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.
- Преобладание геометрических фигур - в случаях, когда понятия изображаются преимущественно геометрическими фигурами.
- Стереотипия человеческими фигурами - в случаях, когда в рисунках преобладает изображение человеческих фигур.