Данные лабораторных, психологических и других методов исследования.
9.Диагноз:
Синдромологический диагноз – оценка психопатологических симптомов, определение психопатологического синдрома, дифференцирование с другими синдромами, имеющими сходные симптомы.
Нозоологический диагноз – учет особенностей психопатологического состояния, его динамика в совокупности с данными психологического, соматического, неврологического и лабораторного исследования и критериев МКБ-10. Дифференциальный диагноз.
Развернутый диагноз с отражением этиологического фактора, сопутствующего заболевания, моментов, играющих провоцирующую роль, преморбидных особенностей личности и социальных аспектов.
10.Схема лечения:рекомендуемое лечение (стационарное, амбулаторное), биологическая терапия психических расстройств, психотерапия и социально-трудовая реабилитация.
Дневники.
Эпикриз.
МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Патопсихологическая диагностика использует батарею экспериментально-психологических методик, с помощью которых возможна оценка функционирования отдельных сфер психической деятельности (расстройств внимания, памяти, восприятия, мышления, эмоций и интеллекта).
Основные методы патопсихологической диагностики при нарушениях психической деятельности
Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения | Патопсихологическая методика |
Расстройства внимания | Таблица Шульте Корректурная проба Счет по Крепелину Методика Мюнстерберга |
Расстройства памяти | Тест десяти слов Пиктограмма |
Расстройства восприятия | Сенсорная возбудимость Пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана |
Расстройства мышления | Тесты на классификацию. Исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение. Ассоциативный эксперимент Пиктограмма |
Расстройства эмоций | Тест Спилберга-Ханина Цветовой тест Люшера |
Расстройства интеллекта | Тест Равена Тест Векслера |
Патопсихологическая оценка нарушений внимания: оценка внимания по таблицам Шульте, по результатам проведения корректурной пробы и счета по Крепелину.
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, по возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Испытуемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Регистрируется время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
Таблицы Шульте
1.
2.
3.
4.
По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках внимания испытуемого:
Внимание концентрируется достаточно - в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.
Внимание концентрируется недостаточно - в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.
Внимание устойчивое - в случае, если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех - пяти таблиц.
Внимание неустойчивое - в случае, если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.
Внимание истощаемое - в случае, если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.
Методика счет по Крепелину используется для исследования утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.
При проведении корректурной пробы используются специальные бланки, на которых приведен ряд букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание испытуемым одной или двух букв по выбору исследующего. При этом через каждые 30 или 60 секунд исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а так же регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания. Интерпретация та же, что и при оценке результатов по таблицам Шульте. Нормативные данные по корректурной пробе: 6-8 минут при 15 ошибках.
Патопсихологическая оценка нарушений памяти: Необходимость подтверждения клинически выявляемых расстройств памяти возникает в тех случаях, когда они выражены незначительно или когда пациент жалуется на снижение памяти. Наиболее часто для оценки мнестических нарушений используется методика запоминания 10 слов. Она направлена на изучение способности к непосредственному краткосрочному или долговременному, произвольному и непроизвольному запоминанию. Обследуемому зачитывают десять слов, подобранных так, чтобы между ними было трудно установить какие-либо смысловые отношения (например: гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).
Непосредственно после зачитывания, а также через час после него испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке. Причем после запоминания подобная процедура повторяется 4-5 раз подряд. Отмечаются следующие показатели: 1) количество воспроизведенных слов; 2) количественную динамику воспроизведенных слов (кривая произвольного запоминания).
По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках памяти испытуемого:
- Непосредственное запоминание не нарушено - в случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов.
- Непосредственное запоминание нарушено - в случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше количество слов удается испытуемому воспроизвести, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.
- Долговременная память не нарушена - в случаях, когда через час без предварительного предупреждения испытуемый воспроизводит не менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.
- Долговременная память снижена - в случаях, когда через час без предварительного предупреждения испытуемый воспроизводит менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.
Методика, предназначенная для исследования опосредованного запоминания (пиктограмма), включает в себя предъявление испытуемому для запоминания 10-15 понятий, которые он должен нарисовать так, чтобы впоследствии по рисунку вспомнить заданные понятия. Через час испытуемому предлагается по рисункам воспроизвести заданные слова. Примерный ряд понятий: 1) веселый праздник, 2) глухая старушка, 3) сердитая учительница, 4) девочке холодно, 5) болезнь, 6) разлука, 7) развитие, 8) побег, 9) надежда, 10) зависть. Интерпретация сходна с тестом десяти слов.
Патопсихологическая оценка нарушений восприятия: Нарушения восприятия в меньшей степени, чем психические расстройства других сфер психической деятельности поддаются патопсихологической верификации. Это связано в значительной мере с субъективным характером переживаний отклонений восприятия. Вследствие этого патопсихологическое исследований данной психической сферы направлено, в первую очередь, на выявление скрытых расстройств, перевод их в явные, которые можно зарегистрировать иными способами. В качестве таких методов предложены пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана.
- При пробе Ашафенбурга испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.
- При пробе Рейхардта испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.
- При пробе Липмана после надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.
Патопсихологическая оценка нарушений мышления. Патопсихологическое исследование и анализ нарушений мышления зачастую является важным параметром в диагностическом процессе. Это связано с тем, что многие расстройства мышления, в частности, шизофренического спектра, более явно проявляются в момент психологического обследования, чем при интервьюировании пациента. Это относится к таким симптомам как: соскальзывание, разорванность, разноплановость мышления, опора на латентные признаки и др.
Основными методами исследования мышления являются тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, пиктограмма.
Методика классификации понятий включает в себя предложение испытуемому классифицировать карточки с изображением животных, растений и предметов. Предлагается разложить карточки на группы так, чтобы они содержали однородные предметы, и могли быть названы обобщающим словом. Затем в случае необходимости предлагается укрупнить группы. Оценивается: 1) число этапов, затраченных на окончательную классификацию предметов (должно получиться три группы - животные, цветы, неодушевленные предметы); 2) принципы классификации. Заключения отражают количество этапов классификации, а также особенности мышления испытуемых.
- Конкретное мышление - определяется в случаях, когда испытуемый объединяет предметы в конкретные ситуационные группы (например, пальто со шкафом, «потому, что пальто висит в шкафу»).
- Склонность к детализации - определяется в случаях, когда испытуемый выделяет дробные группы (например, «одежда домашняя и одежда на выход», «корнеплоды и некорнеплоды»).
- Опора в мышлении на латентные признаки - определяется в случаях, когда в классификации делается упор на малоактуальных, скрытых признаков понятий (например, в одну группу объединяются автобус и медведь потому, что оба «склонны к плавному началу движения»).
Методики на исключение, обобщение понятий, выделение существенных признаков, анализ отношений понятий (аналогии) применяются с целью определения особенностей мышления лиц, с различной психической патологией а также тех, которые ложатся в основу интеллектуальных способностей.
Для оценки способности разграничивать разнородные понятия используется методика исключение понятий. Испытуемому предлагается из четырех предметов или из пяти слов исключить один предмет или слово, которые не подходят к остальным, сходным родовым понятием. Анализ методики сходен с методикой классификации понятий.