Классификация психокоррекционных групп
Диапазон классификаций групп очень широк:
• от ориентированных на информацию или на задачу до
рриентированных на личность или понимание;
• от центрированных на руководителе до центрированных ||на участнике;
• от рациональных до аффективно спонтанных;
• от жестко структурированных до неструктурированных;
• от кратковременных до существующих длительное время".
Таблица 1
Классификация групп по К. Рудестаму
Центрированные | Центрированные | |
на руководителе | на участнике | |
Рациональные | Группы тренинга умений | Т-группы |
Группы встреч | ||
Аффективные | Гсштальтгруппы | Т-группы |
Группы телесной терапии | Группы встреч | |
Психодрама | ||
Группы танцевальной | ||
терапии | ||
Группы терапии искусством |
Р. Кочюнас предлагает выделять 3 критерия классификации групп22:
1) с точки зрения целей группы;
2) с точки зрения способов реализации целей;
3) с точки зрения теоретического основания группы. С точки зрения целей:
• Группы совершенствования личности и обучающие группы (группы встреч и Т-группы).
• Группы решения проблем (группы, помогающие в решении трудностей в личной или профессиональной жизни, в кризисных ситуациях).
• Лечебные группы (основная их цель — изменения личности клиентов. Они делятся на стационарные и лабораторные).
С точки зрения способов реализации целей:
• Группы самопомощи (анонимные группы, группы развития самосознания).
• Группы поддержки (клубы, дискуссионные группы).
• Группы психологического просвещения (тематические группы, семинары, группы обсуждения проблем).
• Группы, ориентированные на процесс (группы встреч, Т-группы, группы психодрамы, учебные группы студентов).
• Клинические группы.
С точки зрения теоретического основания группы:
• Психоаналитические группы.
• Группы психодрамы.
• Гештальтгруппы.
• Экзестенциальны группы.
• Группы терапии поведения.
• Группы трансакционного анализа.
• Группы, ориентированные на личность.
Существуют также классификации, основанные на психологических характеристиках групп и групповых процессов. В частности, группы делятся исходя их композиционного состава и открытости своих границ (константность состава группы).
1. По композиции группы делятся на гетерогенные и гомогенные.
Гетерогенность — различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). Гомогенность — однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств.
В основе определения однородности или неоднородности обычно лежат три критерия:
1) демографические различия — возраст, пол и образование;
2) личностные (психологические) проблемы — цели участия в группе, испытываемые затруднения, симптомы, жалобы, синдромы;
3) личностные особенности и образцы поведения — интеллект, характер, интересы, убеждения и ценностные ориентации, коммуникативная компетентность, тип межличностных отношений, социальный статус.
Сочетание этих компонентов зависит от целей и времени занятий. Группы с коротким курсом занятий, а также те, чьей функцией является эмоциональная поддержка людей, стремятся к большему сходству среди участников (гомогенны по составу). Группам с более длительным курсом занятий, цель которых — выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность24.
Большинство специалистов склоняется в пользу гетерогенных групп в отношении психологических особенностей и межличностных стилей участников. В ряде исследований подчеркивается, что высокая степень продуктивности в разрешении личностных конфликтов участников и способов их преодоления фиксируется в рамках гетерогенных групп. Расхождения между участниками при включении в группу людей с разными типами личности и способами действия ведут К напряженности и конфронтации, преодолением которых достигается успех в оптимальном научении и росте личности. Людям с эмоциональным, экспрессивным стилем, например, могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального, сдержанного склада, и наоборот25. Таким образом, различия, обнаруживающиеся в гетерогенной группе, откры-I вают более широкие возможности для конфронтации и изменения.
Отмечается, что в идеальной группе должно поощряться по' тенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, включая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Для достижения идеальной базовой эмоциональной структуры рекомендуется стремиться к гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе26.
Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетерогенности — желание создать репрезентативную модель общества в группе. Как считают Беннис и Шепард, «чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микрокосму остального их межличностного опыта». Однако недостатком гетерогенности является то, что она может приводить к возникновению изоляции отдельных участников. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий.
Что касается гомогенных групп, то важно подчеркнуть следующее. Большая однородность необходима группам с коротким курсом занятий или имеющим целью помочь людям в преодолении узкой, специфической проблемы. Гомогенность в группе обычно предполагает высокую степень взаимной привлекательности и поддержки. Однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Они менее конфликтны, имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные.
Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточной почве для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.
Эмпирические исследования показывают, что особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с по-лоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом.
2. По постоянству состава группы подразделяются на открытые и закрытые.
Открытые группы не имеют постоянного состава участников: по мере окончания психокоррекции одни клиенты уходят из группы, и на их место в состав уже работающей группы включаются новые участники. В открытых группах, как правило, нет заранее фиксированной длительности работы. В качестве преимуществ открытых психокоррекционных групп называют более легкое усвоение пациентом, вступающим в уже работающую группу, групповых норм, целей, ценностей, всего того, что называется групповой культурой или групповой идеологией. Также отмечается большая эффективность при выполнении различных заданий тренингового и обучающего характера (в частности, научение более эффективным социальным контактам).
Закрытые группы отличаются постоянством состава участников, новые члены в группу не включаются даже в том случае, если из нее по какой-то причине выбывает участник до окончания срока психокоррекции. Закрытые группы обычно имеют фиксированную продолжительность работы. Можно указать такие особенности закрытых групп, как их большую эффективность, совместное и одновременное прохождение всеми пациентами фаз психокоррекционного процесса, значительная глубина и сила групповых переживаний, высокая степень идентификации руководителя с группой, его большая эмоциональная вовлеченность и ответственность, большая сплоченность и эффективность углубленной работы по достижению инсайта, наличие более благоприятных условий для проведения эксперимента по использованию различных методов психотерапии и их сравнению28.
В целом, большинство исследователей и практиков склоняются к тому, что закрытые психокоррекционные группы при ориентации на глубинную личностно-ориентированную психотерапию являются более эффективными, так как в них формируется более выраженная групповая сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, более теплая эмоциональная атмосфера, а также более глубокое понимание целей и задач психотерапии, друг друга и себя самого.
5. Основные виды психокоррекционных групп
5.1. Психотерапевтические группы
5.1.1. Группы встреч
Основателем групп встреч является У. Шутц. Одной из основных идей У. Шутца стало понятие о единстве тела и сознаия. Его теоретические положения основываются на том, что ниоциональные конфликты выражаются через мышечное на-и ряжение в различных областях тела и любое психологическое юздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным.
Цель этих групп — осознание и возможно полная реализация того потенциала личностного и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде.
Описывая основные понятия групп встреч, важно выделить какие, как самораскрытие, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность, внимание к чувствам, принцип «здесь и теперь». Эти понятия одновременно являются и базовыми принципами групп встреч.
1. Самораскрытие.
Группы встреч поощряют участников к раскрытию самих себя и таким образом дают им возможность установить близкие отношения между собой. Участникам рекомендуется внимательно Относиться к своим чувствам и быть открытыми опыту в любой момент времени. Самораскрытие становится приемлемым, когда оно является функцией имеющихся взаимоотношений; когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимного принятия; когда тема самораскрытия связана с тем, что происходит между людьми; когда оно происходит постепенно, а не лавинообразно и когда человек способен почувствовать, какое влияние самораскрытие производит на слушателя62.
В контексте понятия самораскрытия используется понятие аутентичности, необходимое для успешного проведения групп встреч. Аутентичность понимается как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, не прибегая к защитным механизмам, открыто высказывая свои мысли и выражая чувства в группе.
2. Осознание самого себя
Вторым признаком групп встреч является осознание самого себя. Выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны63. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны.
Одним из способов, при помощи которого группы встреч поощряют в участниках рост осознания себя является конфронтация, заставляющая членов группы подвергать рефлексии, внимательно анализировать и ставить под сомнение свое поведение.
Важным аспектом осознания самого себя, является осознание своего физического «Я». Осознание физического «Я» необходимо участникам для лучшего понимания себя. Например, участники могут лучше понять себя, выражая свой внутренний конфликт в виде физических действий.
3. Ответственность
Члены группы должны отвечать за свое поведение и в группе, и в реальной жизни. Основной закон групп встреч заключается в том, что участники должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого они отказываются в группе. При этом руководитель разделяет ответственность с клиентом за психотерапевтический процесс.
4. Внимание к чувствам
Основной целью программы всех групп встреч является достижение более высокого уровня осознания членами группы Своего аффективного потенциала.
Прежде чем начать действовать ответственно, люди должны научиться постоянно и всегда осознавать собственные чувства. В группах встреч эмоциональная выразительность понимается как наиболее тонкая форма человеческих отношений. В группах подчеркивается необходимость осознания и принятия чувственных переживаний и внутренних ощущений.
5. «Здесь и теперь»
Принцип «здесь и теперь» стал базовым для групп встреч. \ Подчеркивается необходимость направленности внимания участников в основном на те события, чувства, переживания, которые происходят с ними в контексте групповой ситуации.
Одной из основных целей групп встреч является создание атмосферы доверия и близости, что реализуется:
• через умение организовывать открытое и честное об-цдение,
• через способность уделять особое внимание телесным ощущениям,
• через умение обращать внимание на чувства, а не на Мысли и оставаться верными принципу «здесь и теперь».
Развивать эти умения участников групп встреч учат поэтапно. Этапы соответствуют этапам развития группы.
1) Установление контакта
I: На этом этапе группового процесса усилия членов группы направлены на установление доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности и неопределенности. Упражнения, используемые на первых занятиях, стимулируют участников к активным действиям и помогают им преодолевать сопротивление групповому процессу.
2) Построение доверительных отношений
В группе всегда есть участники, полностью доверяющие всем другим членам группы, но могут найтись и такие участники, которые не будут доверять никому. Для таких участников выполнение упражнений, связанных с развитием доверительных отношений, может стать источником травматического опыта, который вызовет множество чувств и ощущений, связанных с проблемой доверия.
3) Преодоление конфликтов
Конфликт в группе может возникнуть тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями. На этой стадии группового процесса на первый план выходят соревнование и соперничество. Участникам группы предлагается внимательно выслушивать друг друга, прямо и открыто высказываться.
4) Преодоление сопротивления к самораскрытию Иногда в группах встреч участники сопротивляются дальнейшему групповому процессу и защищают самих себя привычными ограничительными способами. В этом случае используются методики изучения сопротивления, когда участникам предлагается продвинуться по пути более глубокого осознания самого себя.
5) Сочувствие и поддержка
На поздних стадиях группового процесса участники все больше могут эмоционально заинтересовывать друг друга, и проблемы привлекательности, доверия, близких отношений становятся актуальными. На этой стадии поощряется изучение новых возникающих чувств и переживаний. Стремление выразить поддержку, утешение или словесное одобрение тому члену группы, который испытывает боль или находится в состоянии конфликта, в большей степени может отражать тревогу самого помогающего, чем стремление «страдающего» к поддержке.
5.1.2. Группа психодрамы
Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.
Психодрама основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации65.
Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Лёви Морено (1892-1974), основателя социометрии. Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр».
Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить клиенту проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь создать новые и более эффективные формы поведения, рпскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позво-л ]пот сделать другие методы, основанные на словесном описа-!ши переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем раз-пых уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального66.
Задачи психодрамы87:
1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
3.Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
4.Формирование нового адекватного поведения и новых споЪобов эмоционального реагирования.
К основным понятиям психодрамы относят: понятие роле-»ой игры, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.
1. Ролевая игра
Ролевая игра — широко применяемый в психодраме прием — состоит в исполнении какой-либо роли в любительском 'Представлении. Психодрама создает такие условия, при которых участники группы, играя роль, могут творчески работать 'шад своими личностными проблемами. В рамках психодрамы поощряется импровизация — разыгрывание ролей и ситуаций, цктуальных для группы, поэтому и «сценарий», и «постановка» являются результатом работы не профессионалов, а самих участников группы. Психодрама дает возможность преодолеть 'устойчивые модели поведения. В отличие от традиционного Тоатра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника68.
В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей — будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
2. Спонтанность
Понятие «спонтанность» (и родственное ему понятие «творчество» основывается на наблюдениях Морено за ролевыми играми детей и опыте работы в «спонтанном театре». Спонтанность предполагает уход от ригидности социально-ролевого поведения, которая предписывается в традиционном театре. В психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или выбирать любые поведенческие стратегии, даже не используемые в прошлом опыте. '
Понятие «спонтанность» у Морено содержит две основные переменные: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации.
3. Теле
«Теле» обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Понятие «теле» включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии.
В то время как эмпатия ■— это односторонее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» представляет собой взаимный обмен эмпатиями и признаниями. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть на мир чужими глазами, они вовлекаются в отношения «теле»69.
Результатом использования понятия «теле» в изучении групп является признание того, что люди видят других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к ним.
4. Катарсис
Психодраматическая ситуация предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис испытывают как авторы конкретной драматической ситуации (протагонисты), использующие личностно значимый материал, так и актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене.
Аудитория в психодраме также может быть вовлечена в процесс переживания катарсиса.
5. Инсайт
Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы70.Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее Эмоциональное напряжение возникает в группе во время сцеЙического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия. •
Процедура психодрамы включает в себя пять основных элементов:
1. Протагонист в психодраме — главное действующее лицо (герой), который представляет свои проблемы. Протагонист, изображая события из своей жизни, дает собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой участников. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонисты осуществляют действия по принципу «здесь и теперь», для того чтобы достичь инсайта при (сознании своей психической реальности и улучшить способость функционирования в реальной жизни.
2. Режиссер (фасилитатор) психодрамы (как правило, психолог) является одним из наиболее активных руководителей групп. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении рггомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего, вжиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления), предоставляя тем самым всем членам группы воз можность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия.
3.Вспомогательные «Я». Это участники, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные «Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.
4.Аудитория (зрители) состоит из тех членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии. В заключительной фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к происшедшему и раскрывают собственные проблемы и конфликты, аналогичные обсуждавшимся во время занятия. Аудитория, эмоционально вовлекаясь в психодраму, может достичь состояния инсайта по отношению к собственным проблемам.
5. Сцена. Это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах. Классической формой психодраматической сцены является трехъярусная конструкция, над которой возвышается полукруглый балкон. Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе (4 м в диаметре). Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания71.
Если же нет подобной сцены, то вместо нее может бытьис-шьзовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть [остаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели про-I; пор для психодраматического действия, а само помещение (олжно иметь правильные пропорции.
Фазы развития психодрамы
1. Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий:
Постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме. I Разминка позволяет членам группы преодолеть страх покаяться наивным или беспокойство по поводу собственных ак-Серских способностей.
2. Фаза психодраматического действия. На этой фазе режис:ер выбирает участника либо доброволец-протагонист сам предла-
1ет для действия личностные проблемы. Режиссер выслушивает ассказ протагониста о его проблеме для того, чтобы получить досрочную информацию для организации действия. Протагонист мпровизирует, пытается воссоздать прошлую ситуацию.
3. Фаза обсуждения, или интерпретации — является завер
яющей. Когда действие закончено, протагонист и остальные
лены группы приступают к его анализу. Фаза обсуждения обыч-|о состоит из двух частей: ролевой обратной связи, идентифи-1ационной обратной связи. В ролевой обратной связи партнеры о очереди описывают протагонисту чувства, которые появляюсь у них при исполнении отведенных им ролей, а также при ^аображении протагониста при обмене ролями. В идентифика-доонной обратной связи участвуют зрители и ведущий психо-[драмы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих нему отношение.
Базовые техники психодрамы
На протяжении всей психодрамы режиссер помогает прота-1|>нисту развивать действие, используя определенные психодра-йтические техники и методики. Среди наиболее распростра-|(](1нных можно отметить такие, как представление самого себя, Щ'полнение роли, диалог, монолог, дублирование, реплики в сто-рну, обмен ролями, техника зеркала73.
Представление самого себя (самопрезентация). Эта техника состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.
Исполнение роли — имитация поведения какого-то человека или принятие роли части тела, животного, неодушевленного предмета.
Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.
Монолог — это проговаривание своих чувств и мыслей вслух; театральная реплика, в которой протагонист выражает свои скрытые мысли и чувства к себе самому и к аудитории.
Дублирование (второе «Я») — техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста. Пытаясь стать протагонистом, принимая телесные позы и перенимая его привычки, «психологический двойник» помогает протагонисту и поддерживает его.
Реплики в сторону — ситуация ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.
Обмен ролями состоит в том, что протагонист играет другие ключевые роли в поставленных им представлениях. Другими словами, два человека меняются местами — физически — так, что А становится В и Б становится А. При этом каждый принимает позу, манеры, психологическое состояние другого.
Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. «Зеркало» позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие.
Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем.
Идеальный другой — эта техника дает возможность прота-.тонисту испытать отношение к себе, которого он ждет, но которое может не быть возможным в реальной жизни. «Идеальный
5.1.3. Гештальт группы
Появление гештальтподхода в групповой психокоррекции связано с именем Ф. Перлза. Под гештальтом Ф. Перлз понимаг результат интеграции множества, факторов, действующих в данный момент. Когда человек осознает свои насущные потребности и желания, из них выстраивается четкая фигура, для которой потребности прошлого и будущего являются фоном. Если потребность не удовлетворяется, гештальт остается незавершенным, возникает фиксация на фигуре, которая мешает воспринимать и удовлетворять и другие потребности, что подавляет спонтанные эмоции и потребности и может приводить к ухудшению психического и психологического здоровья.
Отличие гештальт групп от большинства других психокоррекционных групп заключается в том, что руководитель гештальт группы одномоментно работает не со всеми ее участника-м.и., а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. п сть на так называемое «горячее место». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и кли ига, находящегося на «горячем стуле». В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.
Ключевыми понятиями гештальттерапии являются:
• осознание и сосредоточенность на настоящем — саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сей-происходит, и от способности жить текущими заботами. I? участников гештальт групп требуется, чтобы они не обращаюсь к прошлому опыту и не думали о будущем. Нормальная (шорегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделя-три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, ;мр мыслей и фантазий;
• фигура и фон —- означает, что люди организуют поступающую информацию таким образом, что значимые события занимают центральное место в сознании (фигура), а менее важная информация отступает на задний план (фон). (Например, в группах фигурой становится то чувство, которое преобладает над всеми остальными чувствами и мыслями.) Процесс саморегуляции организма приводит к формированию фигуры или гештальта;
• противоположности — это единичная оценка или континуум этих оценок. (Например, «плохо» и «хорошо» представляют собой два полюса такого континуума.) Человек организует восприятие окружающего мира через подобные противоположности. По мнению Ф. Перлза, личность организована по тем же принципам.
• функции защиты — предназначены для искажения или прерывания контакта с окружающей ситуацией. Человек снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность не минует. Такие реакции достаточно адекватны в определенных ситуациях. Однако, если человек регулярно прибегает к такой защите, он привыкает к подобному способу поведения, обращаясь к нему даже тогда, когда опасность ему не угрожает.
• зрелость — для того чтобы достичь зрелости, человек должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Речь в данном случае идет об эмоциональной зрелости.
Основные принципы гештальт групп:
1.Принцип «здесь и сейчас». Этот принцип является важным моментом психологического процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, не выходя из него и тем самым научаясь соотносить свое переживание ситуации с самой ситуацией.
2.Принцип «Я — ты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Психолог побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам.
3.Принцип субъективизации высказываний. Этот принцип помогает клиенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым делаются разные вещи.
4. «Континуум сознания». Это концентрация на еронтан-Ком потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализации и интерпретации. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Виды работы в гештальт группе
1. Драматизация. Эта группа процедур основана на развитии)) драматизированной форме определенного аспекта существования клиента, выявляемого им в коррекционной ситуации. Началом действия может послужить какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внимание психолога. В дальнейшем
|«утем анализа содержания, заключающегося в первоначальном высказывании или жесте, клиент в сотрудничестве с психологом постепенно подводится к сложному действию в форме вертикально-двигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания.
Драматизации может касаться различных содержаний и сторон личности клиента, например незаконченных ситуаций из Прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т.п.
2. Направление поведения. В некоторых ситуациях психоЯог предлагает выполнить определенные действия, дает инстанции и указания относительно того, что можно сделать в донный момент. Такие инструкции не определяют, как клиен следует поступать в жизни, они только указывают направление конкретного поведения во время коррекционной работы. (Например, человека, который при разговоре постоянно как бы постанывает (охает), но не сознает звучания своего голоса, психолог может попросить намеренно усиливать стон во время разговора.)
Предложения психолога предоставляют клиенту возможность испытать поведение, которого тот избегает или которое и паяется для Него новым, трудным. Испытание и проверка этого поведения может раскрыть какие-то важные аспекты его личности.
3.Работа с фантазией. Этот вид работы позволяет клиенту осознать те аспекты своей личности, которые никогда полносХыо им не осознавались. Работа предполагает использование фантазий, которые помогают клиентам идентифицировать и в ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности.
4.Работа со сновидениями. Большое внимание гещтальт-
терапевты уделяют работе над сновидениями. С помощью «проработки» отдельных элементов сновидения посредством отождествления с ними и произнесения от их имени монологов обнаруживается скрытое содержание сновидения через его переживание.
Работа над сновидением становится тогда внешне похожей на театральное представление, в котором участники группы играют различные части сна. Это дает возможность драматизировать такие аспекты сновидения, которые могут иметь отношение к остальным членам группы.
5. Домашняя работа. Сотрудничество с клиентом должно
продолжаться за пределами группы. Действия участников и руководителя во время очередных занятий не создают условий,. необходимых для <