Тема : Психогигиена как наука и практика
Гигиена(греч. hygieinos — здоровый, целебный, приносящий здоровье) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1984). Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Специфической особенностью психогигиены является и тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым (1969) рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.
Психогигиена — отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования человека.
Психогигиена — научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. В психогигиене как фундаментальной науке рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы оздоровления психики. В психогигиене как прикладной научной дисциплине разрабатываются конкретные мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Психогигиена как практика — это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья как отдельного человека, так и внутри больших и малых групп, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышению психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:
1)создания для государственных и общественных учреждений научнообоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;
2)передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
3)санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.
Задачи психогигиены
Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения,нацеленного на здоровье(в англоязычной литературе health knowledge).
Психогигиена представляет собой довольно обширную область. В ее структуре целесообразно выделить три уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, психогигиена личности.
В психогигиене как научной дисциплине три проблемы можно выделить в качестве основных:
1) разработка концепции саногенного потенциала личности;
2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики;
3) профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).
Разделы психогигиены.Здесь используются различные критерии для выделения в психогигиене разделов. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену.
По возрастному критерию их делят на:
- психогигиену детей и подростков;
- психогигиену зрелого возраста;
- психогигиену пожилого и старческого возраста.
По видам активностив психогигиене выделяют:
- психогигиену труда (с подразделами — умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности);
- психогигиену воспитания и обучения;
- психогигиену общения;
- психогигиену спорта;
- психогигиену отдыха и быта;
- психогигиену половой жизни.
Вместе с этим встречаем деление на следующие разделы:
1) возрастная психогигиена; 2) психогигиена труда и обучения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.
ЗАДАНИЕ 1: ПОЯСНИТЕ СУТЬ КАЖДОГО РАЗДЕЛА.