Во- вторых, создание благополучной нравственной обстановке в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Вопрос 2
Одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у подростков- повышение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Во- первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию собственных детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов:
- основы взаимоотношений в семье;
- внутрисемейные конфликты, причины их возникновения и возможные предупреждения и пути их преодоления;
- основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
- основы семейного воспитания на разных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу, либо через центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для её решения в начале века А. Дернова- Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму:
- методика изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития;
- понимание влияния на ребенка окружающей среды ;
- умение считаться с окружающей средой, пользоваться ею;
- методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития.
Наряду с изложенными для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры для детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.
Во- вторых, создание благополучной нравственной обстановке в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье- это среда, где прежде всего формируются основные мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живёт, развивается и воспитывается, усваивает то, какими отношениями должны быть между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомиться с основами культуры общения и поведения, проведение досуга и прочего. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек создающий укрепляющийся и реализующий потенциал семьи в соответствии с её социальном предназначении.
В- третьих, предупреждении ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересовано относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам.
Такие ошибки в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:
1. Антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания.
Характерное проявление родителей через так называемые «ложные авторитеты» описывал А.С. Макаренко. Он, в частности выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа.
Утрата связи между родителями и детьми.
Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителе на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно является наиболее необходимым.
В- четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании у ребенка главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а так же активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнительным последствиям в воспитании человека.
В- пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно- волевые качества.
Волевые качества- это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить своё «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стандартное существо и может привести его под влияние другого, нередко, социально- негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек может оказаться соучастником социально- опасным действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет нравственность его волевой активности.
Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ними. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.
В современных условиях растёт преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного поведения подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодёжи.
Центры педагогической коррекции работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка сопутствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития.
Для эффективной работы такого центра необходимы:
- Собственно центры, работающие по определённым направлениям в зависимости от проблем детей ;
- специально подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического, педагогического направлений. Специалисты способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а так де резервы, несущие в себе компенсаторские возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие коррекция;
- технического оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов.
Таким образом, Центры педагогической реабилитации могут быть ориентированы на работу с различными категориями детей, нуждающимися в педагогической реабилитации- восстановление утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптивных детей и подростков в следствии трудностей учебы, проблем возникающих во взаимоотношениях со сверстниками.
Вопрос 3
Вопрос4
Основными целями деятельности учреждения является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, оказание социальной поддержки безнадзорным и беспризорным детям, организация их временного проживания, оказание правовой, медико- психолого- педагогической помощи, подготовка работников квалифицированного труда, согласно перечню профессий начального профессионального образования, установленного Правительством Российской Федерации по основным направлениям общественно- полезной деятельности. Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования, осуществление мер по защите прав и законных интересов детей и подростков. В Учреждение поступают дети: оставшиеся без попечения родителей или их законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально – опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью; ушедшие из образовательных учреждений для детей и сирот или других детских учреждений; не имеющие места жительства, места пребывания и средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации; Круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет. Зачисление несовершеннолетних на обслуживание производится на основании приказа директора Учреждения. Несовершеннолетние, принятые в стационарное отделение на основании личного заявления, имеют право покинуть его на основании личного заявления. Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, зачисляются в Учреждение в качестве воспитанников и регистрируются в журнале учета лиц, находящихся в учреждении. Несовершеннолетние находятся в центре в течении времени, необходимого для оказания социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ. Не принимаются на обслуживание несовершеннолетние: в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, совершившие правонарушение. Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних имеет в своей структуре пять отделений. Приемное отделение целью работы которого является - выявление состояния физического и психического здоровья, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, оказание доврачебной помощи, проведение оздоровительно-профилактических мероприятий. Отделение социально-правовой помощи целью работы которого является - защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, оказание разнообразной социально-правовой помощи несовершеннолетним детям и их семьям, формирование банка данных о потенциальных усыновителях, опекунах, попечителях, приемных семьях. Отделение социальной реабилитации (стационарное отделение) целью работы которого является - разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, которые включают в себя медицинскую реабилитацию, коррекционно-развивающее, социально-бытовое, социокультурное виды коррекционного воздействия); перевозка несовершеннолетних (цель работы - определение статуса несовершеннолетнего и осуществление перевозки несовершеннолетних до постоянного места жительства) Отделение дневного пребывания и формирования профессиональных навыков целью работы которого является - профессиональная подготовка подростков по специальностям: «Штукатур», «Маляр», «Швея», «Тракторист», «Парикмахер», «Плиточник» трудоустройство выпускников по полученной ими профессии. Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних Арзамасского района, на сегодняшний день- это единственное социальное учреждение в области, которое имеет лицензию на подготовку профессиональных трудовых кадров. Отделение помощи семье и детям целью работы которого является- пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и других асоциальных явлений, а также оказание помощи детям, подросткам и родителям в преодолении трудных жизненных ситуаций.
ГУ СРЦН - это, прежде всего дом, где ребенок чувствует, что он живет в большой, дружной семье. И в этой семье есть свои ценности и традиции. Для проживания детей созданы отличные бытовые условия, приближенные к домашним: спальные и игровые комнаты. Для оздоровления детей имеется медицинский блок. Для развития детей - актовый и спортивный залы, кабинет психологической разгрузки. Территория учреждения благоустроена, оборудована игровая площадка, оригинально оформлены цветники. 45 квалифицированных специалистов (психологи, воспитатели, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, учителя-дефектологи, логопеды, социальные работники, врачи, юристы, мастера по труду), помогают детям и их семьям ощутить заботу и внимание со стороны государства, содействуют в укреплении семьи, разделяя с ними радости и трудности. Создана и успешно развивается система внутренней мотивации кадров, обеспечивающая активное, творческое отношение к своей профессиональной деятельности, повышающая ответственность за конечные результаты своего труда. Отмечается тенденция профессионального роста специалистов, что подтверждается результатами аттестации. Высшую квалификационную категорию имеют 5 специалистов, первую категорию – 8 , вторую – 18. Два специалиста имеют ученую степень кандидата психологических наук. Все специалисты имеют высшее и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю работы учреждения и требованиям к уровню квалификации. Учреждение имеет свою внутреннюю систему повышения квалификации, которая работает в рамках методического психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов (формы работы: семинары, сетевые встречи и т.д.).
Совершенствование и повышение качества предоставляемых социальных услуг обеспечивается за счет реализации региональных программ «Под защитой семьи», «Точка возврата», «Бесстрашное детство» «Равные возможности», «Мы - вместе», 23 внутренних программ по реабилитации детей, профилактике безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия, внедрением новых форм и видов социального обслуживания, в том числе услуг в сфере отдыха и оздоровления, услуг по социальному сопровождению замещающих семей.
Совсем недавно 7 февраля, НТА- Приволжье –прошла торжественная церемония открытия транзитного отделения государственного учреждения (ГУ) "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Арзамасского района" она прошла в селе Выездном Арзамасский район, Нижегородская область. Согласно сообщению пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области, строительство транзитного отделения проходило в рамках ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год". Открытие транзитного отделения в учреждении позволит увеличить пропускную способность данного учреждения на 20 стационарных мест и более эффективно решать вопросы профилактики безнадзорности и перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и учреждений. Кроме этого, в целях оптимизации расходования бюджетных средств, транзитное отделение будет осуществлять размещение старших воспитанников учреждения (15-18 лет) из дальних деревень и сел, ближайших сельских районов, которые проходят в центре профессиональную подготовку. Изначально строительство учреждения было проведено хозяйственным способом, с момента пуска в здании ни разу не проводился капитальный ремонт. В связи с этим основная задача после пуска в эксплуатацию третьего этажа – это приведение всех остальных площадей и помещений здания в соответствие с современными требованиями и нормативами. ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Арзамасского района" открыто как муниципальное в ноябре 1997 года, в 2006 году - передано в государственную собственность. Учреждение расположено в кирпичном здании 1995 года постройки. Площадь здания без надстроя третьего этажа составляет 910 кв. м. Надстроенный третий этаж расширил площадь на 450 кв. м, общая площадь в настоящее время составляет 1,36 тыс. кв. м. На территории учреждения расположены также производственные мастерские, гаражные боксы и хозяйственные постройки общей площадью более 600 кв. м. В бессрочном пользовании учреждения находится 12,261 тыс. кв. м земли, в том числе, спортивная площадка и учебный сельскохозяйственный участок. Как уже говорилось ранее, центр в соответствии с уставными целями и задачами осуществляет мероприятия по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивает их временное проживание и содержание, оказывает содействие в дальнейшем жизнеустройстве детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении работают 4 отделения, в том числе отделение дневного пребывания на 60 мест, стационарное отделение на 15 мест, приемное отделение, отделение социальной помощи семье и детям. Штат учреждения состоит из 45 сотрудников. Ежегодно учреждение обслуживает более 2 тыс. человек, в том числе 80 несовершеннолетних в стационарных условиях. За 2007 год учреждением оказано более 200 тыс. социальных услуг. Приоритетными направлениями работы учреждения являются профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, социального сиротства, алкоголизма, наркомании, семейного неблагополучия; трудовая реабилитация и приобретение подростками социально-трудовых навыков, необходимых для выполнения трудовой деятельности; оздоровление несовершеннолетних из неблагополучных семей.
задания для самостоятельной работы:
Вопрос 3:
Цель и задачи
Цель
Задачи
Профессионализм сотрудников
Программа реабилитации
Подготовительный этап
Этап реабилитации
Адаптационный период
Семейное консультирование
Индивидуальные консультации
Вопрос 2
Одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у подростков- повышение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Во- первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию собственных детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов:
- основы взаимоотношений в семье;
- внутрисемейные конфликты, причины их возникновения и возможные предупреждения и пути их преодоления;
- основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
- основы семейного воспитания на разных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу, либо через центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для её решения в начале века А. Дернова- Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму:
- методика изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития;
- понимание влияния на ребенка окружающей среды ;
- умение считаться с окружающей средой, пользоваться ею;
- методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития.
Наряду с изложенными для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры для детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.
Во- вторых, создание благополучной нравственной обстановке в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье- это среда, где прежде всего формируются основные мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живёт, развивается и воспитывается, усваивает то, какими отношениями должны быть между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомиться с основами культуры общения и поведения, проведение досуга и прочего. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек создающий укрепляющийся и реализующий потенциал семьи в соответствии с её социальном предназначении.