Острая сердечная недостаточность (сердечная астма, отек легких)
2.Информация:
· У больного с заболеванием сердца возник приступ удушья; кашель с пенистой мокротой, одышка усиливается в положении лежа.
· Акроцианоз, тахикардия, влажные хрипы в нижних отделах легких; положение вынужденное, сидя с опущенными ногами. АД 100/60 мм рт. ст. Пульс 100 в минуту, слабого, неравномерного наполнения и напряжения.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
Вызвать врача | Для оказания квалифицированной медицинской помощи |
Создать пациенту положение сидя с опущенными с кровати ногами (ортопноэ) | Уменьшить приток крови к сердцу |
Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД | Контроль состояния |
Дать увлажненный кислород через спирт | Уменьшить гипоксию сердечной мышцы и мозга, пеногаситель |
Дать 1 таблетку нитроглицерина под язык, повторить через 5 мин приАД сист. > 90 мм рт. ст. | Для улучшения кровообращения в сердце |
Наложить жгуты на 3 конечности с последующей сменой через 30 мин (записать время наложения) | Разгрузка малого круга кровообращения |
Подготовить аппаратуру, инструментарий, медикаменты:
- Систему для внутривенного вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, аппарат ЭКГ, аппарат ЭКГ, кардиомонитор, пульсоксиметр, дефибриллятор, мешок Амбу.
- Преднизолон, адреналин, мезатон, раствор полиглюкина, реополиглюкина, физиологический раствор во флаконах по 500мл, стерильно; строфантин, корглюкон, энап, анаприлин, лазикс (амп.).
Задача 11
Пациент 65 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: «Сахарный диабет, инсулинозависимая форма».
При сестринском обследовании получены следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо; говорит, что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие, со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.
2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар из суточного диуреза.
4. Обучите пациента технике введения инсулина.
5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.
Задача 12
Медицинскую сестру, проживающую по соседству, пригласили к пациенту В., 42 лет, страдающему мочекаменной болезнью. Пациент вечером за ужином съел большую порцию жареного мяса. Ночью у него появились резкие боли в поясничной области с иррадиацией в паховую область, частое болезненное мочеиспускание.
Объективно: поведение беспокойное, мечется (то сядет, то ляжет), язык сухой, обложен белым налётом. Кожные покровы бледные, влажные, ЧДД-22 в минуту, пульс-100 ударов в минуту, температура тела 37,0 град., живот мягкий, безболезненный при пальпации. Симптом Пастернацкого резко положительный справа.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Определите информацию, подтверждающую развитие данного состояния у пациента.
3. Составьте алгоритм сестринской помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
Задача 11
- Нарушенны потребности: выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать
Проблемы пациента:
Настоящие: жажда, полиурия, учащенное мочеиспускание, кожный зуд, слабость, опасение за исход заболевания.
Потенциальные: риск развития гипо- и гипергликемической ком, риск развития диабетической стопы, риск развития ретинопатии.
Из перечисленных проблем пациента приоритетной является жажда.
- Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.
Долгосрочная цель: у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1.Обеспечение пациента диетическим питанием. | Для нормализации углеводного обмена. |
2.Обеспечение пациенту лечебно-охранительного режима. | Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы. |
3.Проведение беседы с пациентом о сущности его болезни. | Для активного участия пациента в лечении. |
4.Контроль уровня сахара в крови. | Для коррекции дозы инсулина. |
5.Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. | Для предупреждения присоединения инфекций. |
6.Обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. | Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе. |
7.Наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). | Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии. |
8.Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
9.Проведение беседы с пациентом и его родственниками о диетотерапии при сахарном диабете. | Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений. |
Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.
- Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар из суточного диуреза.
- Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.
- Студент демонстрирует технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом манипуляции.
Задача 12
Приступ почечной колики.
2.Информация:
· У больного, страдающего мочекаменной болезнью, внезапно возникли приступообразные боли в пояснице, иррадиирующие в промежность, половые органы, левое бедро, тошноту, слабость.
· Кожа бледная, влажная; язык суховат, обложен белым налетом; ЧДД 18 в минуту, пульс 92 в минуту, удовлетворительных качеств; АД 120/75 мм рт. ст.; живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого резко положительный слева.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
Вызвать врача | Для оказания квалифицированной медицинской помощи |
Успокоить, создать удобное положение в постели, уложить на спину или на бок, обеспечить доступ свежего воздуха | Психоэмоциональная разгрузка, для комфортного состояния |
Дать цистенал (внутрь 20 капель на сахар) или ависан (внутрь 1-2 таблетки) | Для уменьшения боли в поясничной области |
Обеспечить полный голод. Физический и психический покой | Для эффективного лечения |
Положить тепло (грелку) на поясничную область или сделать по назначению врача горячую лечебную ванну (30-60 мин) | С целью снятия спазма гладкой мускулатуры мочеточника |
Запретить пить, принимать пищу | Предупредить приток крови в органы брюшной полости |
При задержке мочи провести катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером | Для выведения мочи |
Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД | Контроль состояния |
Подготовитьаппаратуру, инструментарий, медикаменты:
- Систему для внутривенного вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, приготовить все необходимое для определения группы крови и резус-фактора;
- 0,1%-ный раствор атропина, 2%-ный раствор папаверина, 2%-ный раствор но-шпы, 2%-раствор баралгина, 2,4;-ный раствор эуфиллина, раствор полиглюкина, реополиглюкина, физиологический раствор во флаконах по 500мл; омнопон, промедол, димедрол, реланиум (амп.), 50%-ный раствор анальгина2 мл (амп.).
Задача 13
На консультацию в эндокринологическое отделение направлена женщина 46 лет с диагнозом: «Гипотиреоз». При сестринском обследовании выявлено следующее: общение затруднено, т.к. больная заторможена, речь её замедленная, голос низкий. Пациентка жалуется на быструю утомляемость, снижение работоспособности, сонливость. В последнее время снижен интерес к окружающему (происходящему), отмечается увеличение массы тела, ломкость ногтей, сухость кожи.
Объективно: Состояние пациентки средней тяжести. Кожа сухая, подкожно-жировой слой выражен избыточно. Лицо бледное, отмечается одутловатость. Тоны сердца приглушены, АД 100/70 мм рт. ст., пульс 56 уд./мин., ритмичный, ЧДД 16 в мин.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Обучите пациентку правилам личной гигиены.
4. Объясните пациентке порядок подготовки к сдаче крови на Т3, Т4, ТТГ.
5. Продемонстрируйте технику забора крови из вены на лабораторное исследование с помощью шприца.
Задача 14
В терапевтическое отделение областной больницы поступила пациентка Р., 50 лет, с жалобами на сильную головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание «мушек» перед глазами.
Ухудшение состояния связывает со стрессовой ситуацией.
Медицинская сестра отделения при объективном обследовании выявила: состояние тяжёлое, пациентка возбуждена, кожные покровы лица гиперемированы, пульс-104 ударов в минуту, ритмичный, напряжённый, АД-210/115 мм рт. ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Определите информацию, подтверждающую развитие данного состояния у пациента.
3. Составьте алгоритм сестринской помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
Задача 13
- Нарушены потребности: спать, работать, общаться, быть здоровым, поддерживать в норме температуру тела.
Проблемы пациента:
Настоящие: снижение работоспособности, апатия (снижение интереса к жизненным проявлениям), сонливость, увеличение массы тела, утомляемость.
Потенциальные: риск возникновения миокардиодистрофии, снижение интеллекта, памяти.
Приоритетные: апатия (потеря интереса к окружающему).
- Краткосрочная и долгосрочная цель: повысить интерес к окружающему после курса лечения.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1.Создание лечебно-охранительного режима, обеспечение проветривания палаты. | Для создания психического и эмоционального покоя. |
2.Контроль состояния (измерение АД, подсчет пульса, ЧДД, взвешивание пациентки). | Для осуществления контроля за эффективностью лечения. |
3.Организация досуга пациентки. | Для поднятия эмоционального тонуса. |
4.Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
5.Контроль физиологических отправлений. | Для улучшения функции кишечника, профилактики запора. |
6.Осуществление гигиенических мероприятий по уходу за кожей, волосами. | Для профилактики заболеваний кожи, облысения и т.д. |
7.Проведение беседы с пациенткой и родственниками о сущности заболевания, лечении и уходе. | Для профилактики прогрессирования заболевания. |
Оценка: у пациентки отмечается повышение жизненного интереса, активности. Цель достигнута.
- Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациенткой и доступно объясняет правила личной гигиены.
- Студент демонстрирует умение объяснить правила подготовки к сдаче крови на уровень гормонов.
- Студент демонстрирует технику забора крови из вены с помощью шприца.
Задача 14
Гипертонический криз
2. Информация:
· У больного, страдающего артериальной гипертензией, внезапно возникла сильная пульсирующая головная боль, появились «мушки» и «пелена» перед глазами, тошнота, рвота, нарушение координации, слабость, сердцебиение.
· ЧДД 24 в минуту, АД 210/115 мм рт. ст., пульс 104 в минуту, твердый, ритмичный.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
Вызвать врача | Для оказания квалифицированной медицинской помощи |
Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха | Психоэмоциональная разгрузка, уменьшить гипоксию |
Уложить с высоко поднятым изголовьем. При рвоте повернуть голову набок, подложить лоток | Уменьшить внутричерепное давление, предупредить аспирацию рвотных масс |
Дать 1 таблетку (25 – 50мг) каптоприла(капотена) | Для снижения АГ |
Поставить горчичники на воротниковую зону, икроножные мышцы или горячую ножную ванну, пиявки на сосцевидные отростки | Расширить периферические сосуды, уменьшить АГ |
Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД, зарегистрировать ЭКГ | Контроль состояния |
Дать увлажненный кислород | Уменьшить гипоксию |
Подготовитьаппаратуру, инструментарий, медикаменты:
- Систему для внутривенного вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, аппарат ЭКГ.
- клофелин, лазикс, коринфар, эуфиллин, дибазол, магния сульфат, реланиум, дроперидол (амп.).
Задача 15
На стационарном лечении находится пациентка 25 лет с диагнозом: крупозная пневмония нижних долей правого легкого. При сестринском обследовании выявлены жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие таблетки, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.
Объективно: состояние тяжелое, температура 39,5° С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, а при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Проведите инструктаж пациента по сбору мокроты для исследования на БК, бактериологический посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам.
4. Обучите пациента правилам пользования карманной плевательницей.
5. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.
Задача 16
Пациент Л., 20 лет, доставлен в приёмное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов матери страдает сахарным диабетом с 5 лет, получает 62 ЕД инсулина в сутки. Ходил в поход на два дня, инъекции инсулина не делал. При возвращении домой стал жаловаться на слабость, сонливость, жажду, потерю аппетита. Вечером потерял сознание. Объективно: кожные покровы сухие, мускулатура вялая, зрачки сужены, реакция на свет отсутствует, тонус глазных яблок снижен, пульс-90 в минуту, АД-90/60 мм рт. ст., ЧДД-24 в минуту, в выдыхаемом воздухе запах ацетона.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Определите информацию, подтверждающую развитие данного состояния у пациента.
3. Составьте алгоритм сестринской помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
Задача 15
1. Нарушены потребности: дышать, работать, отдыхать, поддерживать в норме температуру тела, общаться.
Настоящие проблемы пациента: одышка, лихорадка, боль в грудной клетке, слабость, кашель с выделением мокроты.
Потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной недостаточности, сердечно – сосудистой недостаточности, плеврита, легочного кровотечения, абсцедирования.
Приоритетные проблемы: лихорадка.
2. Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней
Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.
Сестринские вмешательства
План | Мотивация |
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа | Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному. |
2. Согревать больного (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больного, дать теплый сладкий чай). | Осуществляется в период потери температуры для согревания больного, уменьшения теплоотдачи. |
3. Обеспечивать витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника). | Для снижения интоксикации. |
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине, трещины на губах. | Для ликвидации сухости слизистой рта и губ. |
5. Постоянно наблюдать за больным при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры. | Для предупреждения травм. |
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания. | Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности. |
7. Обеспечивать смену нательного и постельного белья, туалет кожи. | Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней. |
8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии. | Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС. |
9. При критическом понижении температуры: - приподнять ножной конец кровати, убрать подушку; - вызвать врача; - обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай; - приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина; - сменить белье, протереть насухо | Для профилактики острой сосудистой недостаточности. |
10. Выполнить назначения врача. | Для эффективного лечения. |
Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута
3. Студент демонстрирует инструктаж больного о сборе мокроты для исследования.
4. Студент демонстрирует обучение пациента пользование карманной плевательницей.
5.Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действия.
Задача 16