Семейные обряды в ведической культуре

Семейные обряды в ведической культуре

Самскары-обряды — сопровождают жизнь человека со времени зачатия до момента смерти.

Семейные обряды в ведической культуре - student2.ru

Гарбхадхана-Самскара (Подготовка «поля»).

Её часто называют нишека – извержением семени, или риту-самагам – своевременным союзом.

Основное предназначение — очищает акт зачатия. Зачатый в чистоте или по правилам зовётся “благородным” (рождённым в благости).

‘Гарбхадхана, зачатие, является для человека первым рождением. Вторым рождением по ведической традиции считается принятие учителя.

Очистительный эффект.

Материальное умонастроение выражается в появлении гордости, что очень неблагоприятно для привлечения достойной личности в лоно матери. Родившийся гордый ребёнок может стать худшим наказанием для родителей, даже хуже, чем мертвый. Характерные черты ребенка зависят в большой степени от характерных черт (состояния) родителей во время зачатия. Он принесёт всей семье бесконечное количество беспокойств.

Благочестивые личности привлекаются смирением отца и матери, которое выражается в проведении очистительных обрядов, представляющих на Земле очистительную силу Бога.

Если родители хотят исполнить долг воспитания достойного потомства – это привлечёт возвышенную личность, похотливое зачатье – привлечёт похотливого и наглого ребёнка с низкими качествами.

Время для зачатия благочестивых детей.

Зачатие должно происходить в подходящий день и в момент времени, который является благоприятным, согласно расположению планет.

Дети, которые были зачаты в несвоевременный момент, имеют тенденцию создавать проблемы своим родителям.

Акт зачатия ребенка может совершаться раз в месяц, но не во время ниже перечисленных неблагоприятных периодов:

§ На одиннадцатую (экадаши) и тринадцатую (трайодаши) ночь лунного месяца;

§ В дни обетов (врата), дни полной луны (пурнима), или новой луны (амавасья);

§ На аштами титхи или чатурдаши титхи (8-ой или 14-ый титхи лунного месяца);

§ Когда один или оба супруга больны или слабы;

§ В первые шесть месяцев после рождения ребенка;

§ Во время сандхй (рассвет, полдень и закат).

Для тех, кто придерживается ведических предписаний, самое подходящее время для гарбхадхана-самскары определяется начиная с шестого дня после менструального цикла.

Фактически, следует проводить данный обряд в то время, когда вероятность успешного зачатия наиболее велика, то есть, во время овуляции. Если менструальный цикл женщины составляет 30 дней, то овуляция обычно начинается на пятнадцатый день после начала цикла, а если цикл составляет 28 дней, то — на четырнадцатый день. В среднем, овуляция длится пять дней ( варьируя от трех до восьми дней).

Нужно помнить, что во время менструации женщины (и в пять последующих дней), полового акта быть не должно. Таково заключение писаний, таких как Ману-самхита. Более того, половые отношения с женщиной во время ее менструаций — это один из ритуалов тантриков «левого» движения, связанный с черной магией.

Как правило, ночь — это время любовных утех (Бхаг.4.27.14), и подходящее для зачатия время приходится между тремя часами после захода солнца и тремя часами до восхода. Лучшее время — между девятью и двенадцатью ночи, кроме времени, близкого к полуночи.

В Третьей Песни Шримад-Бхагаватам при описании беременности Дити, говорится, что время захода солнца — «самое неблагоприятное для зачатия ребенка, поскольку в эту пору по земле бродят вселяющие ужас приведения и неизменные спутники повелителя приведений»(Бхаг. 3.14.23.). Приведения лишены физического тела в наказание за совершенные ими тяжкие грехи. Шива, необычайно милостивый к привидениям, заботится о том, чтобы они смогли снова получить физическое тело. Он помещает их в чрева женщин, вступающих в половые отношения, не обращая внимания на время и обстоятельства.

Рекомендации святых.

Главное – это позаботиться о состояние ума семейной пары.

Шрила Прабхупада рекомендует обоим супругам перед тем, как приступить к гарбхадхана-самскаре, повторить, по крайней мере, по 50 кругов маха-мантры Харе Кришна.

Как мы уже выяснили, ночное время наиболее подходит для полового акта. Следовательно, предварительные приготовления необходимо начать еще днем (повторение 50-ти кругов, украшение дома, умственный настрой, омовение, одевание и тому подобное).

Рекомендации Аюр-веды.

Утром жена должна легко позавтракать (без зерновых), а во второй половине дня выпить молока с медом и шафраном. Ей нельзя испытывать чувства голода или переедать.

Мужу необходимо плотно поесть пищи, приготовленной на гхи и сладостей.

Ни мужу, ни жене нельзя волноваться или нервничать. Они оба должны испытывать самые нежные чувства друг к другу; им следует также подушиться ароматическими веществами.

Есть древний совет, что перед совокуплением жене рекомендуется массировать стопы супруга.

По традиции, во время полового акта, чтобы зачатие было успешным, муж должен дышать через правую ноздрю, а жена — через левую. В противном случае, часто бывают неудачи. В течение дня дыхание естественным образом много раз переходит с одной ноздри на другую. Для регуляции этого процесса можно воспользоваться пранаямой.

Чарака, знаменитый аюрведический врач, объясняет, что для обоих благоприятно одеть белые одежды и цветочные гирлянды.

По его словам, женщина во время акта не должна стоять на коленях или лежать на боку, так как, в первом случае, на ее гениталии будет воздействовать вайу, а во втором — капха. Если она будет лежать на левом боку — пита сожжет и яйцеклетку и сперму. Следовательно, ей нужно лежать на спине. Это позволит дошам сохранять равновесие.

Если же она чувствует голод, жажду, страх, грусть, гнев или хочет другого мужчину, то гарбхадхана-самскару лучше всего отложить.

Чарака также отмечает еще один древний обычай: мужу нужно взойти на ложе левой ногой, тогда как жене — правой; после чего, перед тем, как приступить к акту, им следует произнести мантры, начиная с «ахир аси…» и «брахмана…» (Чарака-самхита, шарира-стханам, 8.4-8).

Как Гарбхопанишад, так и Аюрведа, объясняют, что «более обильное выделение спермы приводит к рождению ребенка мужского пола, тогда как более обильное выделение яйцеклеток приводит к появлению дочери…»

Четные дни благоприятны для зачатия ребенка мужского пола, а нечетные — для зачатия ребенка женского пола.

После полового акта женщине рекомендуется полежать от 30 минут до часа, чтобы облегчить процесс зачатия. После чего обоим супругам следует принять омовение и восстановить силы, вкусив освящённой пищи.

Предостережение.

«Если человек не хочет иметь больше двух детей, ему следует добровольно прекратить половую жизнь. Но ни в коем случает нельзя использовать никаких противозачаточных средств, продолжая заниматься сексом. Это очень греховно. Самое лучшее средство — это добровольное воздержание обоих супругов, благодаря могущественному процессу совершенствования в Сознании Кришны.

То, что у вас есть жена, вовсе не означает, что вы обязательно должны вступать с ней в половые отношения. Все сводится к тому, чтобы избегать секса, насколько это возможно». (Письмо Шрилы Прабхупады от 20 сентября 1968 г.).

Подходящее Время.

Если самскару нельзя провести в роддоме, то ее можно отложить и провести в течении первого месяца после рождения ребенка вместе с нама-карана самскарой, но не позже. Если же ребенок родился дома, эта самскара должна совершиться сразу же после принятия родов.

Место.

Во время рождения ребенка отец должен находится поблизости, но не в коем случае не в той же комнате, что и мать, поскольку она, из-за естественного для нее стеснения, в такой ситуации может чувствовать себя очень неловко в присутствии мужа. Тем не менее, его присутствие поблизости необходимо, чтобы мать не почувствовала себя брошенной или незащищенной. Это может даже стать причиной дальнейшего раскола между ними. А также, появление первого ребенка привносит множество перемен в жизнь домохозяев, и муж не должен забывать о молодой маме, пока она занята заботами о малыше, или пренебрегать ею.

Муж должен принять омовение и прочитать молитвы гуру-парампаре, вишну-смаранам, ванде ‘хам и др.

Во время родов и ребенок и мать могут оказаться в опасном положении. Поэтому, если роды принимаются дома, необходимо позвать квалифицированных медиков (акушерку или врача).

Процедура: медха-джана

К моменту рождения ребенка вокруг нужно создать духовную атмосферу (проводя бхаджан и т.п)

Если это возможно, перед тем, как будет разрезана пуповина, отцу следует положить на язык новорожденного немного смеси меда с гхи (причем, гхи должно быть больше, чем меда, иначе смесь считается ядовитой), воспользовавшись для этого золотой монеткой, кольцом или ложечкой. Можно также использовать траву куша.

Пока отец капает этой жидкостью на язык младенца, он должен в уме написать (этой жидкостью) вайшнавскую биджа-мантру клим, на которую он медитирует.

Ему следует проделать это четыре раза, повторяя при этом следующую мантру:

ом медхам те мадхава-ваманау медхам харих дадату

медхам те ачьютанантау адхаттам пушкара-сраджау сваха.

«Пусть Мадхава, Вамана и Хари даруют тебе разум. Пусть Ачьюта и Ананта, украшенные гирляндами из лотосов, наградят тебя разумом».

После этого ребенка моют: он принимает очистительное омовение. Затем отец берет его в руки и дает ему сперва правую, а потом левую грудь матери.

В наше время в Индии во время родов за головой матери часто помещают баньяновый лист с мантрой на нем. Это облегчает муки родов.

В былые времена в Индии ребенку предлагали благоприятные дары, такие, как кхай (разновидность риса), бананы, кокос и смешанную с маслом куркуму. Из куркумы, смешанной с маслом и кеноварью, готовят благоприятный бальзам, которым мажут тело новорожденного младенца, (этот бальзам также наносят на тело тому, кто готовится вступить в брак).

Чудакарана-самскара

Для защиты (изменение формы головы).Она выполняется в нечетные годы: 3-й, 5-й или 7-й год.

Акшарарамбха-самскара — первый шаг к знанию.

Она выполняется на 3-й или 5-й год от рождения в благоприятную Мухурту.

Акшарарамбха — это начало изучения полного знания.

Этот первый шаг состоит в изучении букв алфавита. ‘Акшара’ также часто переводят как «буквы алфавита».

должна быть совершена между зимним солнцестоянием и летним, при благоприятной Мухурте.

Во время этой Самскары выполняется Йагйа (Ягъя) для Ганеша, Лакшми, Сарасвати и Вишну, чтобы принести поддержку и успех в изучении знания: Ганеш — для устранения препятствий, Лакшми — для успеха во всей материальной деятельности, Сарасвати — для поддержки в получении знания и Вишну — для достойного и надлежащего использования знания и силы, которая связана с ним.

Упанайана-самскара – вручение священного шнура.

Семейные обряды в ведической культуре - student2.ru

Очищает сознание для более глубокого погружения в изучение духовной науки.

‘Упанайана’ означает «подходящий близко» или «ведущий к (цели)». При этой Самскаре духовный учитель — Гуру — посвящает ученика в духовную практику.

Йагйа (Ягъя) выполняется, чтобы усилить и ускорить духовное развитие.

Кроме того, далее ученик должен читать и изучать 4 Веды и другие аспекты Ведической литературы под руководством своего учителя.

Для Брамина эта Самскара совершается во время благоприятной Мухурты на 3-м или 5-м году; для Кшатрийа — на 6-м или 11-м году; а для Вайшйи — на 8-м или 12-м году.

Ведарамбха-самскара — Начало Ведического обучения.

‘Веда’ означает «знание», а ‘Арамбха’ означает «начало». Эта Самскара указывает момент, когда ученик приходит в дом своего учителя и начинать изучение Веды и Ведической литературы.

Мухурта выбирается согласно той Веде, которую ученик собирается изучать. Различные накшатры соответствуют различным Ведам.

Кешанта-самскара — Для чистоты жизни.

‘Кеша’ означает «волосы», Кешанта означает «подстригание волос».

Для Брамина эта Самскара совершается в возрасте 16 лет, для Кшатрийа – в возрасте 22 года, а для Вайшйи — в возрасте 24 года.

При ней выполняется бритье головы и подстригание ногтей. Волосы и ногти затем выбрасываются в реку или водоем.

Цель этой Самскары состоит в том, чтобы поддерживать чистоту в привычках и в поведении. Эта Самскара способствовать удаче и инициативе.

Самавартана-самскара — Подготовка к жизни домохозяина.

Эта Самскара совершается после окончания образования в возрасте около 25лет.

Она отмечает переход от жизни ученика (Брамхачарйи) к жизни домохозяина (Грихастхи).

Выполняется церемония клятвы, во время которой ученик делает Санкальпу (намерение/обещание) соблюдать правила и придерживаться знания, которые ему дал его учитель.

‘Сама’ означает «уравновешенный» или «беспристрастный», а ‘Вартана’ означает «соблюдение».

После этой церемонии духовный учитель дает ученику разрешение войти в жизнь домохозяина.

Виваха-самскара — Для гармонии в супружеской жизни (церемония брака).

Она должна быть совершена в благоприятный момент.

Главная цель брака состоит в том, чтобы родить ребенка, который продолжит традицию семьи – самореализация и очищение от дурных привычек и помогать друг другу достичь святости.

В этой церемонии старшие люди обоих семей и другие уважаемые люди общества садятся перед Агни, и все Дэваты становятся свидетелями нерушимых уз, которыми связываются муж и жена. При этой церемонии муж и жена делают шаги вместе, что сопровождается чтением Ведических текстов и мантр.

Первый шаг делается для процветания в жизни; второй шаг — для энергии в жизни; третий шаг — для получения земли и собственности; четвертый шаг — для счастья во всей жизни; пятый шаг — для приобретения рогатого скота и животных; шестой шаг — для получения поддержки Природы во все времена года; седьмой шаг — для дружбы.

Официальная церемония начинается с приема жениха. Затем отец невесты (если отца нет, это могут быть президент храма или старший вайшнав) должен предложить ему чаранамриту.

Теперь замужняя женщина должна предложить гирляды жениху и невесте (волосы невесты должны быть непокрыты).

Затем пара должна сесть перед местом огня. Невеста должна сесть справа от жениха. Затем замужняя женщина должна соединить правые руки пары вместе гирляндой и отец должен отдать свою дочь жениху.

Отец: Сегодня я выбрал Шримана хххх даса как подходящего мужа, которому я отдаю свою дочь Шримати хххх в священном бракосочетании.

Жрец: Шриман хххх даса, принимаешь ли ты Шримати хххх д.д. своей женой и обещаешь защищать ее в духовной жизни без развода?

Жених: Да, принимаю.

Жрец: Шримати хххх д.д., принимаешь ли ты как подходящего мужа Шримана хххх даса и обещаешь ли ты помогать ему в духовной жизни в целомудрии и без развода?

Невеста: Да, принимаю.

Жрец должен брызнуть водой из панчапатры на руки пары, читая мантры:

ом нарайанайа видмахе васудевайа дхимахи танно вишнох прачодайат

ом маха девйаи ча видмахе вишнупатнйаи ча дхимахи танно лакшмих прачодайат

Замужняя женщина должна соединить руки пары, которая должна обменяться гирляндами, при этом сначала невеста одевает свою гирлянду на жениха, следом жених одевает свою гирлянду на невесту. Затем невеста должна семь раз обойти вокруг мужа по часовой стрелке, жрец в это время повторяет мантру:

свасти но говиндах свасти но `чйутанантау

Затем пара должна принести поклоны Божествам, если в храме, или вайшнавам (всем остальным) если вне храма. Затем они должны поменятся местами так, чтобы невеста сидела теперь слева от жениха.

Замужняя женщина должна соединить сари невесты с чадаром жениха узлом, который должен в течение семи дней оставаться неразвязанным.

Затем жених должен нанести красную кункуму на пробор невесты и жрец должен произнести:

ом синдхор ива прадхване сугханасо вата прамийах патайанти йавах

гхритасйа арусо нах ваджи кастха бхиндан урмибхих пинвамахах

Затем жених должен покрыть голову невесты ее сари.

Затем должен быть сделан ачаман с мантрой «ом апавитрах..»

Жрец должен прочитать несколько благоприятных мантр, таких как Нарайана-сукта и Лакшми-сукта.

Затем жрец или старший вайшнав должен дать короткую лекцию о цели богоцентрического брака.

Затем пороводится махавйахрити-хома с установкой огня под именем йоджака.

После финальных подношений (невеста и жених должны предложить свои бананы в огонь), они должны обойти огонь семь раз по часовой стрелке, в то время как гости и родители благословляют их, бросая на них лепестки цветов или рис в сопровождении бхаджана или киртана. Затем пара должна почтить прасадам. Жених должен дать невесте немного маха-прасада (мангала-сладости от Божеств всегда приемлемы), кладя его ей в рот и наоборот. Жрец должен нанести святую тилаку, приготовленную из жертвенного пепла на лоб каждому. Пара и родители должны дать жрецу дакшину.

Все должны принять прасадам.

Антйешти-самскара — конец жизни (церемонии похорон).

Она должны быть выполнена сыном сразу после смерти или, насколько возможно,скорее после смерти. При этой церемонии тело, состоящее из 5 первоэлементов, возвращается природе. Эта Самскара помогает уходящей в другой мир Атме («душе») продолжить свой путь.

Хорошая Мухурта не требуется в этом случае.

По материалам сайта ruzov.ru

Источник: http://mirved.com/семейные-обряды-в-ведической-культур/

________________________________________________________________________________________

Семейные обряды в ведической культуре

Наши рекомендации