Характеристика процесса труда
Характер и специфика труда водителя зависит от типа автомобиля, его назначения, обьекта перевозки, маршрута и др. Поэтому существует определенная специализация водителей по управлению и обслуживанию того или иного автомобиля, а также категории транспортных средств.
Работа водителя складывается из подготовки к поездке (тех. осмотр, заправка горючим, газом, оформление путевого листа), собственного рейса (подача машины под погрузку, доставка на место назначения, разгрузка) и послерейсовой работы в гараже (ремонт, мойка, профилактика автомобиля). Водитель управляет машиной, сидя в удобном кресле, при этом мышцы не очень сильно напрягаются. Окна современных машин дают возможность хорошо видеть дорогу впереди и сбоку, а специальные зеркала позволяют наблюдать обстановку сзади автомобиля. Большинство автомашин на сегодняшний день приводится в движение двигателями внутреннего сгорания (топливо: бензин, солйрка, газ). Автомобиль все время ссвершенствуется - повишается мощность, маневренность, проходимость, экономичность, скорость, способность многоцелевого использования, надежность работы и др. Расширение возмоэностей автомобиля идет по линии оборудования его специальными механизмами и приспособлениями. Рациональная эксплуатация автомобиля требует от водителя хороших знаний его устройства, правила обслуживания механизмов, агрегатов, приборов и твердых знаний правил дорожного движения.
Знания и умения.
Водитель должен знать: конструктивные особенности агрегатов, узлов, приборов и систем, принцип их действия и схемы; правила дорожного движения и эксплуатации автомашины; правила тех. контроля и безопасности ремонтных работ; способа экономии горючего, масел и автопокрышек; требования госавтоинспекции по состояянию транспортного средства; основы рабочего законодательства, административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Данная профессия требует хороших знаний предметов: черчения и физики.
Водитель должен уметь: профессионально водить автомобили определенной категории в любых погодных условиях, в любое время суток, на дорогах с различным покрытием, избегать и выходить из сложных и аварийных ситуаций; производить профилактику и ремонт; рационально использовать пробег и мощность автомобиля: правильно оформлять перевозочную документацию и путевые листы; пользоваться аптечкой при оказании первой медицинской помощи.
Условия труда.
Водитель работает в различных климатических условиях. Он управляет машиной, сидя в удобном кресле, при интенсивной нагрузке мышцы не очень напрягаются. В кабинах современных автомобилей создан приемлемый микроклимат. Работа водителя свчзана с напряжением зрения и слуха, вибрацией из-за состояния дорог, токсичностью воздушной среды, шумом на трассах с большим автомобильным потоком и эмоциональным напряжением. Часть рабочего времени водитель проводит вне кабины автомобиля (ремонт в гараже или на трассе, заправки ГСМ и др.) и в дискомфортных условиях - в дальних рейсах.
Работа связана с постоянным психическим напряжением. Водитель должен ориентироваться в дорожной обстановке, быстро принимать (по необходимости) самостоятельные решения, предвидеть действия других водителей и пешеходов. Профессия водитель автомобиля имеет (квадификацию) 1-3 класса.
Размер заработной платы зависит от присвоенного класса и дополнительных оплат (грузоподъемностью автомашины, дальность перевозки грузов и др).
4.Психофизиологические требования.
По затратам энергии физическая нагрузка водителя автомобиля невелика. Однако она требует статического напряжения отдельных групп мышц. Чем выше грузоподъемность машины, тем больше требуется физических усилий для преодоления сопротивления рулевого колеса, педалей, рычагов.
Высокие требования предъявляются к вниманию водителя. С одной стороны, необходима длительная концентрация внимания в течение нескольких часов работы. С другой стороны, внимание водителя все время переключается с одного объекта на другой. Светофор, дорожное покрытие, автомобили, пешеходы, дорожиме знаки, приборы и др. требуют (все время ) переключения внимания. Кто затрудняется переключать свое внимание с объекта на объект, тому тяжело стать водителем, его будет очень утомлять эта работа.
Водителем быть очень трудно, если он не обладает хорошей реакцией на неожиданные ситуации, которые то и дело возникают на дороге. Если у водителя нет хорошей реакции, он должен быть более осторожным и предусмотрительным. Но очень медлительным и рассеянным людям лучше не садиться за руль.
Кроме этого водитель должен обладать хорошим пространственным воображением. Оно помогает совершать маневрирование своим автомобилем, иногда делать достаточно сложные развороты. Здесь необжодим и глазомер, чтобы точно останоеиться или проехать там, где нужно, и ни сантиметра в сторону. Водитель должен быть физически и психически здоров, хорошо различать цвета и оттенки. Он должен обладать сообразительностью и аккуратностью.