Психологическая служба МЧС России
17 сентября 1999 г. создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России , который вначале являлся филиалом Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС России (Санкт-Петербург), а с 1 января 2004 г. на основании приказа МЧС России от 25.04.2003 г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России» получил в министерстве самостоятельный статус. Сотрудники Центра экстренной психологической помощи МЧС России привлекаются для работы в ходе ликвидации последствий всех крупных ЧС.
Основными его задачами являются: организационно-методическое руководство психологической службой МЧС России; психологическое обеспечение профессиональной деятельности личного состава МЧС России; оказание психологической поддержки пострадавшим в кризисных ситуациях в рамках работы телефона горячей линии.
В настоящее время работа в нем ведется по четырем основным направлениям:
1. Психодиагностическая работа (участие в мероприятиях по профессиональному отбору кандидатов, постэкспедиционных обследованиях, психологических мониторингах, аттестационных мероприятиях и т. д.).
2. Психологическая подготовка (разработка программ психологической подготовки, проведение лекционных, тренинговых занятий для личного состава МЧС России, учебно-методических семинаров, курсов повышения квалификации и т. д.).
3. Реабилитация (психологическая коррекция, консультирование, психологическая составляющая реабилитационных мероприятий и т. д.).
4. Психологическое сопровождение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий (оказание экстренной психологической помощи в зоне ЧС, психологическая поддержка пострадавших в кризисных ситуациях по телефону горячей линии и др.).
Основные принципы работы психологической службы МЧС России следующие:
– своевременность и доступность экстренной психологической помощи всем категориям пострадавших в ЧС;
– приоритетность задач по формированию, сохранению и развитию профессионально важных качеств специалистов МЧС России, укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;
– разработка, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения;
– оказание психологической помощи по единому стандарту.
Приказом МЧС России от 20 сентября 2011 г. № 525 «Об утверждении порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах» определены правила организации и проведения мероприятий, а также задачи и функции специалистов психологической службы при оказании экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах ЧС. Задачами специалистов психологической службы при оказании экстренной психологической помощи в режиме ЧС являются:
– создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
– снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших, оптимизация их актуального психического состояния;
– снижение риска возникновения массовых негативных реакций;
– профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.
В целях реализации поставленных задач специалистами психологической службы обеспечивается:
– экстренная психологическая помощь пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших при наличии у них острых реакций на стресс;
– психологическое консультирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;
– информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;
– организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС. Информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;
– способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;
– сопровождение массовых мероприятий, работа в толпе в целях снижения риска возникновения массовых негативных реакций;
– психологическое сопровождение специалистов МЧС России, принимающих участие в ликвидации ЧС.
Приказом Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России, Минкомсвязи России от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241 «Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации» утверждены Концепция создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексный план мероприятий по реализации данной концепции. В соответствии с концепцией и комплексным планом Государственному научному центру социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Центру экстренной психологической помощи МЧС России и Федеральному институту развития образования поручено организовать пользование соответствующими официальными сайтами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации об оказании психологической помощи населению.