Информационно-психологическая безопасность и СМИ
Несмотря на активное развитие Интернета, до настоящего времени особое значение при информационных войнах (информационно-психологическом воздействии) имеют традиционные СМИ. С учетом негативного влияния на людей, особенно детей, такого рода воздействий во многих странах мира уже приняты соответствующие законы, в которых постулируются ряд обязательных требований к СМИ и телевидению (Баришполец В. А. [и др.], 2012):
– давать правдивую, объективную и беспристрастную информацию;
– четко и определенно разделять информацию и мнение с точным указанием лиц или организаций, которые данное мнение высказывают;
– при наличии сообщений, по которым в обществе имеются разногласия, предупреждать о различии позиций социальных групп и общественных движений;
– на государственном телевидении предоставлять время для свободного изложения программ и точек зрения всех парламентских партий и фракций (пропорционально числу полученных в ходе выборов мандатов), а другим политическим партиям и движениям, профсоюзам и ассоциациям – согласно критериям, согласованным с наблюдательными советами;
– соблюдать право граждан, общественных и государственных организаций на опровержение неверной информации на том же канале и в то же время;
– соблюдать право неприкосновенности личного образа;
– установить обязательные квоты для демонстрации отечественных произведений культуры, а также ограничение времени для показа рекламы в течение суток и в течение одного часа.
В. А. Баришполец [и др.] (2012) справедливо отмечают острую необходимость распространения этих требований и на отечественные СМИ, в особенности телевизионные, разработки эффективных законов, которые бы не позволяли втягивать в мистические и эзотерические группы и движения, деструктивные секты детей, подростков, людей с психическими нарушениями и отклонениями. Специалисты СМИ должны учитывать это законодательство при создании своих программ и передач, публикации книг и статей, посвященных соответствующим учениям и практикам. При этом отношение к подобным явлениям должно быть не пассивным (под известным «аргументом» защиты демократических основ), а наступательным, направленным на нейтрализациию негативных последствий при изложении в СМИ различного рода деструктивных, мистических и эзотерических учений, включая самый широкий круг апробированных практикой методов – от ограничения доступа в СМИ наиболее одиозных из них до представления альтернативных точек зрения.
Раздел III. Организация психиатрической помощи в условиях войн и катастроф
Глава 11. Организация психиатрической помощи в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов
Общие положения
Вопросы совершенствования организации оказания психиатрической помощи в локальных вооруженных конфликтах остаются крайне актуальными. С одной стороны, в последние десятилетия резко возросло их число, с другой – существенно изменилась структура санитарных потерь психиатрического профиля в сторону увеличения расстройств пограничного уровня (при значительном уменьшении реактивных психозов), что повлекло за собой необходимость внесения корректив как в организацию оказания психиатрической помощи, так и в подготовку кадров.
Система организации психиатрической помощи определяется не только структурой санитарных потерь, но и характером ведения боевых действий, используемых медицинских сил и средств, особенно передового района, специфики ТВД (географических, природно-климатических, культуральных, профессионально-бытовых и др.), а также политическими целями вооруженного конфликта, непосредственно отражающимися на морально-психологическом состоянии личного состава воюющих сторон. Следует учитывать и тот факт, что современные виды оружия (ракетное, лазерное, объемное, высокоточное и др.), в том числе целенаправленное информационное воздействие, обладают особо выраженным психологическим воздействием на военнослужащих.
Вопросы изучения клинических аспектов боевой психической травмы, организации психиатрической помощи личному составу, величины и структуры санитарных потерь психиатрического профиля всегда занимали важное место в многочисленных трудах отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем до настоящего времени не разработана единая система взглядов на существо рассматриваемой проблемы. Успешное решение этой задачи, создание концептуально новой модели организации психиатрической помощи в локальных войнах и вооруженных конфликтах невозможно без анализа опыта ее оказания (прежде всего, отечественного) в войнах XX в.