Использование манипулятивных приемов в информационном воздействии
В области социальной психологии накоплен значительный объем данных об использовании различных манипулятивных приемов для управления массовым сознанием, общественным мнением путем создания у людей ложных представлений для формирования поведения в желательном для авторов информационного воздействия направлении. Характерной особенностью человеческого восприятия является лучшее усвоение той информации, которая ближе к уже существующим у него традиционным представлениям. Именно на этот феномен, как правило, ориентированы основные манипулятивные способы ведения информационной войны.
Основными признаками проводимой манипуляции, по мнению С. Г. Кара-Мурзы (2004; 2005), могут быть: язык, адаптированный к адресату; эмоции и иные невербальные проявления, усиливающие «правдоподобность» информации; сенсационность и срочность; многократное повторение и дробление (парцелляция) информации; изъятие «выгодной» части текста из контекста сообщений; монополизм (ложная «уникальность») источника сообщений; смешение информации о факте и мнений о нем; прикрытие информационного прессинга каким-либо авторитетом; активизация существующих стереотипов; непоследовательность высказываний, усиливающая внушаемость, и др.
Манипуляция сознанием в большинстве своем эксплуатирует «надежды людей», «лжи, в которую хотят верить» на приобретение чего-то полезного (новых знаний, опыта, материальных благ, психологического комфорта и т. д.) и посредством определенных приемов является фактически их угнетением. Манипулирование сознанием в современных условиях предстает как системный феномен, который проявляется во многих видах и формах (Шипова А. В., 2007). Оно располагает целым комплексом средств манипулятивного воздействия, который складывается как на основе объективных общественных процессов, так и субъективных целенаправленных действий.
К объективным общественным манипулятивным процессам можно отнести социальную необходимость («разумную целесообразность»), обусловленную стремлением к сохранению целостности общества, к устойчивому, стабильному его состоянию. При этом большинство социализированных и законопослушных людей подчиняются манипуляциям в свой адрес, обусловленным существующими традициями, обычаями, моральными нормативами, административными правилами и законами. Субъективные целенаправленные манипулятивные воздействия также проявляются в разнообразных способах манипулирования сознанием людей и используются в самых различных сферах, например в бизнесе (реклама), политике, деятельности религиозных и других общественных организаций и в повседневной жизни.
В основе классификации различных видов манипулирования сознанием используются различные критерии:
– по форме проявления – идеология, имиджелогия, гипноз, гадание, слухи, внушение, убеждение и т. д.;
– по степени смысловой обработки – социальные мифы, социальные стереотипы, коммуникативно-семиотическое манипулирование;
– по направленности манипулятивных потоков – ориентированные на различные социальные группы, гендерные, возрастные и профессиональные особенности и т. д.;
– по характеру воздействия – агрессивный (жесткий) и неагрессивный (мягкий) типы воздействия.
Каждый из этих видов имеет свои особенности. К числу «традиционных» видов манипулятивного воздействия относится конструирование мифов. Наделение ситуаций и лиц мифологическими чертами усиливает влияние на область бессознательного и на массовое сознание (поведение) людей в целом.
Манипулирование общественным сознанием имеет свою специфику в различных сферах жизни общества. Для экономической сферы характерным является неагрессивный тип манипулятивного воздействия, связанный с созданием имиджа той или иной организации (с целью заинтересовать население выпускаемой продукцией). Однако проводимое в интересах информационной войны экономическое манипулирование может стать весьма жестким. В политической сфере, наряду с мягким, неагрессивным, нередко используется агрессивное манипулятивное воздействие в форме психологической войны, «зомбирования» целых групп населения, целью которого могут стать не только общественные, но и геополитические интересы (изменение политических режимов, развязывание войн, революций и т. д.). Это воздействие в итоге приводит к межнациональным, межэтническим и иным противоречиям, когда интересы одной страны, населения или социальной группы ставятся выше интересов других.