Зачем вводят жидкость - делают инфузию?
После сложных операций желудок и кишечник должны «отдохнуть», поэтому человеку в течение определенного времени нельзя есть и пить. При большой кровопотере во избежание каких-либо остаточных явлений недостаток крови необходимо компенсировать. При болезнях почек из организма выводятся минеральные соли и питательные вещества. Их недостаток нужно восполнить. Во всех этих случаях капельное введение жидкости — идеальный метод устранения возникшего дефицита с точной дозировкой вводимых препаратов. Так же осуществляется и питание пациента (когда усвоение питательных веществ нарушено или невозможно, например, при инфекции кишечника или недостатке его ферментов).
Возможные осложнения
Длительное присутствие инъекционной иглы внутри вены может привести к закупорке (сгустком крови) иглы, поэтому ее регулярно промывают. В наихудшем случае место для инъекций меняют. Случается, что иглу вводят неправильно. Если медицинский персонал этого вовремя не заметит, то подлежащие ткани наполнятся инфузионным раствором, что вызовет их отек. Чаще всего такое осложнение неопасно для жизни больного, а отек быстро проходит.
Инфузионные растворы
Для компенсации большого количества жидкости или для разбавления лекарств используются изотонический или физиологический растворы, содержащие 1% пищевой соли, или раствор Рингера, в состав которого входят и другие соли. Эти растворы являются основой большинства инфузионных растворов. Внутривенно вводятся также растворы сахара и альбумина.
Переливание пациенту его собственной крови
Перед переливанием делают тщательный анализ крови, выполняют специальный тест. Однако при переливании крови нельзя полностью исключить вероятность заражения. Поэтому сегодня применяют специальные методы, благодаря которым пациент перед планируемой операцией может обеспечить себя своей собственной кровью.
Острый перитонит. Этиология, клиника, лечение. Особенности сестринского ухода в послеоперационном периоде.
Перитони́т — воспаление париетального и висцерального листков брюшины, которое сопровождается тяжелым общим состоянием организма.
Академическое общее определение не вполне отражает проблемность патологии[1] — с точки зрения практического хирурга абсцессы брюшной полости следует исключить из общего определения.
Как правило, перитонит угрожает жизни пациента и требует неотложной медицинской помощи. Прогноз в случае несвоевременного или неадекватного лечения перитонита очень неблагоприятен.
Причины
Перитонит возникает вследствие воздействия инфекционных или химических раздражителей вследствие попадания в свободную брюшную полость желудочного содержимого (содержащего соляную кислоту), желчи, мочи,крови.
Наиболее частая причина бактериального перитонита — перфорация полого органа желудочно-кишечного тракта, вследствие которой в брюшную полость попадает желудочное или кишечное содержимое и микрофлора, то есть бактерии, которые обитают в просвете желудка/кишечника.
Перфорация полого органа может возникать вследствие:
· разрыва червеобразного отростка (осложнение нелеченного острого аппендицита)
· прободения язвы желудка или двенадцатиперстной кишки
· изъязвления лимфоидной бляшки при брюшном тифе
· повреждения стенки кишечника инородным телом
· перфорации дивертикула кишечника
· некроза кишки при грыже
· перерастяжения кишки при кишечной непроходимости
· перфорации злокачественной опухоли
· и других причин.
Кроме того, перитонит может возникать вследствие нагноения избыточной свободной жидкости в брюшной полости, образовавшейся вследствие пропотевания из-за повышения венозного давления (асцит), воспаления органов брюшной полости (например, при кишечной непроходимости, неосложненном аппендиците, гинекологических заболеваниях), внутрибрюшного кровотечения (гемоперитонеум).
Этиология и патогенез
Этиологией перитонита обычно служит бактериальный возбудитель, например кишечная палочка и патогенные кокки. Условно-патогенная флора участвует в образовании гноя в брюшной полости, иногда встречаются случаи возникновения перитонита, благодаря нескольким бактериальным возбудителям одновременно. Во время перитонита происходит общая интоксикация организма. Брюшинный покров, равный по площади кожному покрову человека, позволяет развиваться нагноительному процессу очень быстро, после чего организм больного наполняется токсинами, что вызывает общую иммунологическую перестройку организма.
Начало перитонита сопровождается стойким парезом кишечника, отечностью брюшины, а в дальнейшем возникает расстройство гемодинамики со снижением артериального давления. После этого этапа падает белково-образующая функция печени, снижается уровень белка, нарушается его синтез. В крови нарастает содержание аммония и гликоля. В надпочечниках изменяются клетки, в легких происходит застой крови и отек, возникает ослабление сердечной деятельности. В нервной системе происходят большие изменения, часто необратимые. Появляется гипокалиемия, адинамия, гиперкалиемия.
В тяжелой стадии перитонита на фоне интоксикации возможно развитие острой почечной недостаточности, в почечных канальцах скапливается нерастворимый белок, в моче появляются зернистые цилиндры.
Страдает головной мозг, его клетки набухают, увеличивается количество спинномозговой жидкости.
Воспаление брюшины в связи с перитонитом вызывает общую интоксикацию организма, нарушается водный, углеводный и витаминный обмены. Белковое голодание очень острое, происходят изменения в печени и почках, в организме накапливаются промежуточные продукты обмена.
Симптомы перитонита
· резкая усиливающаяся боль в животе (см. ниже)
· лихорадка
· тошнота и рвота, не приносящие облегчения
· напряжение мышц передней брюшной стенки
· резкая болезненность при надавливании на переднюю брюшную стенку
· симптом Френикус
· симптом Мендаля
· симптом Воскресенского
· симптом Щёткина — Блюмберга
· Симптом мнимого благополучия( — после перфорации больной чувствует сильную боль, но затем боль стихает, так как рецепторы на брюшине адаптируются, (и это является опасным моментом), но затем через 1-2 часа боль появляется с новой силой, так как развивается воспаление брюшины.
Лечение
Согласно современным представлениям, одним из главных факторов, определяющих тяжесть и неблагоприятный исход перитонита, является синдром эндогенной интоксикации. В начальных стадиях развития широко и успешно применяются хирургические методы с радикальной санацией первичного очага и брюшной полости. Однако, во-первых, не всегда удается провести радикальную санацию гнойного очага; во-вторых, к моменту операции воспалительный процесс в брюшной полости может приобрести характер генерализованной инфекции. Исходя из сказанного, понятен интерес современной медицины к методам удаления токсических продуктов из просвета кишечника. Вполне логичным является увеличение эффекта детоксикации, достигаемый дренированием желудочно-кишечного тракта в сочетании с энтеросорбентами. В связи с этим оправдан поиск таких энтеросорбентов, которые обладали бы всеми положительными качествами гранулированных сорбентов, но отличались от них текучестью и приобретенной способностью проходить через различные дренажи. Эксперементальные данные и клинические наблюдения свидетельствуют, что энтеросорбция с помощью полифепана может быть использована в комплексе мер борьбы с эндотоксикозом при разлитом перитоните.[4]
За некоторыми исключениями (ограниченный перитонит гинекологического происхождения) диагноз «острый перитонит» подразумевает необходимость в срочном оперативном вмешательстве для определения и устранения источника перитонита, санации.
О необходимости своевременного лечения еще в 1926 году высказался С. И. Спасокукоцкий: «При перитонитах операция в первые часы дает до 90 % выздоровлений, в первый день — 50 %, позже третьего дня — всего 10 %». В конце XX века летальность при перитонитах у детей близка к нулю, в то время как у взрослых остается высокой вследствие развития абдоминального сепсиса и полиорганной недостаточности. При тяжелых формах гнойного перитонита, смертность у взрослых составляет около 25-30 %, а при развитии полиорганной недостаточности число становится критическим и достигает 80-90 %.
В послеоперационном периоде проводят комплекс лечебных мероприятий по борьбе с интоксикацией, парезом желудочно-кишечного тракта, нарушениями сердечно-сосудистой системы и дыхания. Необходимо постоянное отсасывание желудочного содержимого через тонкий зонд, проведенный в желудок и соединенный с системой трех бутылей. Крайне важно для борьбы с интоксикацией вводить физиологический раствор до 3—5 л за сутки внутривенно, переливать кровь, плазму. Эффективным средством борьбы с парезом кишечника, помимо паранефральной блокады, является внутривенное введение гипертонического (10%) раствора хлористого натрия в количестве 100—150 мл. При отсутствии лечебного эффекта от сифонной или гипертонической клизмы целесообразно для возбуждения перистальтики кишечника назначение раствора прозерина (Sol. Proserini 0,01%) троекратно по 1 мл через каждые 20 мин. Лишь как крайнее средство при стойком парезе, не поддающемся консервативной терапии, может стать вопрос о наложении подвесной илеостомии.
Крайне важно назначать в послеоперационном периоде сердечные средства, витамины, дыхательную гимнастику. См. также Интубация кишечника.
Набор инструментов для ПХО.