Возрастная динамика зрительных функций.
В развитии зрительного анализатора после рождения выделяют 5 периодов:
1) формирование области жёлтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни – из 10 слоёв сетчатки остаются 4 (зрительные клетки, их ядра и пограничные мембраны);,
2) увеличение функциональной мобильности зрительных путей и их формирование в течение первого полугодия жизни;
3) совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2-ух лет жизни;
4) формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими
органами в течение первых лет жизни;
5) морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в
первые 2-4 мес. жизни.
Зрение новорожденного характеризуется диффузным светоощущением. В результате недоразвития коры большого мозга оно является подкорковым (гипоталамическим), примитивным (протопатическим). Поэтому наличие зрения у новорожденного исследуется проверкой вызывания в каждом глазу реакции зрачков (прямой и содружественной) на освещение светом и общей двигательной реакции (рефлекса Пейпера – «с глаза на шею» т.е. откидывание головки ребёнка кзади, нередко до степени опистотонуса).
По мере совершенствования корковых процессов и черепной иннервации развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденного в реакции слежения вначале в течение секунд (взор «дрейфует» в направления предмета или против, когда он останавливается даже).
Со 2-ой недели появляется кратковременная фиксация (средняя острота зрения - в пределах 0,002-0,02).
Ко 2-ому мес. появляется синхронная(бинокулярная) фиксация (острота зрения = 0,01-0,04 - появляется форменное предметное зрение и ребёнок живо реагирует на мать).
К 6-8 мес. дети различают простые геометрические фигуры (острота зрения = 0,1-0,3).
С 1 года – дети различают рисунки (острота зрения = 0,3-0,6) .
С 3 лет – острота зрения = 0,6-0,9 (у 5-10% детей = 1,0).
В 5 лет – острота зрения = 0,8-1,0.
В 7 -15 лет – острота зрения = 0,9-1,5.
Параллельноостроте зрения развивается цветовое зрение, но судить о его наличии удаётся значительно позже. Первая более или менее отчётливая реакция на яркие красные, жёлтые и зелёные цвета
появляется у ребёнка к первому полугодию жизни. Для правильного развития цветового зрения необходимо создание детям условий хорошей освещённости и привлечения внимания к ярким игрушкам на расстоянии 50 см и больше, меняя их цвета. Детские гирлянды для новорожденного должны иметь в центре жёлтые, оранжевые, красные и зелёные шары (поскольку центральная ямка более всего чувствительна к жёлто-зелёной и оранжевой части спектра), а шары синего, белого цвета и тёмные – помещать по краям.
Бинокулярное зрениие является высшей формой зрительного восприятия. Характер зрения у новорожденного вначале монокулярный т.к. он не фиксирует взглядом предметы, а движения его глаз не координированные. Затем он становится монокулярнным альтернирующим. При возникновении к 2-ум мес. рефлекса фиксации предмета развивается одновременное зрение. На 4-ом мес.- дети устойчиво фиксируют осязаемые ими предметы т.е. возникает т.н. плоскостное бинокулярное зрение. Кроме того, возникает сужение зрачка, фиксация близких предметов т.е. аккомодация, а к 6 мес.- появляются содружественные движения глаз, конвергенция. Когда дети начинаютползать, они сопоставляя перемещение своего тела с пространственным расположением и отстоянием окружающих предметов от их глаз, изменением их величины, постепенно развивают пространственное, глубинное бинокулярное зрение.
Необходимыми условиями его развития являются достаточно высокая острота зрения в обоих глазах (при visusе в одном глазу = 1,0, на другом – не меньше 0,3-0,4); нормальная иннервация глазодвигательных мышц,отсутствие патологии проводящих путей и высших зрительных центров. Стереоскопическое бинокулярное зрение развивается у ребёнка уже в 6-летнем возрасте, но полноценное глубинное бинокулярное зрение (наивысшая степень развития бинокулярного зрения) устанавливается к 9-15 годам.
Поле зрения у новорожденного, по мнению большинства авторов, развивается от центра к периферии, постепенно, в течение первых 6 мес. жизни. Область жёлтого пятна (вне центральной ямки) достаточно хорошо развита морфологически и функционально уже в раннем возрасте. Это подтверждается тем, что защитный рефлекс смыкания век ребёнка при быстром приближении предмета к глазу в направлении зрительной линии т.е. к центру сетчатки развивается раньше всего - на 8-ой неделе. Тот же рефлекс при движении объекта сбоку, с периферии выявляется значительно позже - лишь на 5-ом мес. жизни. В раннем возрасте поле зрения имеет узкий трубкообразный характер.
Некоторое представление о поле зрения у детей первых лет жизни можно получить лишь на основании их ориентации при движениях и ходьбе, по поворотам головы и глаз в сторону передвигающихся предметов, игрушек - на различных расстояниях, различной величины и цвета.
У детей дошкольного возраста границы поля зрения примерно на 10% уже, чем у взрослых.
Контрольные вопросы:
1. Назовите зрительные функции и что обеспечивает человеку каждая из них.
2. Назовите методы исследования центрального зрения
3. Назовите методы исследования периферического зрения
4. Назовите методы исследования цветового зрения.
5. Назовите методы исследования светоощущения.
6. Назовите методы исследования бинокулярного зрения.
7. Назовите виды патологии центрального зрения
8. Назовите виды патологии периферического зрения
9. Назовите виды патологии цветового зрения.
10. Назовите виды патологии бинокулярного зрения.
11. Охарактеризуйте возрастную динамику центрального зрения
12. Охарактеризуйте возрастную динамику бинокулярного зрения
13. Охарактеризуйте возрастную динамику цветового зрения
14. Охарактеризуйте возрастную динамику периферического зрения.