СЛЕПОТА И СЛАБОВИДЕНИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
СНИЖЕНИЯ ЗРЕНИЯ И СЛЕПОТЫ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИИ В РК.
Учебная цель: дать понятие о значении органа зрения в жизнедеятельности организма в целом, организации офтальмологической службы в РК.
Учебное время – 15 мин.
Метод и место проведения занятия: групповое теоретическое занятие в аудитории.
Иллюстративный материал: 1. Таблицы – с анатомическим строением различных отделов
Зрительного анализатора и органа зрения.
Цветные слайды.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Содержание занятия | Время (в мин.) | |
1. | Глаз и его роль в жизнедеятельности организма. Слепота и слабовидение – понятие, виды и основные причины снижения зрения и слепоты. | |
2. | Организация офтальмологической помощи в РК. | |
3. | Контрольные вопросы. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дымшиц Л.А. Основы офтальмологии детского возраста. – Ленинград:
Медицина, 1970. – С. 44.
Ковалевский Е.И. Офтальмология. Избранные лекции. - М.: Медицина,1996.
Ковалевский Е.И. Офтальмология. - М.,1995. – С. 7-34.
Бочкарева А.А Глазные болезни. - М.,1989. – С. 77-104.
Руководство по глазным болезням. – М., 1962. - Т. 1.
Типовая программа по офтальмологии РК. - Астана, 2004 г.
В.Ф.Даниличев Современная офтальмология. – СПб.: «Питер»', 2000. – 672 с
Сидоренко Е.И. Офтальмология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – С.
41-65.
ГЛАЗ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.
СЛЕПОТА И СЛАБОВИДЕНИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЗРЕНИЯ И СЛЕПОТЫ.
Офтальмология – это учение о глазе, наука о болезнях глаза. О том, какое
значение имеет зрение для жизни человека, оче6нь хорошо сказал английский писатель Джорж Дюморье:
‘’Чудесен человеческий глаз!
И не только человеческий, а всякий –
Собаки, оленя, осла, даже совы!
Подумать только, сколько он может выразить,
сколько замечательного видит сам!
Это царь драгоценных камней!
Звезда!
Увы! Подумать только, что такая драгоценность,
Как человеческий глаз, может потускнеть
и ослепнуть!''
Максим Горький писал: ’’Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение. невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира''. И, действительно, девяносто
процентов информации из окружающего нас мира мы получаем через орган зрения. Как говорят: ‘’Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать''. Недаром есть мудрые народные
пословицы: ''Береги глаз, как алмаз'' А о дорогих нам вещах мы говори: ’’ Береги, как зеницу ока!''
Что важнее для человека: жить слепым или умереть. Из мировой литературы известно, что в древности высшей мерой наказания было не лишение жизни, а лишение зрения. Вырвать глаз для подсудимого было страшнее, чем отрубить голову. Древняя история свидетельствует, что царь Эдип, чтобы искупить свою вину перед богом и людьми, не лишил себя жизни, а ослепил себя.
И, действительно, важнейшим несчастьем для человека является потеря зрения. По данным Всемирной Организации здравоохранения, на нашей планете насчитывается около 40 миллионов слепых на оба глаза и около 50 млн. – на грани слепоты. Это целое море безысходного горя и страдания. В связи с этим вопросы деонтологии в офтальмологической практике приобретает, приобретают чрезвычайно важное значение. Врач, посвятивший себя такой благородной профессии, всегда должен сопереживать, т.е. мысленно ставить себя в положение слепого больного. Закройте на минуту свои глаза, представьте, что Вы не видите окружающего мира, что свет померкнул для Вас навсегда, и Вы поймете всю тяжесть и горечь утраты зрения.
Любой врач, должен постоянно заниматься самовоспитанием, совершенствоваться в своей профессии и развить в себе такие качества, как сознание величайшей ответственности, наблюдательность и оптимизм, и никогда не надо опускать руки у постели больного, даже в том случае, если нет надежды на его выздоровление. Следует всегда помнить, что воспитание врача не заканчивает в стенах института, а здесь только закладывается ''фундамент'' его.
Известно, что глаз и весь организм – это единое целое. В каком бы органе ни происходили те или иные болезненные процессы, они в той или иной степени проявляются в глазу. Установлено, что 25% общих заболеваний сопровождается поражением глаз, которые приводят к снижению зрения и даже слепоте.
Благодаря тому, что офтальмолог может заглянуть внутрь глаза, он имеет возможность видеть и наблюдать тайну живого организма. По состоянию кровеносных сосудов глазного дна, диска зрительного нерва. Сетчатки и других структур глаза офтальмолог имеет возможность поставить диагноз, не расспрашивая больного. Причем он может обнаружить болезнь не только глаза, но и всего организма, а в ряде случаев даже предсказать диагноз. Так, например, по состоянию глазного дна при некоторых заболеваниях почек, особенно при хроническом нефрите, можно предсказать смертельный исход через тот или иной срок.
Врачи других специальностей, например терапевты, невропатологи, акушер-гинекологи, нейрохирурги и др., немогут обойтись без консультации офтальмолога при решении вопроса о консервативном или хирургическом лечении того или иного заболевания.
Существуют системные болезни, которые поражают одновременно и глаз, и другие органы и системы. Например, гипертоническая болезнь, облитерирующие сосудистые заболевания, васкулиты, сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, патология почек, коллагенозы, инфекционные заболевания и многие другие. Следовательно, на вопрос, нужно ли Вам, будущим врачам неофтальмологам изучить столь интересную и увлекательную дисциплину, как офтальмология, комментарии, как говорят, излишни. Ясно одно, что, изучая эту дисциплину, Вам необходимо научиться, как бы прикладывать эти знания и возможности офтальмологии к своей дисциплине, т.е. будущей специальности, чтобы лучше диагностировать и правильно лечить те или иные болезни.
Таким образом, для Вас, будущих врачей общих специальностей, офтальмология является прикладной, но важной и необходимой для установления правильной диагностики, прогноза и лечения различных общих терапевтических, неврологических, эндокринологических и многих других болезней. Следует отметить, что большинство этих болезней нередко является причинами понижения зрения и даже слепоты. Поэтому, врачи всех специальностей должны знать, какие следует проводить мероприятия по предупреждению слепоты. В борьбе