Тема: ГЛАЗ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.
ЛЕКЦИЯ.
Тема: ГЛАЗ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.
СЛЕПОТА И СЛАБОВИДЕНИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
СНИЖЕНИЯ ЗРЕНИЯ И СЛЕПОТЫ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИИ В РК.
Учебная цель: дать понятие о значении органа зрения в жизнедеятельности организма в целом, организации офтальмологической службы в РК.
Учебное время – 15 мин.
Метод и место проведения занятия: групповое теоретическое занятие в аудитории.
Иллюстративный материал: 1. Таблицы – с анатомическим строением различных отделов
Зрительного анализатора и органа зрения.
Цветные слайды.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Содержание занятия | Время (в мин.) | |
1. | Глаз и его роль в жизнедеятельности организма. Слепота и слабовидение – понятие, виды и основные причины снижения зрения и слепоты. | |
2. | Организация офтальмологической помощи в РК. | |
3. | Контрольные вопросы. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дымшиц Л.А. Основы офтальмологии детского возраста. – Ленинград:
Медицина, 1970. – С. 44.
Ковалевский Е.И. Офтальмология. Избранные лекции. - М.: Медицина,1996.
Ковалевский Е.И. Офтальмология. - М.,1995. – С. 7-34.
Бочкарева А.А Глазные болезни. - М.,1989. – С. 77-104.
Руководство по глазным болезням. – М., 1962. - Т. 1.
Типовая программа по офтальмологии РК. - Астана, 2004 г.
В.Ф.Даниличев Современная офтальмология. – СПб.: «Питер»', 2000. – 672 с
Сидоренко Е.И. Офтальмология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – С.
41-65.
ГЛАЗ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.
СЛЕПОТА И СЛАБОВИДЕНИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЗРЕНИЯ И СЛЕПОТЫ.
Офтальмология – это учение о глазе, наука о болезнях глаза. О том, какое
значение имеет зрение для жизни человека, оче6нь хорошо сказал английский писатель Джорж Дюморье:
‘’Чудесен человеческий глаз!
И не только человеческий, а всякий –
Собаки, оленя, осла, даже совы!
Подумать только, сколько он может выразить,
сколько замечательного видит сам!
Это царь драгоценных камней!
Звезда!
Увы! Подумать только, что такая драгоценность,
Как человеческий глаз, может потускнеть
и ослепнуть!''
Максим Горький писал: ’’Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение. невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира''. И, действительно, девяносто
процентов информации из окружающего нас мира мы получаем через орган зрения. Как говорят: ‘’Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать''. Недаром есть мудрые народные
пословицы: ''Береги глаз, как алмаз'' А о дорогих нам вещах мы говори: ’’ Береги, как зеницу ока!''
Что важнее для человека: жить слепым или умереть. Из мировой литературы известно, что в древности высшей мерой наказания было не лишение жизни, а лишение зрения. Вырвать глаз для подсудимого было страшнее, чем отрубить голову. Древняя история свидетельствует, что царь Эдип, чтобы искупить свою вину перед богом и людьми, не лишил себя жизни, а ослепил себя.
И, действительно, важнейшим несчастьем для человека является потеря зрения. По данным Всемирной Организации здравоохранения, на нашей планете насчитывается около 40 миллионов слепых на оба глаза и около 50 млн. – на грани слепоты. Это целое море безысходного горя и страдания. В связи с этим вопросы деонтологии в офтальмологической практике приобретает, приобретают чрезвычайно важное значение. Врач, посвятивший себя такой благородной профессии, всегда должен сопереживать, т.е. мысленно ставить себя в положение слепого больного. Закройте на минуту свои глаза, представьте, что Вы не видите окружающего мира, что свет померкнул для Вас навсегда, и Вы поймете всю тяжесть и горечь утраты зрения.
Любой врач, должен постоянно заниматься самовоспитанием, совершенствоваться в своей профессии и развить в себе такие качества, как сознание величайшей ответственности, наблюдательность и оптимизм, и никогда не надо опускать руки у постели больного, даже в том случае, если нет надежды на его выздоровление. Следует всегда помнить, что воспитание врача не заканчивает в стенах института, а здесь только закладывается ''фундамент'' его.
Известно, что глаз и весь организм – это единое целое. В каком бы органе ни происходили те или иные болезненные процессы, они в той или иной степени проявляются в глазу. Установлено, что 25% общих заболеваний сопровождается поражением глаз, которые приводят к снижению зрения и даже слепоте.
Благодаря тому, что офтальмолог может заглянуть внутрь глаза, он имеет возможность видеть и наблюдать тайну живого организма. По состоянию кровеносных сосудов глазного дна, диска зрительного нерва. Сетчатки и других структур глаза офтальмолог имеет возможность поставить диагноз, не расспрашивая больного. Причем он может обнаружить болезнь не только глаза, но и всего организма, а в ряде случаев даже предсказать диагноз. Так, например, по состоянию глазного дна при некоторых заболеваниях почек, особенно при хроническом нефрите, можно предсказать смертельный исход через тот или иной срок.
Врачи других специальностей, например терапевты, невропатологи, акушер-гинекологи, нейрохирурги и др., немогут обойтись без консультации офтальмолога при решении вопроса о консервативном или хирургическом лечении того или иного заболевания.
Существуют системные болезни, которые поражают одновременно и глаз, и другие органы и системы. Например, гипертоническая болезнь, облитерирующие сосудистые заболевания, васкулиты, сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, патология почек, коллагенозы, инфекционные заболевания и многие другие. Следовательно, на вопрос, нужно ли Вам, будущим врачам неофтальмологам изучить столь интересную и увлекательную дисциплину, как офтальмология, комментарии, как говорят, излишни. Ясно одно, что, изучая эту дисциплину, Вам необходимо научиться, как бы прикладывать эти знания и возможности офтальмологии к своей дисциплине, т.е. будущей специальности, чтобы лучше диагностировать и правильно лечить те или иные болезни.
Таким образом, для Вас, будущих врачей общих специальностей, офтальмология является прикладной, но важной и необходимой для установления правильной диагностики, прогноза и лечения различных общих терапевтических, неврологических, эндокринологических и многих других болезней. Следует отметить, что большинство этих болезней нередко является причинами понижения зрения и даже слепоты. Поэтому, врачи всех специальностей должны знать, какие следует проводить мероприятия по предупреждению слепоты. В борьбе
Одного врача-педиатра приходится 800 детей, врача – терапевта – до 2000 населения, а на одного офтальмолога – до 30.000-50.000 человек, особенно сельской местности, где всего 1 окулист. Поэтому врачам всех специальностей об этом следует помнить и принимать активное участие в судьбе больных с поражениями органа зрения.
Как медико-социальное понятие слепота – это резкое снижение зрения или его утрата на обоих глазах. Различают слепоту врождённую и приобретённую; а при поражении коры головного мозга в области зрительного центра в затылочной доле развивается кортикальная слепота. Кроме того, слепоту подразделяют на абсолютную или медицинскую (при полном отсутствии зрительных функций в обоих глазах, даже светоощущения т.е. vis=0) и гражданскую слепоту (при остаточном зрении т.е. vis = 0,03 с корр. и меньше на лучшем глазу, что не позволяет больному выполнять работу и ограничивает его возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания и требует постоянной посторонней помощи). Абсолютная слепота на фоне невидимыханатомических изменений глазного яблока называется амаврозоми является следствием врождённой или приобретённой патологии ЦНС, а также функциональных расстройств (например, истерии).
Слабовидение - это нарушение зрения (vis) от 0,04 до 0,3 с коррекцией на лучшем глазу
Социальные последствия тяжёлых нарушений органа зрения могут привести к инвалидности. Инвалид по зрению– это лицо со стойким расстройством зрительных функций, обусловленных заболеваниями, травмами, приводящими к ограничению жизнедеятельности человека и вызывающими необходимость его социальной защиты. Медико-социальная помощь инвалидам по зрению и профилактика слепоты и слабовидения рассматривается как одна из важных государственных задач в РК, к решению которой привлекаются научные, практические офтальмологические учреждения, службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации инвалидов, Казахстанское общество слепых и другие ведомства и общественные организации.
Достаточное разнообразие причин слепоты и слабовидения можно сгруппировать в основные 3 причины: 1) патология рефракции (аномалии рефракции), 2) помутнения оптических (прозрачных) структур глаза и 3) патология сетчатки и зрительного нерва (патология глазного дна).
У детей основными причинами слепоты и слабовидения служат атрофии зрительного нерва, осложнённая близорукость, высокая амблиопия, патология сетчатки, катаракта, нередко врождённо-наследственного генеза и в 60% случаев сочетающиеся с нарушениями ЦНС, в психической сфере, сердечно-сосудистой системы. У лиц в возрасте 18-40 лет среди причин слепоты и слабовидения преобладают осложнённая близорукость, атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, последствия травм. В более старшей возрастной группе основными причинами слепоты и слабовидения являются глаукома, катаракта, осложнённая близорукость, дистрофии сетчатки, диабетическая ретинопатия.
Акушерами?
Педиатрами?
Педагогами?
ЛЕКЦИЯ.
Учебное время: 35 минут
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
№ п/п | Содержание занятия | Время ( мин.) |
1. | Возрастные анатомо-физиолого-клинические ососбенности строения и развития органа зрения, аномалии: а) характеристика защитного аппарата глаза б) характеристика придаточного аппарата глаза в) глазное яблоко (оболочки, содержимое полости) г) зрительный анализатор, его отделы. | |
2. | Контрольные вопросы. |
ЛИТЕРАТУРА.
АНАТОМИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.
В офтальмологии различают 2 понятия: орган зрения и зрительный анализатор.
Орган зрения состоит из защитного аппарата глаза (веки и глазница), придаточного или вспомогательного аппарата (слезные органы, мышцы, сосуды, нервы) и глазного яблока, в котором, в свою очередь, выделяют зрительно-нервный аппарат (сетчатка и зрительный нерв) и диоптрический( внутриглазная жидкость, роговица, хрусталик и стекловидное тело).
Веки состоят из 4 слоев: кожи, мышц, хряща и конъюнктивы или слизистой оболочки. Анатомической особенностью кожи век является отсутствие подкожножирового слоя, поэтому она легко собирается в складки и в ней легко распространяются отеки. Мышцы представлены леватором верхнего века, иннервируемым 3 парой ЧМН (глазодвигательным нервом) и круговой мышцей век, иннервируемой 7 парой ЧМН (лицевым нервом). Хрящ представлен тонкой соединительной пластинкой, придающей форму веку. В его толще заложены мейбомиевы железы, секрет которых, смазывая поверхность глаза и век, уменьшает трение при их движении, а также выполняет трофическую функцию по отношению к роговице. Изнутри хрящ покрыт и интимно связан со слизистой оболочкой или конъюнктивой, которая имеет 3 отдела (конъюнктива век, переходных складок- верхней и нижней- сводов и глазного яблока или склеры). В области верхнего свода в конъюнктиве открываются протоки слезной железы. Защитная функция век осуществляется за счет смыкания глазной щели, мигательных движений и высокой чувствительностью конъюнктивы к инородным телам с усиленной секрецией слезы, способствующей
механическому давлению инородных тел. Лимфоидные элементы в аденоидной ткани сводов осуществляют барьерную функцию. Кровоснабжаются веки с височной стороны веточками слезной артерии, а с носовой – решетчатой артерии (конечных ветвей глазничной артерии, основного источника кровоснабжения глаза). Эти ветви, идя навстречу друг другу вдоль свободных краев век, анастомозируют и образуют подкожные артериальные дуги.
Глазница или орбита – костное вместилище для глазного яблока. Имеет форму 4-х гранной пирамиды, обращенной своим широким основанием вперед и кнаружи, а вершиной - кзади кнутри. Длина ее у взрослых 4 -5 см. Она имеет 4 стенки: верхняя - граничит с передней черепной ямкой, в результате процессы в этих полостях могут взаимно проникать друг в друга. Стенку составляет орбитальная часть лобной кости, в толще которой находится лобная пазуха (придаточная пазуха носа) у верхне-внутреннего угла орбиты. У наружного края верхней стенки есть ямка - вместилище слезной железы. Наружная стенка самая прочная, образована лобным отростком скуловой кости, скуловым отростком лобной кости и большим крылом клиновидной кости; отграничивает орбиту от височной ямки. Нижняя стенка представлена верхней челюстью, скуловой костью и глазничным отростком небной кости. Стенка отделяет глазницу от верхнечелюстной (гайморовой) пазухи, откуда нередко в нее распространяются патологические процессы. На границе верхней и наружной стенки в глубине орбиты имеется верхняя глазничная щель (между большим и малым крылом клиновидной кости). Через нее в орбиту проникают все глазодвигательные нервы (3, 4, 6 пары ЧМН), а также 1 ветвь тройничного нерва (чувствительная) и покидает орбиту верхняя глазничная вена. При переломах в этой области возникает характерный “синдром верхней глазничной щели” – птоз, мидриаз, экзофтальм, анестезия, офтальмоплегия. В нижне-наружном углу орбиты между большим крылом клиновидной кости и верхней челюстью располагается нижняя глазничная щель. Через нее в орбиту проникает инфраорбитальный нерв из крылонебной ямки и скуловой нерв из нижневисочной ямки (веточки 2 пары тройничного нерва - верхнечелюстного). Уходит через неё из орбиты нижняя глазничная вена, впадающая в венозное сплетение крылонебной ямки и глубокую вену лица. В глубине глазницы имеется круглое отверстие в основной кости, соединяющее среднюю черепную ямку с крылонебной и, отчасти, с орбитой. Через нее из средней черепной ямки в крылонебную проходит верхнечелюстной нерв (2 ветвь 5 пары ЧМН). Здесь он дает веточку - инфраорбитальный нерв. Внутренняя стенка глазницы самая тонкая и сложная. Она образована спереди слезной костью, примыкающей к лобному отростку верхней челюсти, сзади - орбитальной пластинкой решетчатой кости (с многочисленными отверстиями, через которые проходят этмоидальные артерии, вены и нервы) и передней частью клиновидной кости. Она отделяет орбиту от полости носа. При тупых травмах может нарушаться ее целостность, что приводит к орбитальной (ретробульбарной) гематоме и эмфиземе. На поверхности слезной кости у нижне-внутренного угла орбиты имеется ямка для слезного мешка. В орбите также находится система соединительнотканных связок, удерживающих глазное яблоко в подвешенном состоянии.
Слезный аппарат состоит из слезопродуцирующего (в основном, слезной железы) и слезоотводящего аппарата - слезной точки, слезных канальцев ( верхнего и нижнего), слезного мешка и слезноносового канала, открывающегося под нижней носовой раковиной. Функционирование слёзной железы у новорожденного начинается лишь на 2-ом месяце жизни, поэтому они с момента рождения рождения плачут без слёз.
Мышцы глаза обеспечивают движения глазного яблока. Их 6 глазодвигательных мышц - 4 прямых и 2 косых. Лишь одна (нижняя косая мышца) берет начало от надкостницы нижневнутреннего угла орбиты и прикрепляется к глазу в нижненаружном сегменте. Остальные – берут начало от надкостницы вокруг зрительного отверстия (циннового сухожильного кольца), тянутся вперед вдоль соответствующей стенки орбиты и прикрепляются: прямые мышцы - к склере глазного яблока, а верхняя косая – к блоку у верхне-внутреннего угла глазницы, перекидывается через него и направляется к глазному яблоку, прикрепляясь сзади к верхне-наружному сегменту склеры. При своем сокращении прямые мышцы поворачивают глаз в соответствующую сторону (вверх, вниз, кнутри к носу
и кнаружи к виску) и несколько кнутри, а косые – кнаружи и вниз (верхняя) и кнаружи и вверх - нижняя косая. Иннервируются мышцы, в основном, глазодвигательным нервом, исключение составляют наружная прямая (иннервируется отводящим нервом) и верхняя косая (иннервируется блоковым нервом). Кровоснабжаются - из веточек глазничной артерии (a.a. musculares).
Сосуды глаза: основным источником кровоснабжения всего органа зрения является веточка внутренней сонной артерии - глазничная артерия, входящая в орбиту через зрительное отверстие (через которое выходит зрительный нерв). В орбите она отдает следующие основные веточки - слезную артерию (к слезной железе и векам), решетчатую, мышечные (которые после прикрепления мышц к склере продолжаются до роговицы под названием передние цилиарные артерии, питающие склеру и роговицу), задние цилиарные артерии – прободают склеру в области заднего полюса глаза и входят в полость глазного яблока. Здесь они делятся на короткие и длинные цилиарные артерии. Короткие, распадаясь на более мелкие сосуды и широко анастомозируя, образуют 3 слоя сосудов - крупных (прилежащих к склере), средних и мелких (прилежащих к сетчатке). Своей толщей сосуды формируют собственно сосудистую оболочку - хориоидею, выстилающую изнутри склеру на большем протяжении и служащую источником питания для сетчатки. Задние длинные цилиарные артерии тянутся кпереди вдоль внутренней поверхности склеры к корню радужки, где образуют большой круг кровообращения радужки и цилиарного тела. Между передними и задними длинными, а также между длинными и короткими цилиарными артериями имеются анастомозы. Кроме указанных ветвей, от глазничной артерии отходит центральная артерия сетчатки (ЦАС), прободающая позади глазного яблока оболочки зрительного нерва и идущая в центре ствола его к глазному дну. По выходе на сетчатку она сразу на диске зрительного нерва распадается на ветви - верхнюю и нижнюю, каждая из которых – на носовую и височную и далее на более мелкие сосуды до капилляров. К зрительному нерву от глазничной артерии также отходят 6-12 веточек, одна из которых, наиболее крупная, идет вместе с ЦАС.
Вены - обычно сопутствуют артериям: эписклеральные, передние цилиарные (от радужки и цилиарного тела), водоворотные или вортикозные (2 верхние вены) – от хориодеи, центральная вена сетчатки (ЦВС) - все они впадают в верхнюю глазничную вену, которая впадает в пещеристую пазуху. Кроме того, она соединяется анастомозом (угловой веной, куда оттекает венозная кровь век, и проходящей позади слезного мешка) с передними лицевыми венами. Нижняя глазничная вена образуется из 2 нижних вортикозных вен, впадает в глубокую вену лица в крылонебной ямке, но иногда может сливаться с верхней глазничной веной.
Отличительной особенностью вен глаза является отсутствие клапанов, в результата чего возможно широкое распространение инфекции, тромбов и т. д. с лица в череп.
Благодаря сложным фотохимическим реакциям в рецепторах сетчатки под воздействием световых раздражителей от рассматриваемых предметов возникает нервный импульс, который проводится проводящими путями в мозг, а в коре сигналы анализируются и синтезируются в зрительный образ. Согласно учения И. М. Сеченова и
И.П. Павлова, сущность зрительного акта заключается в том, что восприятие внешнего мира с помощью органов чувств осуществляется точно и верно, а качества и свойства предметов существуют независимо от органов чувств.
Контрольные вопросы:
Новорожденного.
Что такое глазное дно?
ЛЕКЦИЯ.
РАЗВИТИЯ.
Учебное время – 50 мин.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Содержание занятия | Время (в мин.) | |
1. | Виды зрительных функций, их характеристика в норме и патологии, методы исследования | |
2. | Возрастная динамика развития зрительных функций. | |
3. | Контрольные вопросы. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дымшиц Л.А. Основы офтальмологии детского возраста. – Ленинград:
Медицина, 1970. – С. 44.
41-65.
Некоторое представление о поле зрения у детей первых лет жизни можно получить лишь на основании их ориентации при движениях и ходьбе, по поворотам головы и глаз в сторону передвигающихся предметов, игрушек - на различных расстояниях, различной величины и цвета.
У детей дошкольного возраста границы поля зрения примерно на 10% уже, чем у взрослых.
Контрольные вопросы:
1. Назовите зрительные функции и что обеспечивает человеку каждая из них.
2. Назовите методы исследования центрального зрения
3. Назовите методы исследования периферического зрения
4. Назовите методы исследования цветового зрения.
5. Назовите методы исследования светоощущения.
6. Назовите методы исследования бинокулярного зрения.
7. Назовите виды патологии центрального зрения
8. Назовите виды патологии периферического зрения
9. Назовите виды патологии цветового зрения.
10. Назовите виды патологии бинокулярного зрения.
11. Охарактеризуйте возрастную динамику центрального зрения
12. Охарактеризуйте возрастную динамику бинокулярного зрения
13. Охарактеризуйте возрастную динамику цветового зрения
14. Охарактеризуйте возрастную динамику периферического зрения.
ЛЕКЦИЯ.
Тема: ГЛАЗ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.