Теоретические основы биомедицинской этики
В 1965г. в США открылся «Институт по изучению социальной этики и наук о жизни в г. Хастингтоне (Хастингонский центр)», где начали проводиться активные исследования, связанные с проблемами жизни и смерти.
Основные направления исследований биологической природы человека сводятся к следующим: а) модификация поведения[376] с помощью «шоковой терапии»; б) генная инженерия; в) суррогатное материнство; г) клонирование; д) трансплантация органов; е) продажа детей; ж) изменение пола; з) искусственное продление жизни; и) эвтаназия.
Недолгую историю насчитывают как особые области знания и практической деятельности биоэтика и экологическая этика, возникшие только во второй половине XX века. Поэтому и та, и другая в настоящее время находятся в стадии своего становления. Отсюда зачастую возникает путаница, смешение понятий и подмена предмета исследования.
Известно, что этика - знание о морали[377]. Мораль обеспечивает процессы «наследования» в системе представления о добре и зле в человеческой культуре. Это понятие – константа, в отличие от индивидуально изменчивой нравственности.
К непреходящим этическим ценностям относятся милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни[378]. Бурное развитие науки и технологии в XX веке и привело к тому, что наука и, в частности, биология и медицина, получила колоссальные возможности вмешиваться в существование биологических объектов и человека. Это позволило наряду с надеждами высказать и опасения, связанные с границами допустимого манипулирования биологическими процессами, особенно имеющими отношение к людям. В качестве формы такого предупредительного знания можно на сегодняшний день рассматривать биоэтику.
Еще раз зададим вопрос, что такое этика (если совсем просто)? Это правила, как люди должны относиться друг к другу, чтобы было побольше дружелюбия и поменьше агрессивности. Можно считать, что этические нормы соблюдаются, если, различая, «что такое хорошо, а что такое плохо», люди стараются делать так, чтобы «хорошего» было побольше, а «худого» поменьше. И это довольно древняя логика.
Проблема определения «биоэтики» не решена до конца[379]. Авторство термина «биоэтика» принадлежит Вану Ренсселеру Поттеру (V.R. Potter)[380]. С его именем связывают взгляд на биоэтику как на науку о выживании[381] (science of survival).
Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики, в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий[382], порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали.
В ведении биоэтики оказываются следующие четыре области:
а) проблемы этики в медицинской практике;
б) этические проблемы в области исследований, включающие человека как объект исследования, даже в том случае, если они не имеют непосредственного отношения к терапии;
в) социальные проблемы, связанные с политикой в области здравоохранения (национальной и международной);
г) проблемы, вызванные вмешательством человека в биологические процессы, происходящие в окружающей среде (экологическая этика)[383].
Глобальную биоэтику можно рассматривать как очередную ступень развития этики в эру высоких био- и иных технологий, сильно инвазивных по отношению к человеку, и не только к его соматическому статусу, но и к его интеллектуальной и эмоциональной сферам (что тоже бывает)[384]. В ней есть несколько ключевых понятий или постулатов, которые затем дальше разрабатываются и конкретизируются, образуя некоторый общий биоэтический кодекс (табл. 4.3).
В биоэтике сложилось два направления:
1) направление, рассматривающее нравственное отношение к человеческим существам, и здесь оно смыкается с медицинской этикой;
2) этическое поведение человека по отношению к животным, а именно вопросов использования животных в различных целях (как источник питания, сырье для промышленности, модель для медико-биологических исследований, объект для развлечения).
В настоящее время смысл биоэтики значительно сузился и она фактически трансформировалась в биомедицинскую этику[385], сфокусировав свое внимание на этических дилеммах медицинской практики. При этом часто понятие медицинской этики заменяется деонтологией[386].
Таблица 4.3