Теория непосредственного воздействия образа жизни на здоровье
(поведенческая медицинская концепция профилактики)
В последние годы концепция «образа жизни (ОЖ)» обрела особое значение. Внешне эта теория своим оптимизмом должна противостоять теории «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации. Однако по существу, они сходятся в установке на воспитание особого типа людей, обладающих «медицинской активностью»[72], активным «самосохранительным» поведением, т.е. ведущих «здоровый образ жизни (ЗОЖ)».
Обобщая свой опыт, люди постепенно приходили к убеждению о необходимости соблюдения санитарных норм жизнедеятельности, изменяя их по мере накопления новых знаний о здоровье.
На заре цивилизации полезными считались обильное питание высококачественными продуктами, не слишком напряженный труд, достаточный сон. Позже появились требования, обусловленные участившимися хроническими болезнями (атеросклероз, подагра, сахарный диабет и др.): - разнообразить набор пищевых продуктов и блюд; - чередовать отдых и труд в течение дня. Затем были раскрыты механизмы возникновения болезней при однообразном избыточном питании жирной, мясной или богатой сахаром пищей. Постижение же механизмов развития утомления показало возможность его торможения короткими, но частыми и своевременными перерывами на отдых. Была доказана и большая эффективность активного отдыха (переключение на другой вид деятельности) по сравнению с пассивным отдыхом . Дальше представления о нормах санитарной культуры пополнились требованиями согласованности режима жизнедеятельности[73]: к этому принуждал опыт возникновения десинхронозов[74].
Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) стала важной составной частью санитарной культуры, и современное общество пришло к пониманию необходимости интеграции экологической и санитарной культуры.
Сейчас некоторые ученые и практики связывают санитарную культуру с нормами, самосохранительным поведением личности[75]: - сбалансированное, умеренное питание; - умение правильно отдыхать и достаточная физическая активность; - умение справляться со стрессовыми ситуациями; - планирование семьи; - отсутствие вредных привычек; - регулярное посещение лечебно-профилактических учреждений (диспансеризация) и выполнение медицинских предписаний и назначений.
Ограниченность такой стратегии, отмечали О. П. Щепин и соавт.[76], справедливо указывая, что «Прежде чем ставить задачу обеспечения гармоничной и свободной жизни каждого индивида, общество должно создать определенный минимум условий для выполнения этой программы». Ученые считают, что назначение категории ОЖ состоит в том, чтобы перекинуть мостик от общесоциологических закономерностей развития общества в целом к закономерностям индивидуального бытия его членов[77].
В этом же контексте Ю.П. Лисицын[78] подчеркивает органическую связь понятия ОЖ с понятием поведения человека в широком смысле слова, т.е. с его жизнедеятельностью[79].
Понятие ОЖ отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов[80].
Понятие ОЖ : «определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни… Что представляют собой индивиды, – это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» [81].
С другой же стороны, ОЖ может рассматриваться как фактор, определяющий тенденции общественного здоровья, имеющий структуру, представленную элементами (эпидемиологическими переменными): 1. Трудовая деятельность и условия труда. 2. Хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.). 3. Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой. 4. Социолигаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками). 5. Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи. 6. Формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса. 7. Медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).
Ю.П.Лисицын[82] составные части ОЖ рассматривает через понятие «активность»[83]. Принято также связывать с категорией «образ жизни[84]» такие понятия, как-то: условия жизни[85], уровень жизни[86], уровень ВНП на душу населения, личные доходы граждан[87], качество жизни[88]; уклад жизни[89]; стиль жизни[90].
Б.Б. Прохоров и соавт.[91] разделяют давнюю точку зрения отечественных гигиенистов и земских санитарных врачей[92] о зависимости качества здоровья[93] от различных факторов: природных, эколого-гигиенических, производственных, в первую очередь, социально-экономических факторов[94].
Еще Ф.Ф. Эрисман[95] считал, что все главные факторы экономической жизни, несомненно, сильно влияют на состояние общественного здоровья, и что нередко в них кроется ключ к объяснению чрезмерной болезненности и смертности народонаселения.
Р. Г. Оганов и соавт.[96] к основным факторам ОЖ, влияющим на здоровье населения, отнесли: - психосоциальный стресс; - нерациональное питание; - злоупотребление алкоголем; - курение; - низкую физическую активность; - употребление наркотиков[97]. Они явно отдают предпочтение медицинской поведенческой модели[98], в которой предпринимается попытка связать традиционную медицину и науки о поведении человека, и преодолеть относительную беспомощность традиционной биомедицины в лечении хронических болезней.
Медицинская поведенческая модель использует главным образом индивидуальные стратегии путем обращения к ответственности каждого человека за свой стиль жизни. Без сомнения то, что индивидуальный стиль жизни оказывает влияние на здоровье, однако есть аргументы, которые существенно снижают его значение: 1. Если только поведение или стиль жизни ответственны за неравенство в здоровье и продолжительности жизни, то можно было бы ожидать, что различия между социальными слоями можно объяснить исключительно болезнями, на которые оказывает влияние данный стиль поведения (болезни ССБ и рак легких); 2. Но почти для всех соматических болезней, психических расстройств и причин смерти существуют значительные различия в зависимости от слоя; 3. Прежде всего, индивидуальная модель, исходящая из факторов, является неубедительной для объяснения стратификационного разделения психических расстройств.
Стратегия личной ответственности за свое здоровье не совсем обоснованно утверждает, во-первых, что главная причина болезни индивида или недостатка у него здоровья кроется в самом индивидууме, а не в социальной системе. Во-вторых, что поведение индивида независимо и не определяется социально-политической системой[99]. Наконец, охрана здоровья является естественным правом человека и соответственно ответственностью государственной власти.
По большому счету, индивидуальная модель вырывает индивидуальное поведение риска из его материального, социального, культурного контекста, маркирует это поведение как отклоняющееся поведение, являющееся виной субъекта, и определяют этого субъекта как носителя риска.
С другой стороны, человеческое существование всегда представляет собой биологический и социальный процесс приспособления к определенному окружению, в котором сознание и поведение определяются основными ценностями и нормами. Культурно выработанные, переданные через поколения, вредящие здоровью, способы поведения с трудом поддаются изменению через переобучение и разъяснение.
Наконец, поведение не выбирается самим субъектом, а является составной частью образа жизни,обстоятельствами; к ним можно причислить особенно тяжелые, вызывающие стресс условия работы, приспособление к которым часто провоцирует курение, потребление алкоголя и др.
Стратегия вмешательства, нацеленная лишь на изменение поведения, пытается воздействовать только на симптомы, а не на причины, к примеру, организации профессионального труда.
Многочисленные формы так называемого «самодеструктивного» действия можно представить как выражение недостаточных возможностей человеческого выражения чувств, которые возникают в результате дефицита человеческих контактов.
В действительности же причинами «самодеструктивного» поведения, чаще всего являются: нужда, чувство отчуждения и отвращения, которые приводят снова и снова к вредному для здоровья потреблению определенной пищи, сигарет и алкоголя, наркотиков и медикаментов.
Поведение индивида на деле преимущественно обусловливается структурными, экономическими, культурными и социальными условиями, а именно, наличием денег, знаний и возможности выбора профессии, включая ее безопасность. Индивидуальные шансы реализации здорового поведения больше тогда, когда жизненная ситуация и без того способствует здоровью.
Эпидемиологические исследования свидетельствуют, что при контроле традиционных ФР (возраст, курение, систолическое кровяное давление, холестерин плазмы, сахар в крови, размеры тела) связанный с профессиональным статусом риск умереть от ССБ становится меньше лишь на четверть. Занятия спортом в свободное время среди представителей нижних слоев по их собственному свидетельству очень редки. Спорт в этом случае мало влияют на смерть от ССБ.
Следует признать, что форсируемая поведенческой медициной концепция профилактики, ориентирована все же не на ОЖ, а на стиль жизни. Поведение парадоксальным образом соотносится с возрастающим социальным неравенством в заболеваемости и смертности. Независимо от уже известных кардиологических факторов риска[100] значительное влияние на возникновение ССБ оказывают специфичные для конкретного социального слоя условия жизни и работы.
Таким образом, поведенческий подход показывает свою недостаточность для объяснения фактов массивного социального неравенства в болезнях и продолжительности жизни, как в отношении хронических болезней(прежде всего ССБ, рак, ревматизм), которые составляют свыше трех четвертей случаев заболеваний и смерти. Во многих исследовательских работах установлено, что люди, представители нижних социальных слоев, живут в более токсичной, менее гигиеничной и более опасной среде (жилище и место работы), следствием чего является целый «букет» заболеваний. Следует отдать предпочтение непосредственному содействию благополучию и здоровью без нагруженности индивида (DIREKT-EFFEKT).
Голландский исследователь C.W. Aakster[101], специально изучавший вопрос о влиянии стресса на здоровье, выделяет черты цивилизованного ОЖ, негативно сказывающиеся на здоровье: 1) погоня за личным успехом, вынуждающая работать на пределе возможностей; 2) потребительская ориентация, стимулирующая развитие вредных привычек; 3) урбанизация, характеризующаяся бездуховностью и формализмом межличностного общения; 4) растущая сложность социальных взаимоотношений, порождающая тревогу и страх.
Краткий обзор состояния проблем ОЖ в медицине показывает, что традиционно-медицинские, социально-нейтральные рекомендации вроде регулярного и умеренного питания, исключения курения, умеренности в потреблении алкоголя, регулярного ночного сна представляют собой вчерашний день науки. Нужны более радикальные и эффективные подходы и рекомендации.
И в этой связи, для преодоления плоско медицинского[102] взгляда на категорию ОЖ, необходимо осознать, что в действительности же «образ жизни» не столько волевое (сознательное) поведение человека или сознательный выбор рода деятельности, сколько общественный императив.
Еще раз, говоря о ОЖ и здоровье, нужно отметить следующие вехи развития этого вопроса:
1) принятую в 1986 годуОттавскую Хартию[103], в которой излагается комплексная стратегия укрепления здоровья;
2) Европейскую конференцию по политике в отношении табака в Мадриде (Испания) в 1988 г. и Европейскую конференцию по политике в области продовольствия и питания в Будапеште (Венгрия) в 1990 г;
3) 4-ю Международную конференцию по укреплению здоровья, состоявшуюся в 1997 году в Джакарте (Индонезия) (см. Приложение 3.).
Развитие общественной ответственности за здоровье должно происходить посредством предотвращения нанесения ущерба здоровью индивидуумов; защиты окружающей среды и обеспечения рационального использования ресурсов; ограничения производства и продаж, вредных для здоровья товаров; укрепления здоровья в конкретных условиях проживания, работы и так далее.