Основы Российской системы обеспечения радиационной безопасности.
Безопасность обращения с радиоактивными веществами обеспечивается соблюдением норм и правил, которые являются итогом многочисленных научных исследований и учитывают опыт практической деятельности.
В России обеспечение радиационной и ядерной безопасности основывается на Федеральных законах:
- Об использовании атомной энергии. Этот Закон является фундаментом атомного российского права и определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности.
- О радиационной безопасности населения. Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности (РБ) населения в целях охраны его здоровья В Законе сформулированы принципы обеспечения РБ, определены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и общественных объединений, определена ответственность за невыполнение требований к обеспечению РБ. Во исполнение этого закона выпущены постановление Правительства РФ и приказ Минздрава РФ, предусматривающие создание в РФ единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.
- Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии. Закон устанавливает административную ответственность организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии, он призван способствовать повышению эффективности государственного регулирования безопасности, направлен на усиление защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды.
— О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия.
Кроме этих законов, напрямую определяющих права и ответственность в области использования ядерной энергии и обеспечения радиационной безопасности, существует ряд Федеральных законов, направленных на защиту окружающей среды, охрану здоровья и обеспечение безопасности граждан, которые учитывают и радиационный фактор.
• Об охране окружающей природной среды. Закон направлен на укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности, сохранение природы и ее богатств, являющихся национальным достоянием народов России, естественной основой их здоровья, устойчивого социально-экономического развития и благосостояния.
• Об экологической экспертизе.
• Об охране атмосферного воздуха.
• О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• О промышленной безопасности производственных объектов.
• О лицензировании отдельных видов деятельности.
• О гражданской обороне.
Кроме того, деятельность в атомной сфере опирается на международные договоры и соглашения (нормативно-правовые акты), ратифицированные Россией.
Основы государственного управления и надзора
Минатом
Подавляющее большинство ядерно- и радиационно опасных объектов находятся в подчинении Минатома (Министерства по атомной энергии Российской Федерации), которое несет ответственность за их безопасность. В этой связи Минатом России решает следующие основные задачи:
- Обеспечение экологической безопасности, непревышение научно обоснованного уровня радиационного воздействия на население и окружающую природную среду в зонах влияния деятельности предприятий и организаций ядерно-промышленного комплекса (ЯПК).
- Охрана окружающей среды от вредного воздействия техногенных факторов, рациональное использование природных ресурсов и ядерных материалов.
- Устранение экологических последствий и вреда, нанесенного природной среде предприятиями и организациями ЯПК при создании ядерного оружия и вследствие радиационных аварий.
Основные мероприятия Минатома, обеспечивающие охрану окружающей среды:
• нормирование потребления природных ресурсов, сырья, материалов, образования отходов, выбросов и сбросов радиоактивных и вредных химических веществ в окружающую среду, вредных физических воздействий;
• экологический аудит;
• сертификация оборудования, изделий и технологий;
• экологическая экспертиза плановой, предпроектной, проектной документации и важнейших управленческих решений;
• лицензирование экологически опасных (и ответственных) видов деятельности.
Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии также возложено на следующие федеральные органы исполнительной власти:
■ Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор);
■ Министерство здравоохранения Российской Федерации;
■ Федеральный горный и промышленный надзор России;
■ Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Комбинаты «Радон»
Безопасность обращения с радиоактивными отходами в военной и энергетической сфере обеспечивается в основном системой Минатома. Безопасность РАО относительно невысокого уровня, образующихся в других (неэнергетических) сферах применения радионуклидов, обеспечивается системой спецкомбинатов «Радон». Она была создана в начале 60-х годов и построена по территориальному принципу, то есть каждый из комбинатов обслуживает предприятия своего региона независимо от его ведомственной принадлежности. В настоящее время работают 16 спецкомбинатов «Радон», 14 из которых (Волгоградский, Грозненский, Ленинградский, Иркутский, Казанский, Мурманский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Саратовский, Ростовский, Челябинский, Свердловский и Хабаровский) находятся в ведении Госстроя России, МосНПО «Радон» - в ведении Правительства Москвы, и еще один - в ведении Правительства Республики Башкортостан.
Основными функциями спецкомбинатов являются:
- сбор, транспортировка, размещение и долговременное хранение радиоактивных отходов низкой и средней активности;
- радиоэкологическое обследование и дезактивация участков радиоактивного загрязнения территорий;
- ликвидация последствий радиационных аварий.
Все комбинаты «Радон» оборудованы специализированными хранилищами приповерхностного типа.
Наиболее крупным из комбинатов является Московское научно-производственное объединение «Радон», которое несет ответственность за обеспечение радиационной безопасности населения Центрального региона России (Москва, Московская область и десять прилегающих областей), где располагаются около 2600 организаций, имеющих дело с радиоактивными материалами. Количество радиоактивных отходов, вывоз и обезвреживание которых осуществляет МосНПО «Радон», составляет около 80% отходов этого класса в стране.
Второй по величине Ленинградский спецкомбинат расположен вблизи Ленинградской АЭС (г. Сосновый Бор) и обслуживает предприятия и организации Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Карельской Республики, Мурманской, Архангельской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Калининградской областей.
Росгидромет
Глобальный контроль за радиоактивным загрязнением объектов окружающей среды на территории России осуществляется системой радиационного мониторинга Росгидромета (полное название - «Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»). Эта система базируется на пунктах наблюдения за мощностью экспозиционной дозы (около 1300), радиоактивными атмосферными выпадениями (около 400), радиоактивными аэрозолями (более 50), содержанием трития в атмосферных осадках (более 30), концентрацией 90Sr в водах рек, пресных водоемов (более 40) и морей (15). Мониторинг радиоактивного загрязнения природной среды в системе Росгидромета выполняется систематически и регулярно, и его результаты открыты обществу (в частности, ежегодники Росгидромета «Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств», ежегодные Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации»).
Территориальную структуру Росгидромета образуют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), каждое из которых охватывает несколько субъектов федерации. Им подчинены центры мониторинга окружающей среды областного (краевого, республиканского) уровня.
Госатомнадзор
Главные функции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в России осуществляет Госатомнадзор (ГАН, полное название «Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности»). Это федеральный орган исполнительной власти (то есть независимый от Минатома и других организаций, подчиняющийся только Правительству России), который отвечает за безопасность использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения. Инспекторы ГАН анализируют все аспекты радиационно или ядерно-опасного производства (или его строительства), и любая деятельность, связанная соответствующими технологиями, ведется только с разрешения ГАН и под его контролем.
Кроме ГАН предприятия, использующие радиоактивные вещества, подчиняются целому ряду других государственных структур, которые анализируют степень радиационной опасности, осуществляют регистрационную деятельность, выдают лицензию на работу с источниками ионизирующего излучения, контролируют соблюдение норм безопасности и в большинстве случаев обладают правом применения санкций и принудительных мер вплоть до полного прекращения использования технологии или другой деятельности. Это в первую очередь Госсанэпиднадзор, а также Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов (МПР), Российская академия наук (РАН) и другие.
Госсанэпиднадзор
К компетенции Госсанэпиднадзора (ГСЭД, полное название «Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения») относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды, поэтому в обязанности этого ведомства входит контроль загрязнений, в том числе радиационных.
Госсанэпиднадзор имеет районные подразделения, оснащенные штатными средствами измерений и лабораториями, и осуществляет:
- радиационно-гигиенический мониторинг на поднадзорных территориях: содержание радионуклидов в глобальных выпадениях, продуктах питания, воде (в том числе питьевой) и других объектах окружающей среды;
- контроль за радиационно опасными объектами: качество воздуха на границе санитарно-защитной зоны, выбросы и сбросы предприятий, качество воздуха внутри помещений, в частности, в рабочей зоне предприятий;
- дозиметрический контроль жилых помещений: радиационный фон, содержание радионуклидов в строительных материалах, контроль содержания радона;
- работу по радиационно-гигиенической паспортизации предприятий.