Имущие и неимущие: неравенство в социальной сети
В наши дни большое внимание уделяется неравенству в обществе, причиной которого могут быть раса, уровень дохода, пол или географическое положение. Мы отмечаем, что люди с хорошим образованием обычно здоровее или у них больше возможностей найти хорошую работу, что у белых часто есть преимущества, которых лишены национальные меньшинства, а от того, где человек живет, зависит, какие перед ним открываются перспективы. Политиков, активистов, филантропов и критиков общественного устройства беспокоит мысль, что не все имеют равный доступ к социальным благам и доступ этот часто осуществляется очевидным образом несправедливо. Короче говоря, мы живем в иерархическом обществе, и социо-демографические характеристики этого общества приводят к его расслоению и разделению.
Но рассматривать расслоение и иерархичность можно и под другим углом, учитывая, какое положение занимает человек с точки зрения его связей. Причины позиционного неравенства - не только в том, кто мы сами такие, но также и в том, с кем мы связаны. Эти связи определяют, в каком месте социальной сети мы находимся. И нередко связи оказываются важнее, чем наша раса, класс, пол или образование. У некоторых из нас больше связей, других - меньше. Одни люди расположены ближе к центру сети, а другие - на периферии. Некоторые окружены плотной сетью тесно переплетенных социальных связей, и все их друзья знакомы между собой, а другие живут в мире, где их друзья друг с другом не дружат. И все эти различия не всегда зависят только от нас, потому что наше Положение в сети определяется и тем, какой выбор делают окружающие нас люди.
Не всем удается воспользоваться общественными благами, которые создаются и воспроизводятся социальными сетями. Риск умереть от сердечного приступа может больше зависеть от того, есть ли у человека друзья, нежели от его цвета кожи. На шансы найти новую работу влияет не только квалификация соискателя, но и число друзей его друзей. А будут ли с вами поступать хорошо и альтруистически - определяется тем, насколько тесно связаны между собой окружающие вас люди.
Социологи и политические деятели до сих пор не обращали внимания на этот вид неравенства - отчасти потому, что его очень трудно оценить. Мы не сможем измерить позиционное неравенство, анализируя лишь жизнь отдельных людей или даже отдельных групп. Нельзя спросить человека, в каком месте социальной сети он находится, как мы спрашиваем о том, сколько денег он зарабатывает. Вместо этого нам придется изучить социальную сеть в целом, и тогда мы поймем, какое положение в ней занимает данный человек. Это непростая задача. К счастью, о чем мы говорили в главе 8, появление новых цифровых видов связи (электронной почты, мобильных телефонов, сайтов социальных сетей) помогает нам увидеть сети в большом масштабе, не прибегая к массовым и дорогостоящим опросам населения. Сопоставление положения человека в сети с риском смертности, транзитивность его сети с перспективами оплатить ипотеку, а его связи - с возможностью совершить преступление или бросить курить открывает новые пути для вмешательства в эту сферу государства и общества.
Но в мире, который становится все более единым, люди с обширными связями приобретают новые, а те, у кого связей мало, все больше отстают. В результате основной выигрыш от функционирования сети получают участники, занимающие в ней определенное положение. Мы видим настоящий «виртуальный раскол». Неравенство в сети создает и усиливает неравенство возможностей. На самом деле склонность людей с обширными связями больше общаться с теми, у которых связей тоже много, отличает социальные сети от нейронных, метаболических, механических и других сетей, существующих без участия человека. Обратное тоже верно: у людей с малым количеством контактов друзья и родственники, как правило, тоже отделены от основной части сети.
Таким образом, чтобы решить проблему социального неравенства, в первую очередь мы должны признать, что связи значат гораздо больше, чем цвет кожи или толщина кошелька.
Чтобы преодолеть разрыв в уровне образования, состоянии здоровья или величине дохода, кроме всего прочего, нам нужно обратить внимание на личные связи тех, кому мы пытаемся помочь. Чтобы уменьшить количество преступлений, следует оптимизировать структуру связей между потенциальными пре-ступниками - важная задача, потому что преступников иногда приходится сажать в тюрьму. Для того чтобы программы по отказу от курения или избавлению от лишнего веса стали более эффективными, необходимо подключать родственников, друзей и даже друзей друзей проходящего курс лечения человека. Чтобы покончить с бедностью, нужны не только денежные дотации и обучение какой-нибудь специальности: мы должны помочь бедным завязать новые отношения с другими членами общества. Когда мы концентрируем свои усилия на тех, кто находится на периферии сети, и помогаем им восстановить связи с остальной ее частью, то помогаем всему обществу, а не только неблагополучным гражданам.
Один за всех и все за одного
Прежние способы изучения человеческого поведения для решения этой задачи не подходят. Один из классических методов, используемых при оценке коллективного поведения, анализирует, что выбирают и как действуют отдельные люди. Например, мы можем рассматривать рынки, выборы и бунты в качестве побочного продукта принятых отдельными людьми решений купить и продать, бросить бюллетень или выразить свое возмущение. Классический пример такого подхода, известного под названием методологический индивидуализм, - выдвинутая Адамом Смитом концепция рынка как простой суммы желаний отдельных людей продать или купить товар.
Другой классический метод, используемый при оценке коллективного поведения, отказывается от анализа поведения отдельных людей и фокусирует все внимание на группах, ограниченных, к примеру, классом или расой. Каждая группа обладает коллективными чертами, которые и заставляют людей, входящих в нее, действовать согласованно. Некоторые ученые, придерживающиеся этой традиции, например Карл Маркс, полагают, что у группы есть свое собственное «сознание», превращающее ее в своего рода неделимую личность, характеристики которой невозможно вывести или понять из действий членов этой группы. Другие акцентируют внимание на культуре группы. Так, социолог Эмиль Дюркгейм утверждает, что относительно постоянный уровень самоубийств среди приверженцев различных религиозных групп на протяжении долгого периода времени невозможно объяснить поступками отдельных их членов, поскольку группа как целое существует гораздо дольше, чем может прожить один человек. Как же это так, задался вопросом ученый: люди рождаются и умирают, а уровень самоубийств среди французов- протестантов остается одним и тем же? Этот подход, известный под названием методологический холизм, предполагает, что со-циальные явления обладают некой целостностью, которая не равна сумме их элементов и которую невозможно понять, анализируя лишь отдельные составляющие.
Конечно, теории индивидуализма и холизма проливают свет на человеческую природу, однако кое-что важное упускают. В отличие от этих традиций наука о социальных сетях предлагает совершенно новый метод анализа человеческого общества, поскольку одновременно рассматривает и отдельных людей, и их группы и пытается понять, как первое становится вторым. Взаимодействия между людьми порождают явления, которые не могут произойти с отдельным человеком и которые невозможно свести к сумме желаний и поступков индивидуумов. Сама культура - тоже одно из таких явлений. Когда мы теряем свои связи, мы теряем все.
В сущности, изучение социальных сетей - это часть гораздо более глобального сборочного проекта, осуществляемого в современной науке. В течение последних четырех веков ученые, воодушевившись идеями редукционизма и вдохновляемые новыми значительными успехами, в попытке понять целое целе-направленно обращались к изучению все более мелких единиц природы. Мы разобрали живой организм сначала на органы, затем на клетки, молекулы, гены. Разложили вещество на атомы, потом ядра и элементарные частицы. Изобрели всевозможные приборы - от микроскопов до коллайдеров. Но сейчас во многих областях знания ученые пытаются сложить эти части обратно вместе: макромолекулы - в клетки, нейроны - в мозг, виды живых организмов - в экосистемы, питательные вещества - в продукты питания, а людей - в социальные сети. Кроме того, ученые все чаще рассматривают такие события, как землетрясения, лесные пожары, исчезновение видов, изменение климата, сердцебиение, революции и биржевой крах, как всплески активности в гораздо более крупной системе, которую можно понять, только анализируя ее в контексте многочисленных примеров того или иного явления. Ученые обращают внимание на то, как и почему соединяются отдельные части, и на те законы, которые управляют их взаимосвязями и согласованностью. Попытки понять структуру и функционирование социальных сетей, а также явление эмерджентности (то есть происхождение тех свойств целого, которые не присущи его элементам) являются, таким образом, частью этой более общей тенденции в науке.
Понимание социальных сетей необходимо для того, чтобы мы могли противостоять возникающим в мире угрозам. Паника на финансовых рынках напоминает нам, что экономика все более глобализируется и консолидируется. Новые проблемы, с которыми сталкивается здравоохранение, - такие, как появление устойчивых к лекарствам болезнетворных организмов или эпидемии вредных для здоровья привычек, - усугубляются тем, что все это может передаваться от человека к человеку. В политических кампаниях все шире используются новые сетевые технологии, и значительная часть политической жизни происходит в мире гиперсвязей. Однако эти же технологии могут послужить и экстремистам, стремящимся разрушить тот самый мир, который нас связывает.
Все эти проблемы заставляют нас признать, что, хотя человек сам по себе обладает изрядной силой, мы должны действовать сообща, чтобы выполнить то, что по отдельности не смогли бы. Мы и раньше уже делали это: укрощение больших рек, постройка великих городов, создание библиотек и отправка человека в космос. Мы делали это, даже не зная всех тех людей, с которыми работали для достижения этих целей. Чудо, которое творят социальные сети в современном мире, состоит в том, что они связывают нас с другими людьми и позволяют сотрудничать с ними в таком масштабе, какой был немыслим в прошлом.
Но на человеческом уровне социальные сети влияют на все стороны нашей жизни. То, что происходит с незнакомыми нам людьми, может изменить ход нашей жизни, наши мысли, наши желания. Даже вызвать нашу болезнь или смерть. В социальных цепных реакциях мы реагируем на далекие от нас события, даже не осознавая этого.
Будучи включенными в социальные сети и испытывая влияние тех, с кем мы связаны, мы неизбежно теряем часть своей индивидуальности. Внимание к связям внутри сети уменьшает значение отдельных людей для понимания поведения группы. Кроме того, сети формируют многие модели поведения и при-вычки, имеющие моральную окраску. Если склонность проявлять доброту и употреблять наркотики может передаваться от человека к человеку, не значит ли это, что мы должны изменить наши сети так, чтобы быть добрым и воздержанным стало выгодно? Если мы бессознательно копируем хорошие поступки тех, с кем связаны, заслуживаем ли мы за это похвалы? А если мы перенимаем дурные привычки или злые мысли людей, нам близких или даже шапочно знакомых, заслуживаем ли мы в таком случае осуждения? А? Если социальные сети ограничивают информацию и свободу мнений, насколько мы вольны в принятии решений?
Осознание того, что мы теряем часть своей свободы воли, может вызвать шок. Но удивительная сила социальных сетей состоит не только в том, что другие на нас влияют. Это и наше влияние на других. И вам не обязательно быть суперзвездой, чтобы обладать этим влиянием. Все, что вам нужно, — иметь связи с окружающими. То, что связи между людьми пронизывают всю нашу жизнь, означает, что каждый из нас оказывает на других гораздо большее влияние, чем это видно на первый взгляд. Когда мы начинаем заботиться о здоровье, наше поведение копируют окружающие. Когда мы творим добро, его воздействие докатывается до десятков, а то и сотен других людей. И каждым добрым поступком мы поддерживаем ту самую сеть, что поддерживает нас.
Великий научный проект XXI века - попытка понять, каким образом человечество как целое оказывается больше суммы составляющих его элементов, - только стартовал. Подобно просыпающемуся ребенку, человеческий суперорганизм начинает осознавать себя, и это, безусловно, поможет ему в достижении его целей. Но самой большой наградой за это осознание станет чистая радость самопознания. А также понимание того, что для истинного самопознания мы должны прежде всего выяснить, как и почему мы все связаны.
Э
Благодарности
Этот раздел - еще одна иллюстрация удивительной силы социальных сетей. Множество людей, с которыми мы связаны, сыграли очень важную роль в создании данной книги.
Гэри Кинг стоял у истока длинной цепочки знакомств, связавшей людей, которые до этого находились на нескольких рубежах отдаления друг от друга. В качестве научного руководителя Джеймса в Гарварде Гэри был знаком с работой Джеймса об «эффекте заражения» в политике. Кроме того, Гэри дружил с Николасом и знал о его исследовании влияния этого эффекта на состояние здоровья. Поэтому он увидел прекрасную возможность объединить две дисциплины. Друг и коллега Николаса Дэн Гилберт позже написал необыкновенно творческие и ценные ком-ментарии к первому варианту нашей книги, но первое (и очень важное), что он сделал, - это познакомил нас с Катинькой Мэтсон и Джоном Брокманом, впоследствии ставшими нашими агентами. Катинька и Джон дали нам возможность выразить наши идеи способом, о котором мы даже и не мечтали. И они, в свою очередь, представили нас Трейси Бехар, нашему замечательному редактору в издательстве Little, Brown, которая выступала как в роли вдумчивого критика, так и вдохновляющего чирлидера.
За неоценимый вклад в создание списка литературы о социальных сетях, а также за незабываемые беседы мы благодарим Ласло Барабаси, Питера Бермана, Дэвида Лазера и Брайана Уззи. Их работы мы описали в этой книге, и каждый из них дал нам бесценные советы по вопросам, которые мы здесь рассматриваем.
Множество друзей, коллег и родственников читали черновики разных частей этой книги и делились с нами ценными комментариями, в том числе Маркус Александер, Сэм Арбес- ман, Хизер Кальвин, Феликс Элверт, Майкл Хини, Том Киган, Марк Пачуки, Кэтрин Шульц, Холли Шакайа, Джефф Стерн- либ, Шошана Стернлиб и Джим Цукерман. Научный руководитель диссертации Николаса Рене К. Фокс продолжает следить за карьерой своего ученика, и поэтому нам посчастливилось услышать ее оригинальное и глубокое мнение о логике построения работы.
За интеллектуальный вклад в наше исследование мы также в долгу перед Полом Аллисоном, Вейхуа Ан, Джоном Качоппо, Крисом Дауэсом, Питом Де Ваном, А.Дж. Френдом, Лей Джином, Синди Кэм, Элизабет Ламонт, Питером Марсденом, Питером Мучей, Мартином Новаком, Джеймсом О’Мэлли, Мейсоном Портером, Нильсом Розенквистом, Робом Сэмпсоном, Дарреном Шрайбером, Амандой Трауд, Аланом Заславски и Иэном Жангом. Мы благодарны им за сотрудничество в различных исследовательских проектах, описанных в этой книге, или же за полезную информацию, которая заставила нас задуматься. Мы благодарим Ладу Адамик, Майкла Кирнза, Джона Келли, Кэтлин Мамали, Джима Муди и Джона Поттерата за великолепные иллюстрации из их опубликованных и неопубликованных статей и книг, которые мы использовали в своей работе и представили в данном издании. А за неутомимую помощь в исследовании и постоянную готовность к сотрудничеству нам хочется сказать спасибо Роберту Бонду, Сэси Круз, Крису Фариссу, Брэду Ле Векку, Питеру Лойвену, Джонатану
Лупу, Стивену Оливеру, Алексу Руису, Джеми Сэттл, Оливии Твоуз, Эндрю Во и особенно - Элисон Уилер. За неоценимую помощь в редактуре мы благодарим Мэри Солтер.
Джеймс хочет выразить свою особую благодарность Крису Дауэсу за то, что он сделал из Джеймса настоящего ученого, а также сводил его на лучшую игру Высшей бейсбольной лиги в его жизни. Кроме того, он чувствует себя очень обязанным Олегу Смирнову, своему первому соавтору, который заставил его задуматься о карательном поведении в альтруистическом сообществе и об эволюционной психологии, а также институту в Санта-Фе, где они встретились, за то, что там побуждают людей выходить за рамки своей дисциплины.
Наша работа была бы невозможна без внешней финансовой и материальной поддержки. Ричард Сузман и Джон Гаага из Национального института старения и Брайан Хьюмз и Фил Паолино из Национального научного фонда рискнули выделить деньги на исследования в области социальных сетей и поведенческой генетики. Риза Лавиццо-Мори и Лори Мелихар из Фонда Роберта Вуда Джонсона также оказали нам поддержку на стадии сбора данных и разработки методологии, включив в свою программу «Пионер». Эмилия Бенджамин, Дэн Леви, Джоан Мурабито, Карен Муталик, Грета Ли Сплански и Фил Вольф способствовали нашему сотрудничеству с Фрамингемским кардиологическим исследованием (национальным достоянием), а Мэриан Беллвуд познакомила нас с документом «Зеленые страницы», в котором содержалась необыкновенно важная и до тех пор не использованная информация о социальных сетях. Лори Менидес и Ребекка Джойс (а ранее Молли Коллинз) предложили нам потрясающую базу данных, собранных для Фрамингемской социальной сети, а Кевин Льюис проделал неоценимую работу, инициировав сбор данных о пользователях сети Facebook. Кроме того, мы благодарим Альму Палаццоло, Кэрол Ринг и Нэнси Смит за энергию, которую они проявили, осуществляя организационную поддержку. Нэнси мы отдельно благодарим еще и за ее терпение.
Наконец, подобно королям, которые появляются на сцене в финале пьес Шекспира, мы переходим к самым важным людям в нашей жизни. Николас благодарит Алеко Кристакиса за ценные замечания и то, что он связал нас с Элени Саранти. Кроме того, Николас выражает благодарность Эрике Кристакис за внимательное прочтение рукописи и существенное изменение ее к лучшему. Его благодарность простирается гораздо дальше пределов этой книги: все хорошее в его жизни связано с Эрикой. Элени, Лисандр и Себастьян сообщили множество полезных вещей о текстовых сообщениях, Facebook и игре World of Warcraft, а также много всего другого, что их отец не смог сразу понять.
Джеймс благодарит Джима Фаулера за ценные замечания, Зору Фаулер за горячий энтузиазм, а их обоих - за огромную поддержку и идеальную иллюстрацию того, что такое прочная связь между людьми. Он также благодарит Харлу Йеснер за прочтение нескольких глав, продолжительные оживленные беседы за обедом об их содержании и за то, что она всегда была и остается идеальным партнером. Кроме того, Джей Фаулер и Лукас Фаулер дали ему немного свободного времени на выходных, когда он должен был играть с ними в Wii Super Smash Bros. Brawl.
Спасибо всем.