Вам даже ничего не нужно делать

Second Life, World of Warcraft, Facebook и MySpace - это совершенно отдельные сайты. Чтобы принимать участие в жизни всех четырех, человек должен завести профиль и свою виртуальную личность на каждом. Однако скоро станет возможным иметь единую виртуальную личность, управляемую из одного профиля, которая сможет перемещаться из одного виртуального мира в другой и присутствовать во всех виртуальных сетях. Что-то похожее уже произошло с электронной почтой. Первые программы для электронной почты позволяли отправлять письма только тем адресатам, у которых стояла такая же программа. Но вскоре, когда пользователи потребовали, чтобы была только одна точка входа для всех сетей электронной почты, ограничения были сняты, и совместимость программ стала стандартом. Вполне возможно, сайты, предназначенные исключительно для создания социальных сетей, в их теперешнем виде перестанут существовать. Безусловно, эти ресурсы станут менее закрытыми, и появится возможность общаться с пользователями сразу с нескольких сайтов, а также переносить списки друзей с одного сайта на другой и просматривать информационные материалы, находясь на другом ресурсе. Кроме того, основой для социальных сетей могут послужить и источники постоянных баз данных.

Списки электронных почтовых отправлений уже стали ценным источником информации о социальных сетях, и они продолжают эту информацию активно накапливать - во многих отношениях более эффективно, чем сайты собственно социальных сетей. Адресные книги и календари также дают очень важную информацию. Список входящих и исходящих сообщений в почте показывает, с кем человек общается, когда и насколько часто. Эти данные могли бы использоваться для составления схем сетей, в которых корреспонденты будут расположены в зависимости от интенсивности переписки или по времени получения последних сообщений. Электронная почта даже позволяет оценить направленность связи: например, вы получаете много писем от Тома и Гэрри, а отвечаете только Тому. Таким образом, электронная почта покажет инфраструктуру социальной сети, несмотря на то что она изначально не предназначалась для этой цели.

Пока социальные сети в Интернете требуют, чтобы мы сами вводили информацию о своих связях и о том, что мы делаем, но скоро такие сведения будут поступать в сеть без нашего участия. Разрабатываются новые системы, которые будут автоматически собирать и обрабатывать огромные массивы появляющейся онлайн-информации и таким образом позволят нам отслеживать своих друзей. В iLike вы можете выбрать опцию, которая будет показывать вашим друзьям, какую музыку вы сейчас слушаете с помощью компьютера или iPhone. Вы также можете установить автоматическое отображение вашего календаря в Google и даже непрерывно извещать всех о своем местонахождении с помощью GPS через мобильный телефон, пользуясь приложениями вроде Twinkle. Подобные приложения, основанные на алгоритмах, обрабатывающих собранные в сети данные и делающие из них выводы, вскоре обеспечат нам доступ к еще более подробным сведениям о жизни наших друзей. Поток электронных писем новому адресату может означать, что у вашего друга появился новый друг. Частые посещения какого-то веб-сайта расскажут о его новом хобби. Корпорации уже изо всех сил рвутся использовать эти новые технологии, поскольку они помогают сделать рекламу более прицельной и понять, какие товары и услуги человек захочет купить. Если я знаю, что делает ваш друг сейчас, я смогу достаточно уверенно предсказать, чем он займется в ближайшем будущем.

Произошедшее в последнее время резкое увеличение использования мобильных телефонов, Интернета и сайтов социальных сетей перевело нашу способность вступать в связи с другими людьми на усиленный режим, заставив нас образовывать гиперсвязи. Эи новые технологии могут показать в реальном времени, насколько мы связаны с окружающими или отделены от них. Смогут ли они помочь нам повысить эффек-тивность общения в том же смысле, в каком язык стал шагом вперед по сравнению с ритуалом обыскивания? Как технологии изменят социальные сети?

Интернет сделал возможными новые формы социального общения, которые по четырем параметрам радикально отличаются от существовавших ранее видов взаимоотношений в реальных социальных сетях:

1. Размеры: невероятное увеличение масштабов наших сетей и числа людей, с которыми мы можем завести отношения.

1. Общность: расширение границ, в пределах которых мы можем обмениваться информацией и участвовать в общем деле.

2. Избирательность: впечатляющее увеличение возможностей выбора связей, которые мы образуем.

3. Виртуальность: возможность создавать для себя вирту-альную личность.

Слишком много друзей?

Хотя у многих пользователей сайтов социальных сетей в списках друзей сотни или даже тысячи человек, у среднего пользователя на Facebook, как оказалось, приблизительно 110 друзей29. И ясно, что только часть из них - друзья близкие. Чтобы выяснить, кто является близким другом, а кто - нет, мы разработали метод «определения друзей по фотографиям», основанный на фотографиях, которые люди размещают на страницах Facebook. Идея в том, что два человека, которые вывешивают и «помечают» фотографии друг друга, социально связаны друг с другом теснее, чем те, кто этого не делает. Мы изучили все страницы на Facebook студентов одного колледжа (называть который не будем), и после подсчета таких «друзей по фотографии» оказалось, что в среднем у человека было по 6,6 близкого друга.

Удивительно, как сильно виртуальные социальные сети похожи на реальные. Общее количество друзей, которых люди заводят онлайн, в среднем близко к 150 - числу Данбара (о котором мы говорили в главе 7). А количество близких друзей не очень отличается, размера базовой сети, состоящей обычно из четырех человек (мы это видели в главе 1). Таким образом, онлайн-сети, как правило, не увеличивают числа людей, с которыми мы по-настоящему близки, и не обязательно укрепляют отношения внутри основной группы нашей сети. Мы все равно ограничены склонностями и возможностями, доставшимися нам от наших предков.

И все же социальные сети дают новые возможности. Группа «друзей» в Facebook значительно отличается от группы жителей деревни эпохи палеолита - не столько в качественном отличии самих членов группы, а, скорее, в том, чем они обмениваются для поддержания сплоченности и нормальных социальных связей. Сайты социальных сетей расширяют и модифицируют понятие «друг» и одновременно помогают поддерживать связи внутри более широкой группы людей. Конечно, сайты социальных сетей используются, чтобы следить за жизнью близких друзей и родственников, но большинство пользователей заводят связи онлайн и с теми, чьих, допустим, номеров телефона они не знают, кого, возможно, не узнают при встрече на улице, и даже порой с теми, с кем они не смогли бы непринужденно поболтать за стойкой бара.

«Френды» в виртуальных сетях отличаются от друзей в реальной жизни еще кое в чем: количество таких онлайновых дружеских связей обычно постоянно растет (люди склонны чаще добавлять новые связи онлайн, чем обрывать старые); а на характер взаимоотношений сильно влияет средство общения (непродолжительные всплески активности вместо более продолжительных бесед). Кроме того, в виртуальных сетях мы не только управляем нашими непосредственными связями с другими пользователями, но и следим за их отношениями друг с другом - в гораздо большей степени, чем это происходит в реальном мире. О каждой ссоре между нашими друзьями нам сообщает изображение маленького разбитого сердца рядом с именем друга; в онлайн-сетях старшеклассников и студентов колледжей обычная лента друзей, надо полагать, сообщает о десятках душ, жаждущих утешения. Внезапно мы оказались в ситуации, когда знаем гораздо больше о повседневной жизни людей, о которых мы могли бы забыть или потерять с ними связь, если бы общались только в реальных социальных сетях.

Значимость связей в Интернете можно представить графически. На цветной вклейке 8 показана разница в количестве связей между реальной жизнью и онлайн-сетями 140 студентов университета, принимавших участие в нашем исследовании сети Facebook. Первая схема отображает сеть близких друзей, которую мы составили, пользуясь алгоритмом «друзей по фотографии». Затем мы прибавили к ней связи, возникающие благодаря принадлежности к одному клубу (вверху справа) или проживанию в одной комнате (внизу слева). Наконец, схема в правом нижнем углу включает в себя также связи через Facebook. То, что было тонкой паутинкой, превратилось в спутанный клубок пряжи! А это только часть сети. Когда мы составили схему для всех 1700 студентов этого курса университета, переплетение связей в Facebook стало непроницаемо плотным.

Реальность и викиальность

Грандиозный масштаб взаимодействий в Интернете привел к появлению огромного разнообразия сетей для обмена информацией, которых раньше не существовало. В результате объем информации, которой люди делятся друг с другом, невероятно возрос. Существуют сайты для планирования отпусков, где посетители публикуют фотографии различных мест отдыха, чтобы их могли увидеть другие путешественники. Совместными усилиями пользователи исправляют географические базы данных онлайн (если человек заехал в тупик, не обозначенный на карте, он без промедления извещает об этом того, кто предоставил карту). Кроме того, организованы даже такие сайты - вроде CouchSurfing.com, - где представлены длинные списки городов, в которых пользователи могут, записавшись на сайте, переночевать у незнакомого человека во время путешествия. Сайты для программного обеспечения с открытым исходным кодом, например SourceForge.net, позволяют посетителям присылать коды для улучшения работы компьютерных программ, что ведет к разработке веб-браузеров типа Firefox и операционных систем вроде Linux, которые успешно конкурируют с продуктами, выпускаемыми компаниями Microsoft и Apple.

Но самый распространенный пример этой новой формы социального взаимодействия - редактируемые страницы Wiki. Название Wiki происходит от гавайского слова «быстро»; сервисы вики задуманы как ресурс, где любой человек, обладающий доступом, может вносить изменения в содержание материала. Это позволяет группам людей, интересующихся одной и той же темой, соединить свои усилия и работать сообща. Поскольку зайти на сайт вики можно бесплатно, они помогают объединить миллионы крошечных добрых дел, чтобы создать что-то новое и влиятельное. Самый известный пример вики - это Wikipedia, онлайн-энциклопедия, которая на момент последнего подсчета содержала более 12 миллионов статей на двухстах языках. В Википедии нет центрального руководства: подобно всем остальным вики-сайтам, функционирование Википедии осуществляется силами добровольцев, которые работают вместе и создают свои собственные правила о том, как им координировать усилия.

Стивен Кольбер высмеивает эти новые формы виртуального сотрудничества в выходящей на канале Comedy Central передаче The Colbert Report. Пародируя ведущих авторских новостных передач вроде Билла О’Рейли и Раша Лимбо, Кольбер обыгрывает идею, что влиятельные ведущие могут заставить зрителей поверить во все, что угодно. А если вы позволите таким людям действовать в Интернете, они создадут свою собственную реальность, никак с настоящим миром не связанную. Кольбер определяет эту викиальность как «реальность, где, если достаточное количество людей согласилось с каким-то представлением, оно становится истиной»30. Чтобы продемонстрировать свою способность воздействовать на викиальность, Кольбер однажды пошутил в программе The Colbert Report, что популяцию слонов в мире больше не нужно охранять, поскольку их поголовье за последнее десятилетие утроилосьных систем вроде Linux, которые успешно конкурируют с продуктами, выпускаемыми компаниями Microsoft и Apple.

Но самый распространенный пример этой новой формы социального взаимодействия - редактируемые страницы Wiki. Название Wiki происходит от гавайского слова «быстро»; сервисы вики задуманы как ресурс, где любой человек, обладающий доступом, может вносить изменения в содержание материала. Это позволяет группам людей, интересующихся одной и той же темой, соединить свои усилия и работать сообща. Поскольку зайти на сайт вики можно бесплатно, они помогают объединить миллионы крошечных добрых дел, чтобы создать что-то новое и влиятельное. Самый известный пример вики - это Wikipedia, онлайн-энциклопедия, которая на момент последнего подсчета содержала более 12 миллионов статей на двухстах языках. В Википедии нет центрального руководства: подобно всем остальным вики-сайтам, функционирование Википедии осуществляется силами добровольцев, которые работают вместе и создают свои собственные правила о том, как им координировать усилия.

Стивен Кольбер высмеивает эти новые формы виртуального сотрудничества в выходящей на канале Comedy Central передаче The Colbert Report. Пародируя ведущих авторских новостных передач вроде Билла О’Рейли и Раша Лимбо, Кольбер обыгрывает идею, что влиятельные ведущие могут заставить зрителей поверить во все, что угодно. А если вы позволите таким людям действовать в Интернете, они создадут свою собственную реальность, никак с настоящим миром не связанную. Кольбер определяет эту викиальность как «реальность, где, если достаточное количество людей согласилось с каким-то представлением, оно становится истиной»30. Чтобы продемонстрировать свою способность воздействовать на викиальность, Кольбер однажды пошутил в программе The Colbert Report, что популяцию слонов в мире больше не нужно охранять, поскольку их поголовье за последнее десятилетие утроилось на посвященной обсуждению данной статьи страничке портала Википедии, где авторы пытались решить, что считать и что не считать фактической информацией.

Успех сайтов, подобных Википедии, кажется, противоречит здравому смыслу. Как написала специалист по вики Аня Эберсбах: «Большинство людей, когда они впервые узнают о концепции вики, предполагают, что веб-сайт, который может редактировать любой посетитель, вскоре станет совершенно бесполезным из-за обилия бессмысленного материала. Это напоминает предложение бесплатных баллончиков с краской возле серой бетонной стены. Кажется, что единственный возможный результат - отвратительные граффити и простенькие надписи, а многочисленные попытки создать что-то художественное надолго не сохранятся. Однако идея вики работает очень успешно»3-. И в самом деле, исследование, опубликованное в журнале Nature, показало, что средняя статья в Википедии почти столь же точна, как типичная статья в Британской энциклопедии (Encyclopedia Britannica)33.

Вики похожи на выборы, рынки и бунты, но относятся к знаниям, а не голосам, сделкам и эмоциям. Как в попытке опреде-лить вес бычка, люди поступают независимо, но совместными усилиями создают что-то новое, чего нет у отдельного человека и отдельному человеку недоступно. Благодаря сбору и оценке информации из многочисленных источников вики прокладывают путь к знаниям подобно тому, как стая птиц естественным образом решает, куда лететь.

Википедия работает столь удивительно успешно, потому что вокруг каждой темы складываются социальные сети. В этих сетях есть пользователи, склонные к сотрудничеству (люди, которые вносят новую и объективную информацию), и любители халявы (те, кто хочет воспользоваться информацией для своих собственных целей). Если бы кроме этих двух типов в вики больше никого не было, вполне вероятно, Википедия потерпела бы неудачу. Но существует и третий тип – каратели. Тысячи пользователей патрулируют страницы Википедии, отменяют злонамеренные изменения и оставляют личные комментарии на «странице участника» нарушителей. Они даже могут объединяться, чтобы помешать определенным пользователям вносить дальнейшие изменения. Поэтому, как это ни удивительно, то, что мы сейчас наблюдаем онлайн, вполне могло бы происходить на заре человеческой цивилизации (ситуация, которую мы обсуждали в главе 7). Мы кооперируемся не потому, что государство или центральная власть заставляют нас так поступать. Напротив, наша способность объединяться возникает спонтанно из разрозненных действий людей, которые образуют группы, связав друг с другом свою судьбу и добиваясь общей цели.

Найти иголку в стоге сена

Как мы видели в главе 3, сегодня миллионы людей пользуются Интернетом, чтобы найти романтического партнера. Хотя тема поиска настоящей любви не нова, Интернет значительно облегчает этот поиск и позволяет общаться с гораздо большим числом потенциальных партнеров с удивительной степенью избирательности. Но теперь также стало легче находить и людей, необходимых для другой области нашей жизни.

Осенью 2005 года Эллисон Поллок было 15 лет. Она страдала редким заболеванием под названием свищ гортани: между гортанью и пищеводом было отверстие, через которое еда и жидкость нередко попадали в легкие, что приводило к частым пневмониям. После длительного медицинского лечения Эллисон попала в Детскую больницу Бостона, где ей сделали сложную операцию, которая оказалась успешной. На сайте больницы опубликовали статью об этой операции, и впоследствии молодой человек по имени Сэм Кейз, страдающий тем же заболеванием, прочел ее и решил найти Эллисон: «Эллисон сделали операцию примерно в том же возрасте, что я был тогда - в 2005 году ей было 15 лет. Я предположил, что теперь она или учится в старших классах школы, или уже первокурсница колледжа. Так что велика была вероятность, что у нее есть профиль на Facebook. Я надеялся, что, если найду ее, смогу задать ей пару вопросов об операции и последующем излечении». Конечно, Эллисон с радостью ответила Сэму, и они много переписывались по электронной почте как до, так и после его операции. В конце концов они и их родители встретились лично34.

Некоторые веб-сайты организованы специально для таких целей. Например, приветствие на сайте Ассоциации онлайн-ресурсов, посвященных проблеме рака (Association of Cancer Online Resources - ACOR), гласит: «Вы не одиноки. Воспользуйтесь списком почтовых адресов ACOR, чтобы связаться с людьми в сети, оказать друг другу поддержку и поделиться информацией... ACOR - одна из самых первых социальных сетей... С сентября 1995 года пользователи ACOR, интересующиеся специфическими и редкими формами рака, получают помощь благодаря коллективному разуму сотен социальных работников и больных»35. В 2008 году этот веб-сайт рассылал по всему миру более 1,5 миллиона электронных писем в неделю.

Может показаться, что такое огромное количество связей - это хорошо. В конце концов, они дают возможность найти именно того человека, который нужен. Но за увеличение количества связей приходится платить. Большое число связей означает, что мы можем найти больше людей, но и они могут нас найти. Не у всех людей добрые намерения, и не все связи приносят пользу.

Например, некоторые используют Интернет в первую очередь для того, чтобы увеличить количество потенциальных половых партнеров. Это, в свою очередь, может повысить риск заразиться заболеваниями, передающимися половым путем, и уже было несколько вспышек, связанных с использованием Интернета. В статье, озаглавленной «Прослеживание возникновения вспышки сифилиса в киберпространстве», несколько врачей, работающих в национальной системе здравоохранения в Сан-Франциско, привели данные, которые говорят о том, что, если вы встретили своего партнера онлайн, вероятность заразиться ЗППП в три раза выше, чем если вы с ним познакомились традиционным образом36.

К сожалению, наиболее подвержена воздействию негативной стороны виртуальных социальных сетей молодежь, ведь Интернет стал для подростков новым местом тусовки. Более 80 процентов американских подростков выходят в Интернет, и почти половина из них - каждый день37. Более 75 процентов пользуются электронной почтой, службами мгновенных сообщений и другими сетевыми коммуникационными технологиями. Более 50 процентов имеют несколько адресов электронной почты или ников, под которыми они могут анонимно общаться в тематических чатах, на онлайн-форумах и на иных ресурсах38. Общение в сети становится ценной социальной поддержкой для склонных к замкнутости подростков, но, с другой стороны, благодаря ему опасные для здоровья или общества модели поведения, такие как анорексия, вандализм и самоубийство, могут показаться обычными и оправданными.

Более того, избирательность, широта охвата и непосредственность культуры электронных социальных сетей, в которой присутствует все - от текстовых сообщений до сайтов социальных сетей, значительно облегчают распространение таких моделей поведения. В виртуальном пространстве на случайную странную или негативную мысль или побуждение, которые остались бы практически незамеченными у предыдущего поколения, не обладавшего доступом к таким коммуникационным технологиям, может последовать мгновенный отклик и подкрепление. Конечно, подростки влияли друг на друга всегда, но в прошлом для получения подкрепления своим мыслям или побуждениям требовалось значительно больше усилий. Теперь это делается нажатием клавиши.

Например, одно исследование обнаружило более четырехсот форумов в Интернете, посвященных «нанесению порезов»39. Нанесение порезов было признано «новым психическим нарушением у подростков», и к нему относятся несколько разных типов аутоагрессивного поведения, встречающегося предположительно, у более чем 4 процентов молодежи. В последние годы распространенность этого нарушения быстро растет, и многие врачи считают, что возможным объяснением может быть «социальное заражение», поскольку случаи нанесения порезов соответствуют эпидемической модели распространения, а вспышки происходят, например, в учебных заведениях40. По сложным физиологическим и психологическим причинам подростки, участвовавшие в нанесении себе порезов, сообщают, что делают это для того, чтобы «облегчить свои страдания».

Подробный анализ сообщений на форумах, посвященных такому поведению, обнаружил, что самым распространенным типом сообщений - 28 процентов от общего числа - было выражение поддержки другим участникам с комментариями вроде «Мы рады, что ты сюда зашел» или «Просто расслабься и постарайся дышать глубоко и медленно»41. К сожалению, 9 процентов сообщений говорили об ощущаемом авторами пристрастии к нанесению порезов («Я могу попытаться бросить, но, даже если у меня получится, мне всегда будут сниться бритвы и кровь»), а 6 процентов сообщений были посвящены технике нанесения порезов.

Другая категория пользователей, собирающаяся на онлайн ресурсах, - это люди, подверженные параноидальному бреду. Например, существует группа под названием «Свобода от тайного преследования и слежки» (Freedom from Covert Harassment and Surveillance), где несколько сот постоянных пользователей обсуждают, как за ними следят. «Было большим облегчением найти это сообщество, - говорит Деррик Робинсон, пятидесятипятилетний сторож из Цинциннати, президент организации. - «Я чувствовал, что, возможно, есть кто-то кроме меня, но я не был по-настоящему уверен до тех пор, пока не нашел это сообщество». Еще одна группа собрала людей, верящих в «преступное преследование»: в теорию, что человек становится объектом «систематического контроля, который старается разрушить все аспекты жизни выбранного в качестве жертвы лица. Жертву постоянно преследуют и следят за ней с помощью шпионов, одетых в гражданскую одежду или стукачей - круглосуточно семь дней в неделю»42.

Эти сайты дают страдающим паранойей людям сильное, ободряющее и успокаивающее чувство, к которому мы все стремимся, - что нас понимают окружающие. Например, пользователи этих сайтов могут найти там множество людей, которые заверят их, что они не сумасшедшие. Возможность устанавливать онлайн-связи с другими нередко, таким образом, оказывается полезной с социальной точки зрения, так как позволяет получить поддержку и завести человеческие отношения в обычной повседневной жизни, которые в противном случаи были бы, скорее всего, невозможны. Но с психологической стороны такая поддержка зачастую приносят пользователям вред. «Идеи подобных систем взглядов подобны акуле, которую нужно постоянно кормить, - отмечает доктор Ральф Хоффман, психиатр из Йельского университета. - Если вы не подпитываете манию, рано или поздно она сама собой исчезнет или уменьшится. Ведь маниакальная идея требует постоянного подкрепления»43. Интернет в данном случае, увы, обеспечивает именно это.

Совершенно новый человек

В то время как некоторые выплескивают в Интернете порождения своего бреда, другие используют его, чтобы отказаться на время от реального жизненного опыта. В виртуальных мирах люди могут проживать «вторую жизнь» и взаимодействовать с окружающими, не испытывая ограничений, свойственных реальной жизни. Пользователи с физическими недостатками могут завести себе «пышущий здоровьем» аватар, мужчины - представляться женщинам и экспериментировать с социальными ролями так, как это было совершенно невозможно до появления Интернета. Это действительно новые социальные формы, а не просто модификации существующих типов взаимоотношений в социальных сетях.

И эти новые формы порой размывают границы между реальным и виртуальным мирами. В одной онлайн-игре сорокатрехлетняя японка вышла замуж за тридцатитрехлетнего офисного работника, с которым лично знакома не была. Игра шла нормально до тех пор, пока он не развелся со своей виртуальной «женой», не поставив об этом ее в известность заранее. Хотя брак был виртуальным и воображаемым, дама так сильно разозлилась, что использовала известную ей информацию о «муже», чтобы убить его аватар. В реальной жизни против хозяина аватара она никаких шагов не предпринимала, однако ее арестовали реальные полицейские, а на суде ей грозило реальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет и штрафа в 5 тысяч долларов за «разрушительные действия в Интернете»44.

Еще более причудливой выглядит следующая история. Эми Тейлор, которой тогда было 23 года, встретилась со своим мужем, Дэвидом Поллардом, тогда в возрасте 35 лет, в тематическом чате в Интернете в 2003 году. В 2005 году они поженились в реальной жизни, но устроили необыкновенно пышную параллельную свадьбу на сайте игры Second Life. После свадьбы Тейлор поймала аватар мужа на том, что он занимался виртуальным сексом с аватаром другой женщины, играющей роль проститутки. У Эми уже некоторое время были подозрения,

и, как бы это сюрреалистично ни выглядело, она наняла виртуальное детективное агентство, чтобы они проследили за виртуальными поступками ее мужа. «Он ничего такого в реальной жизни не сделал, - призналась Эми, - но у меня появились сомнения относительно того, что он делает в Second Life». Подавая на развод (в реальной жизни), Тейлор описала поступок мужа как «прелюбодеяние». Поллард признал, что онлайн завел интрижку, но утверждал, что в реальной жизни ничем не провинился. Что касается Тейлор, то стало известно, что она завела новый роман с мужчиной, которого вскоре после развода встретила в игре World of Warcraft.

Чем отличается поступок мистера Полларда от, скажем, си-туации, когда жена застает мужа за просмотром порнографии? Скорее всего, возникновением связи с другим человеком. Он не просто смотрел на обнаженную женщину на компьютерном экране (даже на безличный обнаженный аватар) - он установил с ней связь. Или так это, должно быть, показалось Тейлор, что и стало для нее ключевым фактом.

Однако, если люди действительно воспринимают себя в онлайне по-другому — если пользователи с привлекательными аватарами проявляют больше общительности и милосердия, - тогда, возможно, онлайн-сообщества в конце концов приобретут черты, которых мы не видим в сообществах реального мира, черты, которых мы еще не знаем и не можем себе представить. Вероятно, наши виртуальные миры кажутся нам лучше, чем реальный мир, - и не только благодаря характеристикам, которые им придали программисты: мы как люди начинаем поступать в этой новой окружающей среде по-другому.

Такие же, но другие

Мы можем использовать Интернет, чтобы находить знакомых нам по реальной жизни людей и переносить отношения с ними в виртуальную среду. Мы можем искать с помощью Интернета новых виртуальных знакомых, надеясь продолжить отношения с ними в реальном мире. Или наши отношения могут складываться и оставаться соответственно в мире реальном или компьютерном. Интернетные связи представляют собой

совершенно новые способы и модели взаимодействия. При образовании гиперсвязей, возникающих в Интернете, по-новому используются древние биологические механизмы, но цель остается прежней.

Онлайн-сети предоставляют новые пути для распространения влияния и «социального заражения». Быстрая самоорганизация жителей Нетвилля, ставшая возможной благодаря общению в Интернете, то, как проявляют себя в сети такие противоположные идеологии, как расизм и альтруизм, и то, как во время предвыборной кампании Обамы и во время акции в Колумбии активисты использовали Интернет для мобилизации своих сторонников, — все это предполагает, что общественное воздействие может распространяться по Интернету так же, как оно распространяется в социальных сетях в реальном мире.

Но некоторые вещи распространяются проще других. Как мы видели в главе 2, передача эмоций обычно требует личного общения. Так что, хотя контакты онлайн и увеличивают интенсивность общения, не ясно, так ли они эффективны, как общение личное. Напротив, в главе 4 мы говорили о том, что для распространения социальных норм интенсивность общения не столь уж важна. Что едят, как часто пьют и курят ли наши Друзья, живущие от нас в сотнях миль, влияет на наши привычки не меньше, чем поведение тех, кто живет в соседнем доме. Это значит, что представления о поведении могут передаваться даже при отсутствии непосредственного личного контакта. Однако распространение этих представлений зависит, видимо, от тесных межличностных связей. Так что слабые связи онлайн, возможно, не оказывают почти никакого влияния на нашу готовность поменять нормы поведения. В общем, свидетельства о функционировании реальных социальных сетей предполагают, что виртуальные сети можно использовать для увеличения потока того, чем обмениваются между собой друзья и родственники. Однако пока мы не знаем, увеличит ли Интернет скорость или широту охвата «социального заражения» в целом. Наши взаимоотношения, подпитываемые и поддерживаемые новыми технологиями, но существующие и без них, порождают небывалые до сих пор социальные явления, которые выходят за пределы личного опыта отдельного человека, обогащая и расширяя его, и это имеет огромное значение для всеобщего блага. Благодаря сетям человечество в целом оказывается больше, чем сумма составляющих его элементов, и изобретение новых способов устанавливать связи с другими людьми сулит увеличение нашего могущества, что позволит человечеству достичь тех целей, которые нам предначертала природа.

В

ГЛАВА 8

Целое - больше

Вавилон, согласно библейской легенде, первый построенный после Всемирного потопа город, стал местом объединения человечества. Вот как рассказывает об этом книга Бытия: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык... и не отстанут они от того, что задумали делать»1. А задумали предоставленные сами себе жители Вавилона построить башню высотою до небес. В Библии описано, как Бог наказал людей, разрушив башню и заставив людей говорить на разных языках, а потом рассеяв их по всей земле. Эта история должна была продемонстрировать пагубность гордыни, но обычно мы обращаем внимание лишь на лингвистическую сторону наказания. Гораздо реже нам приходит в голову мысль, что основная тяжесть наказания, постигшего вавилонян, не в многоязычии, а в том, что люди перестали быть связанными друг с другом.

Объединившись, жители Вавилона чуть было не сделали дело - построили башню, - которое им было бы не под силу, работай они в одиночку. Во многих других библейских историях мы тоже находим упоминание об эффективности совместных действий, но уже со знаком плюс. Когда Иисус Навин приводит израильтян к стенам Иерихона, он видит, что они слишком высокие и один человек не сможет перелезть через них или их разрушить. Тогда, согласно Библии, Бог велел им построиться и обойти город несколько раз. После этого священники затрубили в бараний рог, и, услышав эти звуки, «воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом» - это напоминает синхронизацию наподобие явления La Ola, - и обрушились стены города до основания.

Связи между людьми и их значение оказались в центре внимания еще в древности - не в последнюю очередь потому, что теологи и философы, как и современные биологи и социологи, всегда знали, что наличие социальных связей - одна из главных характеристик человечества, таящая в себе как преимущества, так и опасность. Многие ученые считали, что именно связи отличают нас от животных и диких народов.

В 1651 году английский философ Томас Гоббс поставил мысленный эксперимент, в ходе которого попытался описать первоначальные условия существования человечества. В «при-роде вещей, - говорит он в своей знаменитой работе ―Левиафан‖, - bellum omnium contra omnes, война всех против всех» Это анархия. Именно Гоббсу принадлежит известная фраза, что «жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратков-ременна». То, что Гоббс использует слово «одинока» - которое часто по непонятной причине в этой цитате опускается, - предполагает, что жизнь, в которой нет связей с другими людьми, исполнена горестей.

В таких тяжелых условиях, продолжает рассуждать Гоббс, люди решили заключить «общественный договор», добровольно ограничив свою свободу ради безопасности. В основе цивилизованного общества, по мнению философа, лежат связи между людьми. Эти связи помогают обуздывать насилие и привносят в жизнь мир, спокойствие и порядок. Люди перестали быть одиночками и начали друг с другом сотрудничать. Век спустя французский писатель Жан-Жак Руссо выдвинул схожие идеи в своей работе «Общественный договор», где он утверждает, что естественное состояние человека - быть тупым, лишенным морали и законов, а жизнь полна борьбы и агрессии. Именно ради защиты от угрозы со стороны посторонних люди начали объединяться в группы.

Этот переход человечества от состояния якобы полной анархии к жизни во все более крупных и сложных образованиях - группах, поселениях, городах и государствах - на самом деле соответствует постепенному росту и усложнению социальных сетей. И сегодня, когда между людьми складываются уже гиперсвязи, продолжается тот же самый процесс.

Человеческий суперорганизм

Сети, которые мы создаем, живут своей собственной жизнью. Они растут, меняются, порождают новые сети, выживают в одних условиях и умирают в других. По ним передаются разного рода вещи. Социальная сеть - это что-то вроде человеческого суперорганизма, со своей анатомией и физиологией - структурой и способом функционирования. В любой форме - от пожарной бригады до блогосферы - этот суперорганизм справляется с задачами, которые ни один человек не смог бы выполнить в одиночку. Наш вклад в функционирование социальных сетей имеет глобальные последствия, затрагивающие каждый день жизни многих тысяч людей, и это помогает нам достигать гораздо более сложных целей, чем постройка башни или разрушение стен.

Прототипом такого суперорганизма можно считать колонию муравьев; она обладает свойствами, которых не найти у отдельных муравьев, - эти свойства возникают в процессе взаимодействия и кооперации всех обитателей муравейника3. Объединившись, члены муравьиной колонии создают то, что не под силу одному насекомому: муравейники с их сложной структурой высятся подобно миниатюрным Вавилонским башням, просто искушая некоторых детей выступить в роли Бога. Муравей-одиночка, который нашел где-то вдали отсвоего гнезда сахарницу, похож на космонавта, впервые ступающего на поверхность Луны: оба достижения стали возможны только благодаря скоординированным усилиям многих участников. И все же эти одиночки - муравей и космонавт

Наши рекомендации