От «шести рубежей» к Facebook
Веб-сайты социальных сетей, которые приобрели за последние несколько лет огромную популярность, - это сервисы, позвопозволяющие пользователям создавать общедоступный или частично скрытый личный профиль в среде с ограниченным доступом, показывать список других пользователей, с которыми они поддерживают связь, а также просматривать и отслеживать свои собственные контакты и контакты других пользователей внутри данной системы24. Хотя на таких сайтах можно завести новых друзей и знакомых, это не является их основной целью (в отличие от сайтов знакомств типа Match.соm). Некоторые сайты помогают поддерживать уже существующие дружеские отношения (например, Friendster.com), другие удовлетворяют потребности отдельных этнических, политических, религиозных или профессиональных групп, вроде сети ученых и преподавателей MySDScience.com. Сайты также отличаются правилами, касающимися конфиденциальности, условий приема, ограничений на публикуемые материалы и того, насколько связи внутри сети могут увидеть и отследить посторонние. Отличительная черта виртуальных социальных сетей - что и для самого юзера, и для других посетителей становится видимой паутина их взаимоотношений. Более того, в отличие от остальных типов онлайн-групп и сообществ вроде гипертекстовых сред wiki или списков рассылок (listserv) сайты социальных сетей организуются вокруг людей, а не вокруг тем.
Для сотен миллионов человек использование сайтов социальных сетей стало частью повседневной жизни. Они каждый день просматривают новые материалы, выложенные их друзьями, играют в игры, заводят новых знакомых и вешают ссылки на то, что понравилось. Но по сути своей сайты социальных сетей в первую очередь отражают взаимоотношения, возникшие в реальном мире. Хотя они позволяют нам поддерживать контакты с людьми, с которыми в противном случае мы были бы связаны очень слабо (например, бывшими соседями по комнате, одноклассниками, знакомыми, которых мы изредка встречаем на вечеринках, и так далее), они не предназначены для установления отношений с незнакомцами.
Первый веб-сайт, который можно назвать виртуальной социальной сетью, SixDegrees.com, был запущен в 1997 году25. Он привлек множество пользователей, но в 2000 году закрылся - возможно, потому, что рынок еще не был готов к этой концепции. Отчасти проблема была в том, что подобно телефону или факсу виртуальная социальная сеть бесполезна до тех пор, пока ею не могут воспользоваться достаточно много людей.
В 2002 году в качестве конкурента Match.com был запущен сайт Friendster.com. В отличие от Match.com и подобных ему сайтов знакомств, старающихся свести вместе незнакомых между собой людей, Friendster взял за основу идею, что подбирать себе романтического партнера гораздо лучше среди друзей ваших друзей. В сущности, сайт представлял собой компьютерную версию процесса поиска партнера в реальных социальных сетях, который мы описали в главе 3. Friendster быстро рос, и к 2003 году число его пользователей достигло 300 тысяч человек. Но когда на сайт обратили внимание средства массовой информации, интерес к нему взлетел до небес, и организаторы столкнулись с техническими и социальными проблемами. С технической стороны серверы и базы данных не справлялись с выполнением задач, которые перед ними ставила сеть, чья сложность увеличивалась в геометрической прогрессии. С социальной стороны, когда огромные массы людей хлынули на сайт, они изменили его культуру наподобие толпы шумных подвыпивших студентов, наводнивших сонный греческий островок, что привело к разрушению традиционных норм и сплоченности, которые уже установились среди первых пользователей.
Например, с самого начала Friendster ограничил количество профилей, которые человек может видеть, четырьмя рубежами отдаления (друзья друзей друзей друзей). Интересно, что это всего на один рубеж больше нормальной сферы влияния (вспомните правило трех рубежей влияния) и напоминает цепочку знакомств, через которую человек может пройти в реальном мире (как мы видели в главе 3). То есть, в сущности Friendster использовал компьютерные технологии для расширения наших социальных горизонтов на один рубеж. Но новые пользователи стремились проникнуть еще дальше в сеть, сокращая расстояние между собой и другими членами сети. Стратегия состояла в том, чтобы записать в друзья нескольких незнакомцев, находящихся от пользователя на четырех рубежах отдаления, и таким образом получить доступ к отдаленным частям социальной сети, которые до этого они увидеть не могли. Однако возможность заглянуть за естественный социальный горизонт означала, что все чаще дружба на сайте не была основана на отношениях в реальном мире. Отчасти по этой причине Friendster утратил свою популярность в Соединенных Штатах.
MySpace был запущен в 2003 году, и недовольство бывших пользователей Friendster сыграло ему на руку. С самого начала сайт делал акцент на привлечение поклонников музыкальных групп, играющих в стиле инди-рок, и это позволяло пользователям поддерживать отношения с любимыми группами и с другими их поклонниками. MySpace давал пользователям воз-можность создавать очень индивидуализированные профили, а также вырезать и вставлять в них материалы из любых других источников. Однако вскоре в качестве общедоступного сайта социальной сети он оказался в тени своего конкурента.
Виртуальная социальная сеть Facebook зародилась в Гарварде в 2004 году, однако ее история на самом деле началась с некоего офлайн-явления. Название ее взято у давнего, возникшего еще в доинтернетную эпоху обычая в Гарварде: ежегодно колледж публиковал и распространял книгу, в которой были представлены все студенты каждого курса и место, где они жили в кампусе. Книга напоминала телефонный справочник с фотографиями, и студенты привыкли, что эта книга влияет на их социальную жизнь. Однажды, когда выпуск фейсбука задержался из-за ошибки издателей, четыре студента в одном из общежитий Гарварда даже устроили голодовку26.
На практике, которая предвосхитила использование онлайн-версии, некоторые студенты с помощью фейсбука буквально «выбирали себе товар» для возможных романтических встреч, а горстка более амбициозных пыталась запомнить имена и лица всех перечисленных в книге людей. Самое первое описание фейсбука было опубликовано в Harvard Crimson в 1979 году юной Сьюзан Фалуди (которая позже получит Пулитцеровскую премию в номинации «За мастерство»). Она сообщила, что сейчас фейсбук используется, чтобы оценить возможных кураторов для первокурсников: «Мы использовали фейсбук, чтобы посмотреть, что это за люди... Иногда это можно определить по фотографии»27.
Двадцать пять лет спустя Марк Цукерберг, который тогда был в Гарварде на втором курсе, перенес фейсбук в Интернет, и сайт Facebook стал столь популярен, что вскоре им начали пользоваться и другие университеты. Первоначально пользователями могли стать только студенты колледжей, и сайт старался поддерживать ощущение интимности и конфиденциальности - онлайн-версия защищенного от посторонних глаз уголка реального мира. Члены сообщества могли видеть лицо любого пользователя из этого сообщества - как если бы они встретились с ним где-нибудь на территории кампуса, только теперь анонимно. Кроме того - и это было принципиально, - онлайн-связи были видны всем остальным пользователям. Через год завести профиль на Facebook уже могли и ученики старших классов, а позже - жители определенных районов и члены корпоративных сетей.
В июне 2008 года Facebook обогнал MySpace по количеству пользователей по всему миру и стал самой большой виртуальной социальной сетью: в начале 2009 года на нем было зарегистрировано более 175 миллионов активно пользующихся сайтом человек28. Одна из особенностей Facebook, которая, ве-роятно, помогла сайту добиться успеха там, где Friendster потерпел неудачу, - это ограничение возможности видеть других пользователей сети. В отличие от Friendster, который показывал людей вплоть до четвертого рубежа отдаления, Facebook позво-ляет людям видеть только своих непосредственных друзей (пер-вый рубеж) и периодически друзей друзей (второй рубеж, через опцию «Люди, которых вы, возможно, знаете»). Это сокращает количество связей между совершенно незнакомыми между собой людьми и создает у пользователей ощущение, что их виртуальная жизнь отражает социальные сети в реальном мире.
Сохранятся ли сайты социальных сетей в будущем и в какой форме - неясно, но спустя десятилетие после их появления кажется, что такие сайты - по крайней мере, в каком-нибудь виде - пришли надолго. Сейчас виртуальные социальные сети предлагают все новые опции своим пользователям - например, передачу мгновенных сообщений, электронную почту и так далее. В то же самое время другие сайты, где содержание создается пользователями (такие, как Flickr.com для фотографий и iLike.com для музыки), приобретают черты социальных сетей. Даже пожилые люди все чаще регистрируются на сайтах социальных сетей вроде Eons, ReZoom и Multiply. Медленно, но верно мы переносим свою реальную жизнь в Интернет.