Сколько друзей может быть у человека?

Как мы увидим в главе 8, иногда люди заявляют, что у них в онлайновых социальных сетях есть сотни «друзей». Хотя человеческий мозг устроен так, что мы способны справляться с большими социальными сетями, количество друзей, с которыми мы можем общаться, на самом деле ограничено. Робин Данбар, один из главных защитников гипотезы социального интеллекта, заявил, что возникновение больших социальных групп среди приматов напрямую зависит от увеличения неокортекса (верхнего слоя мозга, отвечающего за мыслительные процессы), а возможность справляться со сложным социальным устройством требует развитая языка. В знаменитой работе 1993 года, которая вышла в сопровождении комментариев более тридцати других ученых, Данбар исследовал связь между объемом мозга и размерами групп у нескольких видов приматов и путем экстраполяции установил, что ожидаемый размер социальных групп у людей с учетом значительного размера их головного мозга должен быть около 150 членов. Это число получило название числа Данбара31. Животные не могут поддерживать слаженную работу и сплоченность групп большего размера, чем это позволяет способность их головного мозга к обработке ин-

формации. Таким образом, люди образуют самые многочисленные группы, так как обладают самым большим мозгом.

Но что мы имеем в виду под словом «группы»? Мы ведь не видим на улицах групп людей, занятых ритуалом груминга. У приматов границы группы определить легко - выяснить, кто в нее входит, а кто нет. А у людей существуют огромные группы, включающие племя или даже целую страну, и маленькие - семья или деревня. Данбар утверждает, что группа - это максимальное количество людей, которые могут быть все друг с другом знакомы, знать своих друзей и врагов и разбираться в отношениях между остальными членами этого сообщества. Это то, сколько людей вы узнаете при встрече и со сколькими можете поддерживать стабильные и прочные связи. Такие связи Данбар определяет следующим образом: «Отношения, которые можно возобновить сразу при встрече после разлуки, не прибегая к выяснению, кто есть кто». Согласно Данбару, неформальное определение того же понятия можно сформулировать следующим образом: «То количество людей, к которым вы могли бы подойти в баре без приглашения, не испытывая при этом неловкости».

Но как же решить, что является естественным состоянием для человека, чтобы проверить это предсказание? Здесь Данбар использовал сведения из многих источников. Например, обзор работ по этнографии, в которых приводились данные переписи сообществ охотников и собирателей, показал, что существуют три типа социальных объединений: «походный лагерь», «отряд или деревня» и «племена». Их средние размеры оказались 38, 148 и 1155 человек соответственно. Другими словами, поразительно - но размер отряда и деревни совпадает с числом Данбара. Кроме того, ученый отметил, что размеры поселений эпохи неолита в Месопотамии в период 6500 - 5500 годов до н. э. укладываются в диапазон 150-200 обитателей. Еще один нюанс в сведениях, полученных из этих исследований: в то время как размеры племен и походных лагерей значительно колеблются, размеры отрядов и деревень гораздо более единообразны. Поэтому можно предположить, что деление на отряды и деревни более фундаментально.

Кроме того, Данбар изучил жизнь гуттеритов из группы «Людей кузнеца» (Schmiedeleut Hutterites) — религиозной секты, живущей небольшими сельскохозяйственными общинами в Южной Дакоте, Северной Дакоте, Миннесоте и в канадской Манитобе. Гуттериты открыто заявляют, что максимальный раз-мер сообщества - 150 человек, и договариваются о разделении общины на две отдельные группы, когда она достигает критического размера. Они отмечают, что это максимальный размер группы, при котором порядок можно поддерживать исключительно с помощью давления коллектива, а для группы большего размера пришлось бы прибегать к силам полиции и созданию иерархических структур.

На протяжении уже многих веков основные боевые единицы в армиях мира состоят приблизительно из 150 человек. Основная единица армии Древнего Рима (манипул) включала в себя 80-120 воинов, а средний размер роты - аналогичной единицы в современных армиях - около 180. Эти цифры отражают верхний предел численности группы, члены которой могут работать сплоченной командой и знать сильные и слабые стороны, а также степень надежности своих товарищей. Возможно, что ситуация военных действий - это своего рода фактор эволюционного отбора, и за многие века армии пришли к такой численности боевых единиц путем эмпирических наблюдений за тем, группы какого размера чаще выживают.

Интересно, что в современных армиях размер боевых единиц не изменился, хотя на первый взгляд современные телекоммуникационные технологии позволяют координировать действия групп гораздо большего размера. Это говорит о том, что координация действий - вовсе не главный фактор. Важнее способность человеческого мозга отслеживать социальные взаимоотношения, составлять в голове списки кто есть кто и ментальные карты сети, из которых ясно, кто с кем связан и на сколько окружающие люди сильны или слабы, дружественны или агрессивны.

Наши рекомендации