Чем курение и алкоголизм похожи на боль в спине и синдром Коро

Социальные связи играют важную роль не только в распространении ожирения, но и в отношении других проблем со здоровьем. Пристрастие к наркотикам, алкоголю или курению люди перенимают от тех, с кем непосредственно знакомы, а также - что еще более показательно - от тех, кто находится далеко от них в социальной сети. И так же, как понимание принципов работы сети помогает нам разобраться в причинах резкого увеличения числа полных людей, оно может объяснить, почему в последние годы наблюдается значительное сокращение числа курящих, хотя потребление алкоголя остается практически на том же уровне. Да и другие связанные со здоровьем явления станут нам понятнее.

За последние сорок лет число курящих среди взрослого населения сократилось с 45 до 21 процента. В то время как сорок лет назад в офисах, ресторанах и даже в самолетах дым стоял коромыслом (закон о запрете курения в самолетах был принят только в 1987 году и воспринят как большое достижение), сегодня курильщики толкутся небольшими кучками снаружи зданий.

Но люди не бросили курить сами по себе и в одиночку - они бросали вместе, целыми группами. Мы использовали данные Фрамингемского кардиологического исследования, чтобы проанализировать сокращение числа курильщиков за последние сорок лет, и обнаружили, что картина напоминает эпидемию ожирения, только процесс идет в обратном направлении19. Когда один человек бросает курить, это оказывает влияние на его друзей, друзей его друзей и друзей друзей его друзей. Как и в случае ожирения, отношение к курению распространяется на три рубежа отдаления согласно правилу трех рубежей. Но влияние окружающих здесь сильнее, чем когда речь идет об ожирении. В отказе от курения можно заметить некоторую синхронность во времени и пространстве, которая напоминает полет птичьей стаи или движения косяка рыб. Целые группы курильщиков, объединенные внутренними связями, которые даже могут не знать друг друга, бросают курить приблизительно в одно и то же время, как будто по сети прокатывается волна отвращения к курению. Курильщик контролирует свое желание отказаться от привычки не больше, чем одна птица - полет стаи в определенном направлении. Решение бросить курить не столько принимается отдельным человеком, сколько отражает выбор, сделанный группой людей, связанных между собой напрямую или косвенно.

У антропологов есть специальный термин для обозначения местных обычаев - культура. Но культура, которую мы сейчас обсуждаем, местная в том смысле, что она ограничена группой связанных между собой людей в определенной области социальной сети, а не определенным географическим регионом, общей религией, языком или национальностью. И культура внутри отдельных областей сети порой меняется. Члены группы могут начать считать курение неприемлемым и отказаться от этой привычки одновременно, оказывая друг на друга влияние, даже не будучи знакомыми и не договариваясь о совместных действиях. По сети распространяется норма о неприемлемости курения, и это приводит к сходству взглядов и согласованности действий даже не связанных между собой непосредственно людей. Это один из главных способов, которыми отдельные люди собираются в единый сверхорганизм.

Отношение к курению отражает работу этого сверхорганизма и по-другому. Во-первых, люди, не желающие бросить курить, все больше сдвигаются к краю сети, как показано на цветной вклейке 4. В 1971 году курение не отражалось на социальном положении человека: курильщики и некурящие с равной вероятностью могли оказаться в центре их локальной сети, иметь одинаковое количество друзей и занимать центральную позицию в более обширных группах. Однако, поскольку с течением времени все больше людей бросало курить, курильщики оказались сдвинуты на периферию своей сети - точно так же, как их выгоняют из помещений курить на улице, даже в сильный мороз. И они не просто сами стали пользоваться меньшей популярностью - они начали все чаще дружить с менее популярными людьми, и это еще больше ускорило процесс их социальной изоляции.

Во-вторых, хотя в начале 1970-х курильщики и некурящие были в сети перемешаны, со временем они сформировали отдельные группы, и к началу 2000-х между этими группами оставалось все меньше и меньше связей. Подобно расколу между демократами и республиканцами в американском конгрессе (мы обсудим этот пример в главе 6) пропасть между курильщиками и некурящими со временем увеличилась, и последствия этого разделения коснулись не только самой привычки. Когда в обществе происходит такое глубокое разделение, это приводит к образованию у каждой группы своей собственной идентичности, что мешает группам смешиваться и еще больше укрепляет свойственные им модели поведения. Большее количество связей внутри группы (это называется концентрированная сеть) поддерживает определенные нормы поведения, а большее количество связей между разными группами (интегрированная сеть) позволяет членам группы усваивать новые нормы или изменить свои - в лучшую или худшую сторону.

Кроме того, мода на отказ от курения выявляет роль людей, имеющих высокий статус, в распространении новшеств. По данным Фрамингемского исследования видно, что образование повышает способность человека влиять на окружающих: люди чаще бросают курить, если это делают их знакомые с высоким уровнем образования. К тому же образование усиливает стремление к новому: образованный человек с большей вероятностью, чем необразованный, будет копировать окружающих, когда они бросают курить. Таким образом, по иронии судьбы, с курением мы наблюдаем картину, прямо противоположную тому, что происходило лет шестьдесят-сто назад: когда курение только начало укореняться в нашем обществе, оно распространялось среди людей с относительно высоким статусом. На рекламных проспектах 1930-х и 1940-х годов мы видим улыбающихся врачей, которые курят сами и пропагандируют табак20.

Точно так же, как уровень образования членов сети важен в вопросе распространения курения по социальным связям, пол влияет на возникновение пристрастия к алкоголю. Анализ Фрамингемской сети показывает, что склонность к употреблению алкоголя распространяется, подобно привычке курить или переедать, на расстояние в три рукопожатия. Но воздействие передается с разной интенсивностью: на формирование привычки к выпивке гораздо сильнее влияют женщины. Если женщина начинает много пить, ее друзья обоего пола, скорее всего, последуют ее примеру. Но когда мужчина начинает злоупотреблять алкоголем, это гораздо меньше отражается на его подругах или друзьях в баре. Пока неясно, почему так происходит, зато очевидно, что женщины играют ключевую роль в распространении этой привычки по сети и, соответственно, именно через них можно эффективно вмешаться в этот процесс.

Уровень потребления алкоголя в США практически не меняется, но в других странах ситуация не столь стабильна. Например, в Великобритании в последние годы участились случаи пьянок в общественных местах. Все больше юношей и девушек приходят в бар, быстро поглощают неумеренное количество алкоголя (до десяти порций за одно посещение), а затем их рвет, они не стоят на ногах, мочатся, кричат, угрожают окружающим и дерутся. Согласно одному британскому исследованию, в общей сложности 16 процентов молодых людей от 18 до 24 лет хотя бы раз участвовали в такой общей пьянке21. Среди злоупотребляющих алкоголем людей 54 процента сказали, что все или почти все их друзья много выпивают, - а среди непьющих такой ответ дали только 15 процентов. Анализ этих данных говорит о том, что действительно существует деление населения на группы и передача вредной привычки от человека к человеку.

Хотя пол и уровень образования оказывают влияние на скорость распространения связанных со здоровьем моделей поведения, тип отношений тоже значит много. Не все социальные связи равнозначны. Например, мы выяснили, что в вопросе передачи склонности к ожирению друзья воздействуют друг на друга сильнее, чем супруги. Когда мы впервые заметили это, нас такая картина озадачила, потому что супруги часто питаются вместе, совместно занимаются спортом и вообще проводят друг с другом больше времени, чем друзья. Однако, когда мы начали разбираться в вопросе подробнее, оказалось, что друзья или братья и сестры гораздо восприимчивее к влиянию сверстников своего пола, чем противоположного. Таким образом, хотя супруги по отношению друг к другу обычно являются друзьями, это друзья противоположного пола, и два фактора друг друга нейтрализуют.

Среди других связанных со здоровьем моделей поведения можно назвать готовность проходить медицинские обследования, посещать врача, выполнять его рекомендации и даже выбирать определенную больницу. Исследователи обнаружили, что вероятность того, что студенты Гарварда сделают прививку от гриппа, возрастает на 8,3 процента, когда количество их друзей, уже сделавших такую прививку, увеличилось на 10 процентов22. Кроме того, некоторые симптомы могут передаваться от человека к человеку благодаря биологическим и социальным механизмам. В главе 2 мы видели, что так распространяются тревога и счастье; еще сюда можно добавить головные боли, зуд и усталость.

Боль в спине - еще один пример состояния, которое может передаваться по социальным сетям. Группа немецких ученых изучала возможность «передачи» боли в спине, воспользовавшись моментом объединения Германии. До падения Берлинской Стены, в Восточной Германии регистрировалось гораздо меньше случаев этого недуга, чем в Западной, но за десять лет после объединения показатели сравнялись - Восточная Германия догнала свою западную соседку. По-видимому, сыграло свою роль то, что закрытое до тех пор восточногерманское общество познакомилось, благодаря средствам массовой информации, с мнением, что боли в спине «часто встречаются и почти неизбежны» и что «для правильной постановки диагноза и лечения необходимо тщательное медицинское обследование». Но ученые также предположили, что боли в спине - это «заразная болезнь», и для того, чтобы остановить ее распространение, необходима своего рода «психологическая дезинфекция»23. Такое понимание природы болей в спине проливает свет на другую загадку: оно обясняет, почему коэффициент распространенности этой болезни так сильно различается по индустриальноразвитым странам. Боли в нижнем отделе спины встречаются у 10 процентов людей трудоспособного возраста в США, 36 процентов в Великобритании, 62 процента в Германии, 45 - в Дании и 22 - в Гонкоге24.

В каком-то смысле подобная разница в показателях и особый для каждой культуры вариант проявления болезни предполагают, что боли в спине можно отнести к культурноспецифическим синдромам - болезням, встречающимся в одном обществе, но неизвестным в других; человек может заболеть такой болезнью, только если живет в определенной общественной среде. Классический пример культурно-специфического синдрома - синдром Коро, болезнь, распространенная в некоторых азиатских странах. Синдром проявляется сильнейшим беспокойством, которое испытывают заболевшие мужчины: они убеждены, что их пенис втягивается внутрь тела и может исчезнуть, а они сами в результате умрут. Лечение состоит в том, чтобы кто-то из вызывающих доверие членов семьи держат пенис двадцать четыре часа в сутки установленное число дней, не давая ему уйти внутрь. С точки зрения посторонних для этой болезни нет никаких биомедицинских или этиологических причин. Однако для заболевших страх очень реален. В Малайзии и на юге Китая (где этот синдром носит название суо янг) было зарегистрировано даже несколько эпидемий Коро. Для жителей Малайзии - среди которых, вероятно, невысок уровень распространения болей в спине - тот факт, что многие американцы страдают от трудно диагностируемых современной медициной болезней, которые вынуждают их брать больничный, хотя и не имеют объективно выраженных физических проявлений, должен казаться не менее странным.

По тем же соображениям можно сказать, что анорексия и болимия - культурно-специфические синдромы. Эти заболевания обычно встречаются в индустриальноразвитых странах, и даже там они поражают белых девочек-подростков из семей среднего класса значительно чаще, чем другие группы населения. Коэф-фициент их распространенности начал расти с 1935 года. Приблизительно от 0,5 до 3,7 процента американок когда-нибудь страдали от анорексии и от 1,1 до 4,2 - от булимии (показатели для мужчин составляют около одной десятой от этих цифр)25. Хотя эти состояния абсолютно реальны для заболевших и их родственников, происхождение болезни неясно. Что вызывает подобное расстройство пищевого поведения? Кроме того, что анорексия и булимия являются культурно обусловленными нарушениями питания, они напоминают другие связанные с культурными особенностями синдромы своей способностью волнами распространяться по социальным сетям. Таким образом, существует вероятность передачи от человека к человеку модели поведения, которая может привести к потере (иногда очень серьезной) веса. Старшеклассницы могут соревноваться друг другом, кто больше похудеет, а соседки по общежитию будут копировать обжорство подруги. Кстати, подобное поведение нередко влияет на положение человека в сети. Ученые, изучавшие университетские женские клубы, выяснили, что обжоры становятся более популярными и перемещаются ближе к центру сети - так же, как это происходило с некурящими людьми в нашем исследовании. Таким образом, эпидемии расстройств пищевого поведения - это самый наглядный пример распространения связанных с едой привычек, который мы обнаружили на основании материалов Фрамингемского кардиологического исследования.

Заразное самоубийство

Распространение волны самоубийств, наверное, самый страшный пример власти, которую имеют над нами социальные сети.

Причины для совершения самоубийства бывают разными, но идея, что кто-то может себя убить только потому, что так делают другие, кажется, не поддается рациональному объяснению. Безусловно, она ставит под сомнение само наше представление о том, что самоубийство - это чей-то личный поступок.

Вспышки массовых самоубийств случались в самых разных частях мира в сообществах всех типов - богатых и бедных, больших и маленьких. Примеры таких вспышек известны еще с Античности. Хотя некоторые случаи массового суицида можно объяснить простым совпадением, и тем не менее во многих историях прослеживается процесс передачи этой «заразы» от человека к человеку, а не случайность, вмешивающиеся факторы или гомофилия (среди людей, у которых по каким-то причинам есть суицидальные наклонности)2'. Другими словами, эти «суицидальные группы» отличаются от последователей культов, создаваемых харизматичными лидерами вроде Джима Джонса, который в 1978 году убедил более девятисот своих последователей совершить массовое самоубийство (это особенно яркий пример действия как вмешивающегося фактора, так и гомофилии).

В 1974 году социолог Дэвид Филлипс опубликовал свое ставшее потом классическим исследование «заразности» само-убийства28. Он показал, что в период с 1947 по 1968 год число самоубийств по всей стране было выше в течение месяца после каждого появления на первой полосе газеты New York Times со-общения, что кто-то наложил на себя руки. Филлипс назвал это «эффектом Вертера» в честь романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания молодого Вертера», опубликованного в 1774 году. Роман стал очень популярен, и, когда некоторые молодые люди начали совершать самоубийства, подражая главному герою, власти Италии, Германии и Дании запретили книгу.

Существует два типа эпидемий суицида: самоубийства, совершаемые под влиянием средств массовой информации, например, «Страданий молодого Вертера» или первой полосы Times (сюда относятся описания как реальных событий, так и вымышленных), и самоубийства среди людей, которые были непосредственно знакомы с покончившим с собой человеком.

Влияние средств массовой информации породило настолько серьезное беспокойство, что Центры по контролю за заболеваниями предложили изменить правила публикации отчетов о самоубийствах29. Они даже распространили среди журналистов образцы подобных некрологов. Вот пример репортажа, который Центр посчитал «способным вызвать распространение волны самоубийств»:

«Сотни людей присутствовали в понедельник на похоронах пятнадцатилетнего Джона Доу-младшего, который поздним вечером в пятницу выстрелил себе в голову из отцовского охотничьего ружья. Среди множества известных людей, пришедших выразить сочувствие убитым горем родителям десятиклассника городской средней школы - Мэри и Джону Доу-старшему, были председатель городского собрания Браун, сенатор от нашего штата Смит и председатель городского управления Миллер. Хотя никто точно не знает, почему Доу совершил самоубийство, его одноклассники, которые просили не называть их имен, сообщили, что в последнее время у Доу возникли проблемы с его подружкой, тоже десятиклассницей, Джейн. Кроме того, известно, что Доу слишком увлекался компьютерными играми в стиле фэнтези. В понедельник занятия закончились в полдень. Школьников, пожелавших присутствовать на похоронах Доу, уже ждали автобусы. Руководители школы сказали, что почти все двести учеников поехали на похороны. В память о мальчике флаги в городе были приспущены. Члены школьного совета и городского управления планируют поставить перед школой мемориальный флагшток. А друзья Доу собираются в ближайшее воскресенье в два часа дня посадить в городском парке в память о Джоне дерево.

Доу родился в Инограде и переехал к нам десять лет назад вместе с родителями и сестрой Энн. Прошлой весной он как заядлый пловец входил в команду по плаванию, а также любил собирать комиксы. Доу принимал активное участие в работе местной молодежной организации, хотя последние несколько месяцев собраний не посещал».

А вот предложенный Центром образец репортажа, который, по мнению специалистов, «не будет способствовать распространению волны самоубийств»:

«Джон Доу-младший, 15 лет, проживавший на Мейплвуд- Драйв, умер в пятницу от нанесенного самому себе огнестрель-ного ранения. Джон, сын Мэри и Джону Доу-старшего, был десятиклассником городской средней школы.

Джон жил в Любомграде в течение 10 лет, с тех пор как переехал сюда из Инограда, где родился. Похороны прошли в воскресенье. Школьные психологи готовы встретиться со всеми учениками, которые хотели бы поговорить о смерти Доу. У родителей Джона осталась его сестра Энн».

Центр по контролю за заболеваниями предусмотрительно отмечает, что «имена людей и названия мест в этих образцах вымышлены и не относятся к какому-либо реальному событию». Видимо, Центр не хотел побудить кого-то к самоубийству даже выдуманными репортажами. Суть в том, что во втором репортаже опущены личные и вызывающие симпатию детали, присутствующие в первом. В руководстве Центра говорится, что журналистам не следует рассказывать о методах самоубийства или расписывать, каким чудесным человеком был покойный. Кроме того, не стоит намекать, что самоубийство помогло решить какие-то проблемы подростка, например, что он таким образом расквитался с Джейн («Когда мы к ней обратились, она, рыдая, рассказала, как ей не хватает Джона»).

И такой подход работает. Когда в 1978 году в Вене, в Австрии, построили метрополитен, люди почти сразу начали использовать его не по назначению: бросаться под поезд. Репортажи в средствах массовой информации были очень красочными, и число попыток суицида (половина из которых были успешными) достигло сорока в год. Это обеспокоило венских психиатров, и они начали работать с журналистами. Изменения в правилах освещения случаев самоубийств были внесены в 1987 году, и мгновенно произошел резкий спад количества попыток до шести в год30.

С момента появления работы Филлипса в 1974 году уровень анализа случаев самоубийства значительно вырос, и географический масштаб исследований сузился до разбора локальных вспышек самоубийств и самоубийств, совершаемых знакомыми друг с другом людьми. Как и в случае с МИ, эпидемии самоубийств чаще всего случаются в школах и небольших сообществах, которые, так сказать, «плотно связаны». Кроме того, распространение волны самоубийств происходит практически только среди молодежи. Взрослые люди старше 24 лет почти не проявляют склонности убить себя, если кто-то из их знакомых это сделал или если они прочитали о самоубийстве в газете31. Но подростки, которые отличаются впечатлительностью и восприимчивостью к влиянию сверстников во многих областях жизни, - совершенно другое дело. Связь между возрастом испытуемого и его восприимчивостью - еще одна иллюстрация важности характеристик члена (узла) сети для того, как будет передаваться по ней рассматриваемое явление.

Вот как происходят вспышки. Среднее число самоубийств в Манитобе, Канада, - 14,5 случая на 100 тысяч человек, но в 1995 году в городке на Крайнем Севере с 1500 жителями показатель достиг 400 случаев на 100 000 человек. За четыре месяца шесть молодых людей окончили жизнь самоубийством, в основном повесились. А еще девятнадцать совершили попытку самоубийства. Ощущение вспыхнувшей эпидемии, а также рассказ о том, как она распространялась через личные контакты между жителями этого маленького городка, можно почерпнуть из срочного доклада, составленного одним из врачей, которые прибыли для оказания помощи местному медицинскому сообществу. Вот его изложение событий в городской поликлинике, произошедших в течение трех дней и спустя две недели после

последнего случая удавшегося самоубийства, когда все еще можно было наблюдать его трагическое влияние.

«Девятнадцатилетний юноша поступил в поликлинику через две недели после шестого случая самоубийства. Он вызывал беспокойство у полицейских. ―Трое из моих друзей ушли в мир иной, и я не могу этого вынести‖. Две недели назад он пытался повеситься у себя в комнате. Его обнаружили брат с другом и перерезали веревку. После того как его двоюродный брат погиб в автомобильной катастрофе прошлой зимой, этот молодой человек пытался застрелиться, но родители успели его остановить. Он провел ночь в тюрьме, просидел в своей комнате неделю и потом сообщил, что ―чувствует себя лучше‖. Во время осмотра он признался, что слышит голоса двух самоубийц, которые убеждают его пойти за ними. Обычно это происходит, когда он один, и ему страшно. Вегетативных симптомов депрессии не обнаружено. Юноша попросил, чтобы ему дали возможность ―выговориться и во всем разобраться‖.

В тот же день на приеме был тринадцатилетний мальчик, которого привел обеспокоенный отец. Из расспросов выяснилось, что первой жертвой волны самоубийств был двоюродный брат мальчика; вторую жертву мальчик увидел еще висящей на веревке. Третьей жертвой стал муж его сестры. Мальчик утверждал, что у него нет мыслей о самоубийстве и он не пытался причинить себе вред. Пациент не хотел больше ходить в школу. Он чувствовал себя одиноким, и ему снились страшные сны с участием покойных. Больше всего он любил играть в хоккей с отцом и братом и колоть дрова.

На следующий день я осматривал пятнадцатилетнюю девочку. Первые пятьдесят минут приема она молчала, а потом рассказала, что двое из жертв были ее двоюродными братьями. Она призналась, что некоторое время назад слышала их голоса, они звали ее к себе, но в последние три недели этого не случалось.

Позднее в тот же день на прием пришла двадцатитрехлетняя женщина. С тех пор как начались самоубийства, она стала больше пить. Однажды она написала прощальную записку, но третья жертва, ее дядя ―опередил меня и переключил на себя внимание‖. Она сожгла записку... Второй жертвой была племянница ее бойфренда. Пациентка слышала, как кто-то зовет ее по имени...

Четырнадцатилетнюю девочку дружившую с четырьмя из жертв и двоюродную сестру пятой, привела мать. Девочку мучил кошмар, что ее двоюродный брат улыбается ей, раскачиваясь на веревке. За месяц до этого ей пришлось пройти медицинское обследование после попытки повеситься. Раньше она уже несколько раз совершала попытки самоубийства.

Следующим пациентом был четырнадцатилетний мальчик. За четыре месяца до этого он пытался повеситься. Все шесть жертв были его знакомыми. Один из них приходился ему двоюродным братом. Перед попыткой самоубийства ему приснился сон про ―женщину с длинными волосами, немного всклокоченными на макушке, с черным лицом и в длинном пальто‖. Он сказал: ―Здесь все видят по ночам эту женщину‖. Этот мальчик тоже слышал, как его кто-то зовет, но он не мог определить, кто это был.

Поздно ночью судебные приставы... привели четырнадцатилетнюю девочку... В 9 вечера она приняла семь таблеток глибурида [лекарство от диабета], а потом рассказала об этом подруге. Обе девочки-самоубийцы были ее подругами. За неделю до суицидальной попытки она видела одну из этих девочек во сне, и та велела ей покончить с собой».

Тяжело даже читать приведенный выше доклад. Можно себе представить, что чувствовали жители этого городка, оказавшись в самом очаге эпидемии.

Еще одна подробно описанная вспышка случилась в средней школе города Питтсбурга в Пенсильвании, где училось 1496 человек. Выпускник школы в возрасте 21 года совершил самоубийство, под явным влиянием которого за следующие четыре дня покончили с собой два ученика школы, а в целом за восемнадцать дней, прошедших с самоубийства выпускника, еще семь школьников пытались убить себя, а двадцать три признались, что подумывали об этом33. Удалось проследить, каким образом эти суицидальные настроения распространялись по школе, поскольку первым совершившим самоубийство учеником был друг самоубийцы-выпускника, знакомый и со второй жертвой. Кроме того, все дети, которые подумывали о самоубийстве, как и предпринявшие суицидальные попытки, были социально тесно связаны с покойными и друг с другом. Хотя у некоторых детей в этой группе и раньше наблюдались случаи депрессии, у других ее никогда не было. Это поднимает один очень важный вопрос, касающийся эпидемий самоубийств: знакомство с человеком, который покончил с собой, просто подстегивает тех, кто и так бы в конце концов совершил самоубийство, или же оно вербует новые жертвы для этой эпидемии? Вопрос аналогичен тому, который мы задавали в главе 3, когда говорили о вспышках рождаемости, и там мы видели, что рождение ребенка у брата или сестры не только заставляло этого человека обзавестись потомством, но и увеличивало общее количество детей, которых он производил на свет.

Механизм непосредственного влияния во время эпидемий самоубийств, вероятно, такой же, как при эпидемии ожирения, - то есть скорее путем распространения идей, а не по причине сходства привычек. Самоубийство, совершенное одним человеком, может размыть границы допустимого, и другие последуют его примеру, поскольку изменятся их представления и нормы. Оно создаст ощущение, что самоубийство - это что-то, чего можно желать («Посмотри, как расстроились все эти люди, когда он умер»). Из-за случая самоубийства кому-то может показаться, что привычное правило не убивать себя частично перестало действовать. А самоубийство знакомого человека еще и дает информацию о том, как это можно сделать. Конечно, в некоторых случаях имеет место даже сотрудничество (как в зафиксированных историях интернет-клубов самоубийц в Японии, Великобритании, США и многих других развитых странах, когда два или более незнакомых человека объединялись, чтобы совершить самоубийство вместе или одновременно).

В новейших исследованиях эпидемий самоубийств ученые соединили методы анализа сетей и обширные базы данных, чтобы всесторонне изучить и подтвердить влияние непосредственных контактов. Наблюдение за 13 485 тинейджерами в Исследовании здоровья подростков подтвердило, что наличие совершившего самоубийство друга увеличивает вероятность появления суицидальных мыслей. Мальчики, чей друг совершил самоубийство, в течение последующего года имеют суицидальные мысли с вероятностью, почти в три раза превышающей норму, и почти в два раза чаще действительно пытаются покончить с собой. Девочки, у которых есть подруга-самоубийца, думают о самоубийстве примерно в два с половиной раза чаще и почти в два раза чаще нормы совершают такую попытку. Но благодаря данным Исследования здоровья подростков появилась возможность изучить множество самых разных характеристик, связанных с положением ребенка в сети. Помимо примера друзей-самоубийц некоторые другие явления в сети могут увеличивать риск суицидальных попыток: это общий недостаток друзей и ситуация, когда ваши друзья друг с другом не дружат (то есть низкая транзитивность вашей сети). Девочки-подростки (но не мальчики), чьи друзья между собой не дружат, часто сталкиваются с конфликтом жизненных норм, а это может вызывать стресс. Такая ситуация увеличивает вероятность появления суицидальных мыслей более чем в два раза35. Этот эффект можно описать словами «Если вы двое не можете поладить, я убью себя!»

«Заражение» идеей самоубийства изредка встречается и среди взрослых людей. Исследование 1,2 миллиона человек, Живших в Стокгольме в 1990-х годах, выяснило, что мужчины (но не женщины), на работе у которых кто-то совершил самоубийство, могут покончить с собой с вероятностью в 3,5 раза

большей, чем в нормальной ситуации36. Интересно отметить, что точно так же, как и с ожирением, которое, как мы выяснили, передается от коллеги к коллеге только в относительно маленьких компаниях, самоубийство одного человека повышает для других риск повторения его поступка только на фирмах, в штате которых менее сотни работников, поскольку вероятность близкого знакомства с жертвой на таких предприятиях больше, чем на крупных.

В течение нескольких последних десятилетий в США наблюдается вялотекущая, но охватывающая широкие слои населения эпидемия самоубийств. Исследование 1997 года выяснило, что за предыдущий год 13 процентов американских подростков серьезно подумывали о том, чтобы покончить с собой, а 4 процента пытались это сделать37. Более того, 20 процентов подростков сообщили, что у них есть друг, совершивший в прошлом году попытку самоубийства. С 1950 до 1990 года процент удавшихся суицидальных попыток среди молодежи от 15 до 24 лет вырос с 4,5 до 13,5, на 100 тысяч человек38. Интересно, что в этот же период наблюдалась эпидемия инсценированных самоубийств. Анализ киносюжетов, хранящихся в сетевой базе данных INDB. сот, показывает, что общее число фильмов, в сценарии которых присутствует самоубийство, выросло с приблизительно 1 процента в 1950 год до более чем 8 процентов в 199039. Связаны ли эти два явления и какое из них первично, сказать трудно. Но ясно, что отношения, способные сделать нас счастливыми, могут также заставить нас задуматься о самоубийстве.

Наши рекомендации