Друзья вашего друга могут служить причиной того, что вы набираете лишний вес
Не только микробы передаются от человека к человеку. Привычки тоже могут передаваться, а многие из этих привычек сильно влияют на состояние здоровья. Нередко подростки, следуя примеру сверстников, порой меняют свои привычки в еде - посмотрите на распространение среди девочек-подростков моды на диеты. Незнакомые люди тоже могут оказывать воздействие: если человека случайно посадить за столом рядом с незнакомцем, который ест много, он и сам съест гораздо больше, чем обычно. Мы делаем это не отдавая себе отчета, поэтому ученые назвали такой эффект «бессознательная еда»13. Похоже, мы просто не можем не копировать окружающих.
Но оказывается, что мы копируем не только тех, кто сидит с нами в одном классе или за одним столом, — мы склонны уподобляться и тем людям, которые от нас гораздо дальше. Подобно распространению микробов, другие связанные со здоровьем явления тоже могут передаваться от человека к человеку по длинной цепочке.
Нашей первой попыткой понять, как этот механизм работает, стало изучение проблемы ожирения. Мы обратились к данной теме, потому что со всех сторон только и говорят о том, что в Соединенных Штатах разразилась «эпидемия» ожирения. Фраза сразу навевает мысли о каком-то неконтролируемом бедствии. И действительно, слово «эпидемия» имеет два значения: во-первых, оно используется, когда некое состояние начинает встречаться чаще обычного. Во-вторых, оно подразумевает заражение и быстрое распространение.
Всем очевидно, что распространенность ожирения постоянно увеличивается. Стандартный способ оценить степень ожирения - индекс массы тела (ИМТ - это вес в килограммах, разделенный на рост в метрах в квадрате). Нормальным считается ИМТ в диапазоне от 20 до 24; показатель 25-29 - это полнота, от 30 и выше - ожирение. С 1990 по 2000 год процент американцев, страдающих ожирением, вырос с 21 до 33 процентов, а в целом людей с избыточным весом в США сейчас 66 процентов. Однако неясно, можно ли считать ожирение эпидемией во втором значении этого слова. Или это только метафора? Передается ли ожирение от человека к человеку? А если да - то как?
Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, нам нужны были данные особого рода. Получить эти сведения было непросто, потому что мы должны были узнать очень много о целой группе людей, а также о связях между ними. Необходимо было составить базу данных, которая бы содержала точную информацию о положении этих людей в широкомасштабной сети и о структуре их связей: с кем они знакомы, с кем знакомы их знакомые, кого знают знакомые их знакомых и так далее. Кроме того, нам нужно было знать вес, рост людей и множество других сведений. И все эти данные должны были быть представлены в динамике по времени и предполагали долговременное наблюдение за всеми членами сети. Когда мы заинтересовались проблемой ожирения, не существовало ни одной базы данных, в которой бы содержались все эти характеристики.
Мы решили не опускать руки и обратились к одному эпидемиологическому исследованию, известному как Фрамингемское кардиологическое исследование, которое проводится во Фрамингеме, городке к западу от Бостона, штат Массачусетс, с 1948 года. Благодаря этому знаменитому проекту врачи узнали очень многое о так называемых детерминантах (определяющих факторах) сердечно-сосудистых заболеваний. В начале этого исследования около двух третей взрослого населения Фрамингема подписали свое согласие на периодическое - раз в два года - медицинское обследование. Как это ни удивительно, те из них, кто до сих пор жив, продолжают проходить эти осмотры. Хотя первоначально все участники эксперимента жили во Фрамингеме, многие с тех пор переехали в другие города Массачусетса и даже другие штаты. Их дети, и даже внуки тоже согласились участвовать в периодических обследованиях, начатых в 1971 и в 2001 годах соответственно, и теперь сведения об их здоровье регулярно заносятся в базу данных.
Совершенно случайно мы узнали, что для Фрамингемского кардиологического исследования велись подробнейшие дополнительные записи, чтобы сотрудники могли каждые два-четыре года связываться с участниками и напоминать им о повторном обследовании. Мы не поверили своему счастью, потому что эти сведения - которые до этого никогда не использовались в научных целях - содержали детальную инфор-мацию о друзьях, родственниках, коллегах и соседях каждого участника. А поскольку Фрамингем - довольно тесное сообщество, многие люди, которые были названы в качестве друзей, родственников, коллег и соседей участников эксперимента, и сами оказались его участниками. Таким образом, мы смогли, пользуясь этими записями, скрупулезно восстановить социальные сети всех испытуемых. В конечном итоге нам удалось составить схему с более чем 50 тысячами связей (не считая соседских отношений) для группы из 5124 человек в рамках более обширной сети, состоящей из 12 067 человек. Мы также смогли проанализировать, как эти связи менялись с 1971 года по настоящее время, и связать данные новой социальной сети с ранее существовавшими сведениями о весе, росте и другими важными характеристиками участников.
Чтобы лучше понять эти комплексные данные, первым делом мы составили схему сети. Мы хотели проверить, не будут ли сразу на глаз видны группы толстых и худых людей (как показано на цветной вклейке З)14. Хотя группы тучных и нормальных людей на схеме легко различимы, структура этих групп невероятно сложная. Поэтому мы использовали специальные математические методы, чтобы убедиться, что перед нами действительно разделение на группы и что это разделение - не чистая случайность. Как мы обнаружили, с удивительной регулярностью, которая проявляется и в других процессах в сетях, объединение в группы подчинялось правилу трех рубежей влияния: человек, страдающий ожирением, с большей вероятностью имел друзей, друзей друзей и друзей друзей друзей, которые тоже страдали ожирением, чем это можно было бы ожидать по теории вероятности. А человек с нормальным весом обычно тоже вплоть до третьего рубежа отдаления общался с людьми, ожирением не страдающими. После третьего рубежа такие группы переставали распознаваться.
На самом деле похоже, что люди занимают в сети определенные области, где набирать вес или худеть стало чем-то вроде местного стандарта. Обычно такие области охватывают от 100 до 200 связанных между собой людей. Это открытие иллюстрирует еще одно общее свойство всех больших сетей: внутри них образуются сообщества, и эти сообщества определяются не только внутренними связями, но также и идеями и нормами, которые разделяют их члены. Идеи и нормы возникают в группе, в ней же поддерживаются и отчасти зависят от конкретной структуры связей того участка сети, где находится данный человек.
Нашей следующей задачей было показать, что группы тучных и здоровых людей в социальной сети образуются не просто потому, что люди со сходным весом стараются держаться вместе (гомофилия), или потому, что на них действуют одинаковые факторы окружающей среды (вмешивающийся фактор), - вопросы, знакомые нам по исследованиям эффекта вдовства и другим межличностным взаимодействиям. Мы хотели выяснить, существует ли здесь причинно-следственная связь - то есть заставляет ли излишний вес одного человека набирать вес окружающих, есть ли своего рода социальная заразность? Разобраться с влиянием гомофилии было достаточно просто: в свой анализ мы включили информацию о том, каких друзей человек выбрал, и таким образом учли склонность людей дружить с себе подобными. Но вмешивающийся фактор требовал к себе другого подхода.
Предположим, Николас и Джеймс дружат. Мы спрашиваем Джеймса: «Кто твой лучший друг?» И Джеймс отвечает: «Николас». А потом мы задаем тот же вопрос Николасу - и он называет кого-то третьего. Это значит, что, хотя Джеймс и Ни-колас - друзья, Николас, скорее всего, оказывает на Джеймса большее влияние, чем Джеймс на Николаса. А если Джеймс и Николас называют друг друга (то есть, они взаимные лучшие друзья), тогда их дружба, вероятно, более тесная, чем если бы только один из них назвал второго. Поэтому мы можем предположить, что самое сильное влияние будет наблюдаться между взаимными лучшими друзьями.
Теперь предположим, что вмешивающийся фактор - единственная причина сходства в весе между друзьями. Ведь если Джеймс и Николас начнут проводить время в новом ресторане быстрого питания, который только что открылся неподалеку, они оба могут растолстеть (вмешивающийся фактор), а выглядеть это будет так, будто один из них влияет на другого. Но они растолстеют независимо от того, кто из них кого назвал другом. Это значит, что и взаимные друзья, те люди, которых мы называем друзьями, и те, которые считают друзьями нас, оказывают одинаковое влияние. Если, с другой стороны, будет наблюдаться разница в набранном весе, можно сделать вывод, что вмешивающийся фактор - не единственная причина сходства. Гамбургеру, от которого они оба толстеют, все равно, кто кого называет другом.
Разница в наборе веса в зависимости от характера дружеских связей - это именно то, что мы обнаружили. Если у чьего- то взаимного друга начиналось ожирение, это в три раза повышало риск самого человека стать тучным. Более того, взаимные друзья оказывают в два раза более сильное влияние, чем друзья, которых мы называем друзьями, а они нас нет. И, наконец, мы не испытываем никакого влияния со стороны людей, которые нас считают друзьями, а мы не отвечаем им взаимностью. Другими словами, если Николас не считает Джеймса своим другом, Джеймс на него никакого влияния не оказывает, даже если сам называет Николаса другом.
Мы обнаружили, что, кроме дружбы, склонность к ожирению может передаваться от человека к человеку по многим другим социальным связям, если это тоже близкие отношения. Друг на друга влияют супруги, братья и сестры. Коллеги - если компания маленькая и все друг друга знают. Кроме того, воздействие может передаваться между людьми, которые не близки, если промежуточные звенья связаны между собой такими тесными связями. Вы можете не знать этого человека лично, но коллега мужа вашей подруги окажется причиной вашего ожирения. А приятель подруги вашей сестры склонит вас к похудению.
Следующим этапом нашего исследования стала серия видеомультипликаций, которая показывала изменения массы тела и связей в социальной сети на протяжении тридцати двух лет. Когда мы только начинали эту работу, думали, что сможем наглядно увидеть, как эпидемия распространяется. Надеялись, что будет наглядно видно: вот один человек толстеет - и волна ожирения расходится от этого человека: сначала к тем, с кем он общается лично, потом на расстояние двух рукопожатий, затем трех. И все это разворачивается и во времени, и в социальном пространстве. Образ, сложившийся у нас в голове, был вызван известным многим физическим экспериментом: в пруд со спокойной водой бросают камешек, от него расходятся концентрические круги волн. Если волны доходят до берега, они от него откатываются, а при определенных обстоятельствах волны могут усиливать друг друга; иногда их гребни и впадины образуют «стоячие волны», которые, кажется, не двигаются. Точно так же мы ожидали увидеть концентрические круги в социальной сети: с «гребнями и впадинами» из людей с избыточным и нормальным весом.
Однако, когда мы посмотрели получившуюся анимацию, картина оказалась гораздо более сложной. Казалось, люди набирают вес хаотично по всей сети. И мы поняли, что подходящим сравнением будет не один брошенный в пруд камешек, а целая горсть камней, рассыпанная по большой поверхности воды, когда возникшая рябь мешает разглядеть влияние отдельного камня и его волн. Безусловно, ожирение может распространяться. Но оно не распространяется из одной-единственной точки, а социальные контакты - не единственные стимулы для набора веса. Люди начинают много есть, бросают занятия спортом, разводятся, теряют любимых, бросают курить или начинают пить. И каждое из этих изменений может стать эпицентром новой эпидемии ожирения, наподобие тысяч накладывающихся друг на друга землетрясений, которые ежегодно сотрясают тектонические плиты нашей планеты. Анимационный ролик помог нам понять очень важную вещь: для ожирения нет «нулевого» пациента, эта эпидемия начинается не в одной точке, а сразу во многих.
Когда результаты нашего исследования, говорящие о том, что ожирение заразно, были опубликованы в 2007 году, последовала бурная реакция. Мы получили сотни электронных писем и встретили сотни постов в блогах, посвященных нашей работе. Некоторые люди возмущенно восклицали: «Ну, естественно, ожирение распространяется, как повальное увлечение!» В конце концов, в моду входят то одни, то другие типы фигуры, не правда ли? Сейчас в моде хрупкая фигура недокормленного ребенка, а на следующий год - пышная бразильская супермодель. Любой человек, интересующийся военной историей, увидит разницу в типах мужских фигур, сравнив фотографии солдат Второй мировой и Иракской войн, ожидающих отправки на фронт. «И, кстати, - отмечали наши критики, - какую кучу денег потратили социологи, чтобы доказать очевидное!» Но другие реагировали совершенно обратным образом, хотя и с неменьшим негодованием, на наше предположение, что такая личная, интимная, медицинская вещь, как набор лишнего веса, может быть даже отдаленно связана с непостоянством вкусов публики. «Вес никак не может быть заразным! - говорили они. - Все знают, что ожирение - это результат работы генов, гормонов и разнообразных действий самих людей. В вашем исследовании что-то не так. Да и, кстати, какую прорву денег вы потратили!»
Но теперь мы знаем, что ожирение заразно. Со времени публикации нашей работы мы, как и еще три другие независимые группы ученых, выявили случаи «заражения» ожирением в определенных популяциях15. И в этом знании присутствуют одновременно и здравый смысл, и новизна. Но как происходит заражение ожирением? Какие еще явления, связанные со здоровьем, могут передаваться подобным образом? И какие выводы нужно сделать, если мы знаем, что основные показатели нашего здоровья зависят от показателей людей, которые находятся не только рядом с нами, но и далеко от нас в нашей социальной сети?