Бывшая любовь вашей бывшей любви
За последнее десятилетие было проведено огромное количество исследований структуры социальных сетей и их роли в распространении ЗППП. Поскольку эти работы фокусируются на изучении легко определяемых и отслеживаемых возбудителей и поскольку секс сам по себе является доказательством связи между двоими людьми, ученые получают возможность узнать, как пары людей объединяются с другими в сложные сетевые структуры. Кроме того, можно выяснить, как этот процесс, в свою очередь, влияет на социальное поведение отдельного человека и на распространение вирусов и других возбудителей болезней. При изучении распространения ЗППП становятся очевидными эмерджентные свойства сетей - то есть что представляющее интерес явление можно понять, только рассматривая всю группу в целом, а не ее отдельных членов или пары. Риск человека заболеть зависит не только от его собственного поведения и поступков, но и от поведения и поступков других. И некоторые из этих других могут находиться в сети от него очень далеко.
Используя данные «Исследования здоровья подростков», социологи Джеймс Муди и Кейтрин Стовел в соавторстве с Питером Берманом составили полную схему сексуальной сети старших классов средней школы среднего размера на Среднем Западе с преимущественно белыми учащимися. Основой для работы послужили ответы школьников на вопросы об их романтических отношениях за предшествующие восемнадцать месяцев. Эта школа, которой исследователи дали псевдоним «средняя школа Джефферсона», находится в районе, внешне очень напоминающем округ Рокдейл. Муди и его коллеги обнаружили, что неожиданно большая часть учеников - 52 процента, у которых
Сеть из 288 учеников, имевших романтические отношения, в «средней школе Джефферсона» по данным Общенационального лонгитюдного исследования здоровья подростков. Серые кружки обозначают девочек, а черные - мальчиков. В тексте обсуждаются кружки А, В и Х
были романтические отношения, входили в огромный элемент общей сети, напоминающий «длинную цепочку связей, протянувшуюся через популяцию и похожую на телефонную линию в сельской местности, где от основного провода отходят соединения с отдельными домами». Эта сеть в форме колеса с втулкой и спицами, состоящая из 288 школьников, особенно замечательна отсутствием избыточных связей: большинство учеников соединены с общей сетью всего одной связью, как видно на рисунке. То есть эта сеть имеет низкий уровень транзитивности.
Муди и его команда выявили два важных правила, касающиеся социальных - а в данном конкретном случае сексуальных - взаимоотношений в старших классах средней школы, которые оказывают на структуру этой сети огромное влияние. Во-первых, обычно люди находят похожих на себя партнеров (уже знакомый нам принцип гомофилии; здесь он подразумевает класс, расу и так далее). Во-вторых, видимо, в школах действует правило: не встречайтесь с предыдущим партнером нынешнего партнера твоего бывшего партнера.
Наверняка вам пришлось перечитать это правило несколько раз, прежде чем вы его поняли. Мы также уверены, что вы не записывали это правило большими буквами на первой странице вашей маленькой черной записной книжки, когда сами учились в школе. Тем не менее, если вы вспомните всех своих партнеров, мы думаем, вряд ли вы найдете хоть один случай, когда бы вы его нарушили. Простой способ проверить это - задать себе вопрос: «Обменивался ли я когда-нибудь партнерами со своим лучшим другом?» Почти наверняка ответ будет отрицательным.
Правило «никаких обменов партнерами» - прекрасный пример того, как социальные процессы определяют общую структуру сети, хотя ее участники этого не осознают и повлиять на процессы не могут. То есть люди следуют простому на первый взгляд правилу (осознанно или бессознательно), а потом оказываются встроенными в сеть с определенной структурой. Они не могут сколько-нибудь значительно повлиять на общее строение сети, хотя сами ощутимо испытывают на себе ее воздействие: именно структура сети определяет, с кем они вступят в сексуальные отношения и будет ли у них риск заразиться ЗППП.
Интересно, что это правило на первый взгляд противоречит моделям поведения, которые мы обсуждали в предыдущей главе. Многие люди заводят роман с человеком, который когда-то был отделен от них тремя рукопожатиями, а здесь перед нами правило, что нельзя вступать в связь с другом друга вашего друга. В чем разница? Оказывается, огромное значение имеют пол и конкретная последовательность сексуальных контактов. Как правило, самая тесная дружба складывается между людьми одного пола, поэтому обычное развитие событий таково: гетеросексуальная пара знакомит между собой своих друзей (подруге женщины представляют друга мужчины). Если они друг другу понравятся, у них может начаться роман. Однако, если женщина решит бросить своего возлюбленного и начнет встречаться с его лучшим другом, брошенный возлюбленный и ее (возможно, теперь бывшая) лучшая подруга вряд ли об разуют новую пару.
За исключением культуры свингеров, расцветшей в 1970-х годах, в которой принято обмениваться женами и мужьями, подобные сексуальные отношения с участием четырех человек всегда были редки в Соединенных Штатах. Возможно, это объясняется тем, что Муди с коллегами назвали проблемой «пришедшего вторым». Оба брошенных любовника проиграли соревнования кому-то из второй пары. Никому не интересно сражаться за бронзовую медаль на Олимпийских играх, и никто не хочет крутить роман с бывшей любовью его бывшей любви.
Распространение инфекций
Теперь, когда мы разобрались немного со структурой сети, давайте посмотрим, как эта структура влияет на циркуляцию. Представим себе, что девушка X в сети сексуальных партнеров, представленной на рисунке на с. 101, больна ЗППП. А вы - мужчина А. От X вас отделяет пять партнеров, и вы совершенно ничего не знаете о ее жизни: с кем она спит, что она думает, настаивает ли, чтобы ее партнер использовал презерватив, какими сексуальными практиками увлекается. Однако вы опосредованно связаны с этой девушкой, и то, что она больна ЗППП, имеет отношение к вашей жизни, как вы скоро поймете. Инфекция распространяется от человека к человеку и через пять шагов может добраться до вас.
А теперь представим себе, что связь, находящаяся от вас на расстоянии двух рукопожатий, прервалась - или потому, что прекратились отношения между этими двоими людьми (например, они больше друг с другом не спят), или потому, что они начали пользоваться презервативами (так что распространение инфекции прекратилось, даже если их роман продолжается). Вам больше не грозит подцепить ЗППП? Да нет, грозит. Потому что перед нами кольцевая сеть, и вы включены в это кольцо. Ее структура (которую вы не можете оценить, если у вас нет глобальной картины, представленной на нашей схеме) такова, что инфекция может пойти по кругу в другую сторону и все равно добраться до вас. Конечно, на это потребуется больше шагов. Но вы не защищены от того, что происходит с другими членами вашей сети, - в некоторых случаях, даже если они перестают заниматься сексом или предохраняются.
Теперь представьте себе, что вы мужчина В. Как и А, вы связаны с тремя сексуальными партнерами. И вас также отделяют пять партнеров от девушки X. Но в этом случае, если связь на расстоянии двух рукопожатий от вас прервется или прекратится, эпидемия вас не затронет. Ваше положение в сети значительно отличается от положения А, хотя вы и не можете об этом знать. Вы знаете только, что у вас было три сексуальных партнера - как и у мужчины А. Не имея перед глазами схемы всей сети, вы не сможете увидеть эту перспективу. Вы находитесь во власти сети, в которую включены, и единственное, что от вас хоть сколько-нибудь зависит, - это с кем вы будете связаны напрямую, но контролировать тех, с кем вы соединены опосредованно, вы никак не можете.
Чтобы понять, почему так важна структура сети, давайте сравним сеть «средней школы Джефферсона» с другой сетью со сходным количеством участников. На следующей иллюстрации представлена сеть из 410 преимущественно подростков мужского и женского пола, которых затронула эпидемия ЗППП, продолжавшаяся два года в Колорадо-Спрингс. Схема сети Колорадо-Спрингс показывает, что в ней, как и в сети школы Джефферсона, действует правило «Никаких обменов партнерами». Однако структура контактов тут гораздо сложнее, так что разрыв одной связи с меньшей вероятностью
человека от остальной сети. Например, обратите внимание,
что в обеих сетях у человека А - три сексуальных партнера, но в Колорадо-Спрингс у каждого из этих трех партнеров гораздо больше своих партнеров. Это увеличивает вероятность того, что один из партнеров А подхватит где-нибудь болезнь, а потом заразит ею А. Так что здесь действует простое правило: чем больше у вас связей с людьми в вашей сети, тем более вы восприимчивы ко всему, что по ней передается.
Большинство моделей распространения болезней предполагает, что существует «ядро» сексуально активных людей, которые распространяют инфекцию среди менее активных участников сети, находящихся на ее периферии. Кроме того, считается, что это ядро мешает эпидемии затухнуть, поскольку служит своего рода резервуаром для возбудителей болезни. Например, анализ сетей использовался для того, чтобы понять, почему в Соединенных Штатах существуют расовые различия в уровне распространения ЗППП. Социолог Эд Ломанн вместе с коллегами выдвинул теорию, что среди чернокожего населения уровень распространения ЗППП выше, чем среди белых, из-за