Смерть из-за разбитого сердца?
Если бы ученые - например, организаторы «Исследования здоровья подростков» - не проводили такую гигантскую работу по сбору данных, касающихся сексуальных и романтических отношений, мы бы знали очень мало о том, как сексуальные практики распространяются по социальным сетям. В главе 8 мы рассмотрим, как открытие доступа к огромным базам данных из Интернета способствует происходящей у нас на глазах революции в науке о сетях. Неудивительно поэтому, что и первые наблюдения за воздействием на нас социальных связей совпали по времени с первыми попытками собирать демографические данные в общегосударственном масштабе. Это случилось в XIX веке.
Когда в 1836 году британский парламент учредил Службу регистрации актов гражданского состояния для регистрации рождений и смертей, его целью было гарантировать правильный переход имущественных прав между разными поколениями поместного дворянства. Совершенно случайно эта служба создала заодно богатый задел для изучения связей между людьми. Человек, первым назначенный регистратором в только что организованное учреждение, не был обычным чиновником- бюрократом. Уилльям Фарр был врачом, происходил из простой семьи и отличался необыкновенными творческими способностями. Он решил использовать предоставившуюся ему возможность для создания первой в мире национальной системы демографической статистики. В течение четырех последующих десятилетий он анализировал статистические данные, что не входило в планы ни парламента, ни дворянства.
Демографическая статистика стала для Фарра тем же, чем галапагосские вьюрки для Дарвина: источником вдохновения для создания целой новой науки и ключом к пониманию самых разных аспектов человеческой природы. Сначала Фарр исследовал уровень смертности людей разных профессий - оптимальный способ социологической классификации болезней (его система используется до сих пор) - и смертность в разного рода
приютах для душевнобольных. Но в 1858 году, пользуясь данными, полученными во Франции, Фарр сделал еще более важное открытие. Его анализ показал, что люди, состоящие в браке, живут дольше овдовевших или одиноких.
Когда-то Фарр совершенно случайно ввязался в спор, начатый в 1749 году французским математиком Антуаном Де-парсье, изучавшим причины долголетия монахов и монахинь. Депарсье утверждал, что люди, следующие «благословенному одиночеству», живут дольше тех, которые не уходят от мира и не принимают обета безбрачия. Его современники-оппоненты возражали, что «подавление какой-либо физиологической функции [а именно сексуальной] пагубно для здоровья». Итак, был поставлен вопрос: полезен целибат для здоровья или нет?
В своей работе 1858 года «Влияние семейной жизни на смертность среди французов» Фарр впервые убедительно ответил на этот вопрос. Он смог документально подтвердить преимущества брака и, с другой стороны, негативные последствия для здоровья холостяцкой жизни или вдовства. Вот как Фарр это излагает: «Серия удивительных наблюдений, охвативших всю территорию Франции, позволяет нам впервые определить влияние семейной жизни на население». Фарр проанализировал данные о 25 миллионах взрослых французов и пришел к выводу: «Брак - это здоровое состояние. Одиночка скорее погибнет во время своего путешествия, чем люди, связанные семейными узами»31. С помощью подробных таблиц он показал, что, например, в 1853 году среди мужчин в возрасте от 20 до 30 лет было 11 случаев смерти на 1000 одиноких, 7 на 1000 женатых и 29 на 1000 вдовцов. Для мужчин в возрасте от 60 до 70 лет цифры соответственно 50, 35 и 54 на 1000 человек.
Примерно такая же картина складывается и у женщин, Хотя Фарр отмечает, что для женщин молодого возраста быть незамужем (и, возможно, девственницами), скорее всего полезно для продления жизни. Фарр предположил, что такие показатели отражают повышенную смертность при родах среди замужних женщин - по его словам, из-за «мук вынашивания детей», - что было обычным делом в те времена.
Вскоре после работы Фарра другие ученые тоже начали обсуждать возможные причины, по которым брак продлевает жизнь. Как ни удивительно, их объяснения до сих пор представляют для нас интерес, хотя теперь многое стало гораздо понятнее, чем это было 150 лет назад. Анализ того, как связь между двоими людьми продляет им жизнь, помог подготовить почву для понимания, как влияют на наше здоровье связи между многими людьми в сложных социальных сетях, что мы и рассмотрим в следующей главе. Кроме того, этот анализ заложил основу науки о сетях в наиболее общем смысле этого слова: применительно к множеству самых разных явлений. Пара - это простейшая социальная сеть из всех возможных, и состояние здоровья людей, состоящих в браке, прекрасно иллюстрирует, как работают связи и влияние.
Некоторые ученые конца XIX века спорили с тем, что семейная жизнь полезна для здоровья. На самом деле, как они заявляли, брак кажется благотворным для здоровья из-за смещения оценки, вызванного процессом выбора. Нездоровые люди просто имеют меньше шансов завести семью, а здоровые - больше. В 1872 году голландский врач Дуве Любак написал, что те, кто «страдает от физических или душевных болезней или покрыт позором», обычно не могут вступить в брак, так что это только кажется, что женатые люди здоровее благодаря семейной жизни32. А математик Баренд Турксма в 1898 году утверждал, что «человек, у которого слишком мало жизненной силы, так что он едва может обеспечить себя самого, почти всегда вынужден проводить жизнь в одиночестве»33. То есть те же самые факторы, которые уменьшают продолжительность жизни, - будь то бедность, душевные заболевания или любые другие социальные, умственные или физические недостатки - ответственны за неспособность человека создать семью. Таким образом, оппоненты теории Фарра ставят трудный вопрос: что первично - здоровье или брак?
В XIX веке ученые не смогли на него ответить. Неопределенность сохранялась целое столетие, пока в 1960-х годах не появилось сразу множество работ на эту тему. Важнейшей из них стала статья, опубликованная в британском медицинском журнале «Ланцет», которая называлась «Смертность среди вдовцов» и тоже пользовалась статистикой, собранной Службой регистрации актов гражданского состояния34. В статье был проведен анализ смертности среди 4486 вдовцов в течении первых пяти лет после смерти супруги. Ученые сделали то, чего не смог сделать Фарр: они регулярно наблюдали за этими мужчинами и фиксировали, когда именно их здоровье подвергалось наибольшему риску. Оказалось, что уровень смертности был на 40 процентов выше ожидаемого в первые полгода после смерти супруги, а потом возвращался к норме. Такое резкое повышение уровня смертности с тех пор отмечали неоднократно и в других работах. Непосредственная близость по времени между смертью супруги и периодом повышенного риска смерти для вдовца стала первым кирпичиком доказательства причинной связи между этими смертями. Что-то, появляющееся при наличии связи, улучшает здоровье, и что-то при ее потере наносит здоровью вред - хотя бы на время.
Если не списывать все на случайность, существует три основных объяснения этого явления. Во-первых, подобно ученым XIX века, авторы появившейся в XX веке статьи в «Ланцете» отмечают возможность гомогамии. Как они пишут, гомогамия - это «склонность здоровых людей жениться на здоровых, а больных - на больных». Если пара состоит из двоих больных людей, то нечего удивляться тому, что за преждевременной смертью одного супруга последует преждевременная смерть другого. Просто с самого начала они оба были нездоровы.
Второе объяснение, которому начали уделять серьезное внимание в 1960-х годах, предполагает, что причиной является неблагоприятная обстановка, в которой жили оба супруга. Возможно, они оба подвергались воздействию каких-то вредных факторов, которые повышали риск смерти, - например, присутствие в окружающей среде токсинов или попавший в аварию автобус. Если они оба пострадали во время аварии, но муж прожил немного дольше, мы, разумеется, не скажем, что причиной его смерти стала кончина жены, даже если они оба умерли один за другим. Это так называемая проблема вмешивающегося фактора, поскольку некое гипотетическое внешнее обстоятельство (токсины, автобус) мешает ученым разобраться, что на самом деле происходит.
Третье и самое важное, как считал сам Фарр, объяснение состоит в том, что между браком и здоровьем действительно существует причинная связь. Анализируя вдовство и ухудшение состояния здоровья после потери супруги, авторы статьи в «Ланцете» справедливо отмечают, что смерть жены может повлечь за собой смерть мужа, и приводят забавное рассуждение, что, «возможно, вдовцы начинают плохо питаться, когда рядом с ними нет жены, которая бы за ними следила».
Существует множество биологических, психологических и социальных механизмов возникновения такой причинно- следственной связи между смертью супруга и ухудшением состояния здоровья как у мужчин, так и у женщин. Как отмечают авторы статьи в «Ланцете», «слезы, нарушенная координация и запоры не могут быть единственной реакцией организма [на потерю супруга], и, какими бы ни были остальные реакции, наверняка их побочным эффектом будет снижение устойчивости к различным болезням». Другие ученые того же времени называли влияние вдовства «смертью из-за разбитого сердца». В конце концов эту метафору начали воспринимать буквально и искать - а потом и находить - доказательства того, что после смерти второй половины риск возникновения сердечных приступов резко возрастает35. Связь между супругами влияет и на их тело, и на душу.
Интересно, что все три объяснения - гомогамия, вмешивающийся фактор и реальная причинно-следственная связь - подходят не только для изучения семейных пар и попыток понять, полезен ли брак для здоровья. Как оказалось, они справедливы и для других явлений, совершенно не связанных со здоровьем, а, также для функционирования социальных сетей в целом. Например, когда мы рассматриваем распространение эмоций в семье, нам приходится решать, действительно ли счастье переходит от одного члена семьи к другому, или это бабушка привела щенка, и все сразу обрадовались. Или возьмем экономический пример: Почему два друга бедны? Они подружились, потому что оба бедны? Они организовали общее дело и оба обеднели, потому что фирма обанкротилась? Или сначала один стал бедным, а потом второй последовал за ним, переняв привычку неправильно тратить деньги?