Правило 5: сеть живет своей собственной жизнью
Социальные сети могут обладать свойствами и функциями, которые не только не контролируются, но даже и не осознаются самими участниками сети. Понять эти свойства можно, только изучая всю группу и ее структуру в целом, а не анализируя ее отдельные элементы. Простейшие примеры таких сетей - дорожные пробки и паническое бегство толпы. Вы ничего не поймете в том, как образуются пробки на дорогах, расспрашивая человека, который мрачно курит возле своей машины, - несмотря на то что его обездвиженный железный конь тоже вносит свой вклад в создание затора. Среди более сложных примеров можно назвать культуру - явление, которое, как мы увидим, заключается в том, что группы не связанных между собой людей могут демонстрировать схожее поведение, никак не договариваясь между собой и даже не осознавая этого.
Многие простые примеры легче понять, если полностью игнорировать наличие у участников воли и сознания и считать этих людей «неодушевленными элементами». Давайте рассмотрим людские «волны», популярные среди болельщиков на спортивных мероприятиях. Впервые это явление, получившее название La Ola («волна»), привлекло к себе внимание ученых во время чемпионата мира по футболу 1986 года в Мексике. Оно проявляется в том, что сидящие рядом зрители одновременно вскакивают со своих мест и поднимают руки вверх, а затем быстро садятся на место. Выглядит это весьма впечатляюще. Группа физиков, занимающаяся изучением волн на поверхности жидкостей, так заинтересовалась этим вопросом, что они решили проанализировать записи La Ola, сделанные на огромных футбольных стадионах. Оказалось, что эти «волны» обычно распространяются по часовой стрелке и движутся со скоростью двадцать «мест в секунду»13.
Чтобы понять, как подобные «волны» возникают и распространяются среди людей, ученые использовали математические модели возбудимых сред. Эти модели обычно служат для изучения явлений неживой природы - например, распространение пожара в лесу или электрического сигнала в сердечной мышце. Возбудимая среда - это среда, которая мгновенно переходит из одного состояния в другое (например, дерево либо горит, либо нет) в зависимости от того, как ведут себя окружающие элементы (горят ли соседние деревья?). Эти модели довольно точно предсказывают социальные процессы, и благодаря им мы можем понять, как ведет себя «волна», ничего не зная о биологии или психологии людей. На самом деле даже наоборот - невозможно разобраться в природе «волны», анализируя то, как отдельный человек встает или садится. «Волна» не управляется парнем с мегафоном в руках, стоящим у штрафной скамьи. Она живет своей собственной жизнью.
Математические модели поведения стаи птиц, косяка рыб или роя насекомых, двигающихся синхронно, говорят нам о том же: движение группы не управляется централизованно, однако она обладает чем-то вроде коллективного разума, который помогает ее членам отпугнуть хищника или уклониться от него. Источник этого поведения находится не в отдельных особях, а обусловлен свойствами группы. Исследование полета стаи птиц показало, что птицы «принимают решение», куда им лететь, так, чтобы это «решение» отвечало стремлениям всех птиц. Более того: выбранное направление движения оказывается для стаи наилучшим вариантом. Каждая птица вносит свой небольшой вклад, и коллективный выбор стаи оказывается удачнее, чем был бы выбор любой отдельной особи14. Подобно явлению La Ola и поведению стаи птиц, социальные сети также подчиняются своим собственным внутренним правилам. И эти правила существуют отдельно от людей, сети образующих. Даже если речь идет уже не о болельщиках, развлекающихся на стадионе, а о тех, кто отдает свои органы для пересадки, толстеет или чувствует себя счастливым.
В таких случаях мы говорим, что социальные сети обладают эмерджентными свойствами. Эмерджентные свойства - это свойства целого, возникающие благодаря взаимодействию и взаимосвязи его частей. Что такое эмерджентность, можно понять, сравнив ее с пирогом: ни в одном ингредиенте пирога не содержится вкуса всего пирога. Также его вкус не складывается из вкусов использованных при его приготовлении продуктов - то есть это не что-то среднее между, например, вкусом муки и яиц. Вкус пирога - это нечто большее. Это и не просто сумма вкусов его ингредиентов. Аналогично, знание законов социальных сетей позволяет нам понять, как на самом деле - уже на примере человеческого сообщества - целое оказывается больше суммы своих составляющих.