Основа реализации здоровьесберегающих технологий – межсекторальное сотрудничество и системный подход.

Здоровьесберегающая технология - это целостная система, включает разнообразные технологии:

-медико-профилактические,

-физкультурно-оздоровительные,

-социально-психологические,

-здоровьесберегающие образовательные,

-воспитательные,

-коррекционные,

-профилактические,

-валеологическое просвещение родителей…

Они осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Классификация здоровьесберегающих технологий ( Н.К. Смирнов).

1.Медико-гигиенические технологии (МГТ). Основой сохранения здоровья в современном здравоохранения является – профилактика. На этом принципе осуществляется работа медицинского кабинета образовательного учреждения.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Роль фельдшера в организации здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Основой деятельности медицинского кабинета образовательного учреждения являются: профилактическая деятельность и реализация здоровьесбеоегающих технологий.

Медико-гигиенические технологии (МГТ). Основой сохранения здоровья в современном здравоохранения является – профилактика.

На этом принципе осуществляется работа медицинского кабинета образовательного учреждения:

-контроль и помощьв обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (организация питания, окружающей физической среды…);

проведение прививок учащимся;

-проведение санитарно-гигиенического просвещение и обучения учащихся, сотрудников учебного заведения, родителей;

-наблюдение за динамикой развития учащихся, уровнем состояния здоровья;

-организация профилактических мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа);

-оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет;

-участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья;

-создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам;

-осуществление контроля занятий физической культурой;

-проведение занятий лечебной физической культуры,

-занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников.

Б

Варианты медицинского профилактического консультирования. Краткое профилактическое консультирование пациента с выявленным фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний – повышенный уровень артериального давления.

Ответ. 1 ФР Повышенное артериальное давление.Повышенное АД может быть проявлением самостоятельного заболевания и фактором риска ССЗ, обусловленных атеросклерозом.

Даже при однократно обнаруженном повышении АД необходимо информировать пациента о необходимости контроля АД и, особенно, самоконтроля в домашних условиях. Рекомендовать приобрести домашний тонометр, периодически измерять АД вне зависимости от самочувствия и регистрировать результат.

Обсудить с пациентом факторы риска, способствующие повышению АД, обратить внимание на наследственность, сопутствующие заболевания.

Необходимо дать совет бросить курить, если пациент курит.

Важно контролировать массу тела или снизить ее при избыточности; ограничить потребление поваренной соли, ограничить и даже исключить потребление алкогольных напитков.

Все пациенты с повышением АД должны быть обследованы в соответствии со стандартом для уточнения диагноза.

При наличии показаний для диспансерного наблюдения пациента необходимо информировать об объеме и частоте его проведения в соответствии с утвержденным Минздравом России Порядком диспансерного наблюдения и мотивировать к его прохождению.

Варианты медицинского профилактического консультирования. Составьте алгоритм и проведите краткое профилактическое консультирование пациента с выявленным фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний – гипергликемия.

ФР гипергликемия. Информировать о целевых уровнях глюкозы крови натощак, после приема пищи. Рекомендуется ограничение простых углеводов и животных жиров, снизить избыточную массу тела, контролировать АД. При наличии в анамнезе повышений уровня глюкозы крови провести полное обследование пациента в соответствии со стандартами медицинской помощи, при показаниях направить пациента на консультацию к эндокринологу. Необходим контроль уровня глюкозы крови (рекомендовать контролировать уровень глюкозы в центре здоровья, кабинете медицинской профилактики или в домашних условиях - приобрести бытовой глюкометр).

3.Варианты медицинского профилактического консультирования. Краткое профилактическое консультирование пациента с выявленным фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний – курение табака.

Наши рекомендации