Манипуляции с зарождением человеческой жизни
Зачатие и рождение детей является одним из наиболее естественных результатов семейной жизни, задуманной и благословленной Богом. Писание рассматривает детей как Божий дар родителям, как чудесный плод их взаимной любви. Попытки иметь детей, вступающие в противоречие с первоначальным планом Бога, мы не считаем оправданными. Поэтому с особой озабоченностью мы наблюдаем за тем, как развитие современной биотехнологии приводит ко все более активному вмешательству в процесс зарождения человеческой жизни. В связи с этим Церкви особо отмечают, что жизнью человека нельзя распоряжаться по собственному усмотрению, как материальной ценностью.
Некоторые бездетные супруги настойчиво – любой ценой и какими угодно средствами пытаются завести ребенка, чему способствуют современные технологии зачатия с помощью донорских половых клеток. Однако донорское оплодотворение и суррогатное материнство неизбежно сопровождаются психологическими и социальными коллизиями не только между самими супругами, но позднее – в их взаимоотношениях с детьми, обретенными таким способом. Донорское зачатие и суррогатное материнство могут в будущем обернуться для ребенка тяжелым психологическим кризисом. Дети, зачатые от анонимного донора, могут впоследствии по неведению вступать между собой в браки, и в итоге будут иметь неполноценное потомство.
Церкви также выражают озабоченность в связи с широким распространением в нашей стране искусственного зачатия с использованием экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), при котором происходит умерщвление «лишних» эмбрионов. Мы считаем недопустимым для христиан использования технологий ЭКО, так как зарождение новой жизни не должно оплачиваться ценой других жизней.
Клонирование человека
Любую попытку размножения человека, выходящую за рамки Божьего первоначального плана о творении, мы считаем в корне недопустимой. Подобные деяния узурпируют прерогативу Бога как Творца и являются прямым вызовом Ему. Они лишают человека уникальности и свободы, низводя его до уровня материала для экспериментов. Клонирование человека извращает естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Не менее опасными являются и психологические последствия клонирования, такие, как потеря личностью самоидентификации. Ведь человек из творения Божьего низводится до механической копии живущего или жившего человека.
Даже клонирование изолированных клеток и тканей организма, хотя оно и не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике, должно осуществляться с непременным учетом этических аспектов подобных экспериментов. Необходимо помнить, что каждое человеческое существо является уникальным творением Божьим (Псалмы, 138:13‑16).
Пересадка органов
Другой получившей широкое распространение в наши дни практикой является пересадка органов и тканей (трансплантология).
Несмотря на то, что мы верим в телесное воскресение из мертвых при Втором Пришествии нашего Господа Иисуса Христа, мы понимаем, что, по словам апостола Павла, «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Послание Коринфянам 15:50). После смерти наши нынешние тела превратятся в прах, из которого они и были сделаны (Бытие 3:19). Для будущей жизни они не нужны. Поэтому дарение своих тканей или органов после смерти может стать особым знаком проявления любви к ближнему, хотя такого рода дарение не может восприниматься как обязанность человека.
Особым случаем является пересадка органов от живого донора. Подобный акт может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В такой ситуации согласие на изъятие органа становится еще более ярким примером проявления сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях для его здоровья эксплантации органа.
На наш взгляд, любовь и сострадание к ближнему являются единственными оправданными мотивами для трансплантации. Коммерциализация этого процесса в основе своей порочна и может привести к непредсказуемым последствиям.
Продление жизни и эвтаназия
Мы как христиане осознаем, что время нашей кончины находится в руках Господа. Поэтому продление жизни отдельных органов тела при наступлении клинической смерти далеко не всегда оправдано и, на наш взгляд, не является непременной обязанностью медицинского сообщества. Смерть является естественной, хотя и печальным моментом нашей нынешней жизни.
Мы не одобряем сокрытия от пациента информации о его тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного спокойствия. По сути, это лишает умирающего возможности осознания своих отношений с Господом и скорой встречи с Ним, возможности переосмыслить свой жизненный путь, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами.
В последнее время в обществе усиливается дискуссия об оправданности легализации намеренного умерщвления безнадежно больных (эвтаназия), в том числе и по их желанию.
Мы считаем, что человеческая жизнь является священным даром Господа, и только Он один имеет право распоряжаться ею. Из этого следует, что эвтаназия является формой убийства или самоубийства, то есть тяжким грехом перед Богом. Вместо того чтобы относиться с уважением к человеческой жизни, сторонники эвтаназии зачастую ставят ударение на социальные преимущества от элиминации «непродуктивных» сограждан до избежания «ненужных медицинских затрат». Будучи уверенными в том, что сверхъестественное исцеление возможно в любое время, мы считаем, что за неизлечимо больных необходимо молиться, а также делать все, что в наших силах, чтобы облегчить их физические страдания.