Отношение к табакокурению, алкоголизму, наркомании
Среди наиболее распространенных факторов риска, серьезно влияющих на увеличение заболеваемости и смертности, следует назвать такие широко распространенные вредные привычки как табакокурение, пьянство, употребление наркотиков. Церкви осуждают подобные привычки, так как они ведут к формированию зависимости и фактически разрушают человеческий организм.
Церкви предупреждают, что употребление алкоголя может вызвать психическую и физическую зависимость и привести к трудно излечимому заболеванию – алкоголизму. Именно пьянство зачастую становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания не только самой жертве недуга, но и близким людям, особенно детям.
Не менее пагубной является все более распространяющаяся наркомания – страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым перед темными силами. Особенно подвержены наркомании подростки и молодежь. Совершенно недопустимо навязывание физически и морально незрелым людям стереотипов поведения, предполагающих употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута общения.
Церкви считают, что основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм являются симптомами духовной болезни общества. Мы убеждены, что все традиционные меры профилактического, разъяснительного и репрессивного характера не достигнут цели, если не поставить во главу угла изменение системы ценностей молодежной культуры в сторону неприятия наркотиков и других психоактивных веществ. Столь масштабная задача может быть решена лишь путем объединения усилий всего общества для выработки и реализации целостной программы борьбы с наркоманией, включающей переориентацию молодежи и подростков, в том числе наркозависимых, на принципиально иные способы преодоления трудностей и приобретение истинно позитивного жизненного опыта, стереотипа здорового поведения.
Церкви с состраданием относятся к жертвам алкоголизма и наркомании и предлагают им духовную, профилактическую и реабилитационную поддержку в преодолении порока, ведя обширную просветительскую деятельность и открывая специализированные учреждения.
Отношение к психическим заболеваниям и психиатрии
Церкви рассматривают психические заболевания как одно из проявлений общей поврежденности человеческой природы, вызванной грехопадением. Некоторые болезни и недуги развиваются либо под бесовским воздействием, либо становятся следствием поработивших человека страстей. В соответствии с этими различиями представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к одержимости, что влечет за собой сомнительные процедуры изгнания злых духов или попытки лечения любых духовных болезней исключительно клиническими методами.
В области психотерапии наиболее плодотворно сочетание пасторской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священнослужителя.
Важно осознавать, что психическое заболевание не умаляет достоинства человека - он остается носителем образа Божия и нуждается в сострадании и помощи. Лечение душевнобольных должно осуществляться в атмосфере терпимости, безопасности и уважения к человеку. При выборе форм медицинского вмешательства следует руководствоваться принципом наименьшего ограничения свободы воли пациента.
Церкви категорически осуждают использование психиатрии в политических целях. Преступно помещать или содержать людей в психиатрическом учреждении по причине их религиозных, политических или иных убеждений.
Проблема ВИЧ/СПИДа
Церкви выражают обеспокоенность ситуацией с продолжающимся распространением ВИЧ/СПИДа в России.
Мы считаем, что борьба с распространением ВИЧ-инфекции не принесет ожидаемого успеха, если будет вестись лишь усилиями медицины и санитарного просвещения, делающего акцент исключительно на негативных последствиях ВИЧ/СПИДа для здоровья. Недостаточно эффективно, а подчас и вредно сексуальное просвещение, когда в качестве единственного средства профилактики ВИЧ-инфекции предлагаются средства, предохраняющие от заражения при половых отношениях.
Важнейшим элементом борьбы с распространением ВИЧ-инфекции должны стать целенаправленные усилия по укреплению духовных и нравственных норм в обществе. Особое внимание следует уделить воспитанию детей и подростков в духе уважения семейных ценностей и традиций, ответственности в отношениях между полами, преимуществ супружеской любви и верности, бережного отношения к своему здоровью, неприемлемости рискованного поведения, в том числе употребления наркотиков, в свете, милосердия и сострадания, идеалов гражданственности и общественного служения.
Церкви готовы сотрудничать с государством, общественными организациями и образовательными учреждениями в сфере нравственного воспитания детей и молодежи, развивая совместные образовательные программы по профилактике ВИЧ-инфекции с учетом национальных и культурных традиций. Церкви считают возможным сотрудничество с государственными и негосударственными организациями в программах, которые не противоречат фундаментальным духовно-нравственным и семейным ценностям.
Средства массовой информации и коммуникации, в первую очередь телевидение и Интернет, должны превратиться в инструмент борьбы с распространением ВИЧ-инфекции. Следует помнить, что информационные кампании по профилактике ВИЧ-инфекции и рискованного поведения не могут быть эффективными, оставаясь вне этических норм.
Церкви убеждены, что помощь людям с ВИЧ-инфекцией должна включать в себя не только медицинскую, психологическую, социальную, но и духовную поддержку. Важно обучать молодежь и волонтеров из членов Церквей отношению к ВИЧ-инфицированным в духе христианской любви и милосердия, оказывая им внимание и поддержку по примеру Христа, помня, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Тем самым верующие помогут страдающим обрести надежду во Христе, выйти из круга отверженных, победить депрессию и отчаяние, взять новый старт в жизни.
Протестантские общины предлагают и уже успешно практикуют такие направления деятельности:
– духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, приобщение подрастающего поколения к традиционным нравственным ценностям;
– развитие профилактических программ по приобщению детей и подростков к здоровому образу жизни;
– молитва о людях с ВИЧ-инфекцией, их семьях, общение и оказание им необходимой помощи;
– создание консультативных служб и телефонов доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа;
– содействие социальной реабилитации и защите прав людей, живущих с ВИЧ.
БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
Имея твердую уверенность, что человек создан Богом и для Бога, мы считаем необходимым высказать свою позицию в отношении нравственных аспектов научных открытий, особенно в такой области как современные биомедицинские технологии.
Аборт и контрацепция
В своей оценке намеренного прерывания беременности (аборта) мы придерживаемся традиционного для христианской Церкви взгляда, приравнивающего аборт к преднамеренному убийству человеческого существа, созданного по Божьему образу и подобию (Бытие, 1:27; Псалмы, 138:13-16; Иов, 31:15).
Широкое распространение и оправдание абортов мы рассматриваем как явный признак моральной деградации современного общества и угрозу будущему человечества. Верность библейскому учению о человеческой жизни с самого момента ее зарождения несовместима с признанием свободы выбора женщины в распоряжении судьбой плода.
Нередко женщины решаются на аборт из-за тяжелых жизненных обстоятельств, часто делающих воспитание ребенка неполноценным или невозможным. Поэтому мы считаем, что обязанностью Церквей и государства является социальная помощь матери и ребенку. Ответственность за убийство нерожденного ребенка несет не только мать, но и отец в случае его согласия на совершение аборта. То же касается и врача, делающего аборт.
Особого внимания, на наш взгляд, требуют вопросы применения противозачаточных средств (контрацепция).
Первоначальный план Божий для людей был дан еще в Книге Бытие. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1:28). Бог сотворил человека для того, чтобы он наполнял землю и владычествовал над нею. Большая семья считалась знаком Божьего благословения (Псалмы, 126:3‑5).
Мы также придерживаемся взгляда, что дети являются Божьим даром и благословением. О детях Господь печется уже с того времени, когда они находятся в утробе матери. Он желает, чтобы они рождались и воспитывались в достойных условиях любящими родителями. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Мы считаем, что решение о допустимости контрацепции должно приниматься при обоюдном согласии супругов. Христианские семьи в этом вопросе призваны искать волю Божью. Церкви выступают против средств и препаратов, обладающих абортивным действием, прекращая жизнь эмбриона.