Противопоказания к трудотерапии
§ Трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, патологии сознания, кататонии и проч.
§ Временно противопоказана при активном медикаментозном лечении, выраженных депрессивных и астенических состояниях, при наличии у больного негативизма к труду.
Принципы использования трудотерапии:
1. Труд больных должен быть результативным, и больной должен видеть результаты своей деятельности.
2. Необходим индивидуальный учёт выработки больных.
Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
Проблема взаимоотношений врач-пациент отечественной системой медицинского образования уделяется незаслуженно мало внимания. Наиболее остро от недостатка коммуникативных навыков страдают врачи первичного звена. Являясь первым представителем системы медицинского обслуживания, к которому обращается пациент в поисках помощи, врач общей практики (ВОП) вынужден принимать все претензии к несовершенству медицинской науки вообще и нашей системы здравоохранения в частности. Пациенты, доставляющие много хлопот лечащему врачу вне связи с состоянием их здоровья, легко идущие на конфликт, часто и необоснованно жалующиеся на врача, встречаются повсеместно. Принятый в англоязычных странах для их обозначения термин «heart-sink» patient перевести на русский язык можно только описательно – это пациент, одно представление о возможности повторного визита которого полностью деморализует врача, заставляет его сердце «уйти в пятки».
Для работы с такими пациентами используются различные технологии. Так в некоторых московских поликлиниках для предупреждения своих коллег о том, что пациент «проблемный» врачи используют специальные символы при маркировке амбулаторных карт.
Появлению «проблемных» пациентов способствуют 3 составляющие, в том числе чаще в сочетании. К 1-ой группе причин относятся характерологические особенности пациента, его психологические проблемы, а иногда – пограничные психиатрические заболевания, которыми он страдает. Вторая группа – проблемы функционирования врача (его переутомление, плохие коммуникативные навыки и т.д.), 3-я – проблемы функционирования системы медицинского обслуживания (перегруженность врачей, дефицит времени, выделяемого на обслуживание одного пациента, неадекватная медицинская информация, получаемая пациентом из третьих источников). Неэффективно организованная рабочая среда внутри поликлиники неизбежно приводит к снижению качества медицинского обслуживания и, как следствие, – к конфликтным ситуациям. Выполнение даже элементарных пожеланий пациента в условиях дисфункциональной поликлиники становится трудновыполнимым, а иногда просто игнорируется медицинским персоналом.
Психологические проблемы пациентов
Поскольку среди «проблемных» пациентов немало лиц с пограничными психиатрическими расстройствами, врачу прежде всего следует тактично выяснить эмоциональное состояние пациента В качестве диагностических инструментов ВОП могут использовать опросники для выявления депрессии, тревожности или соматоформных расстройств и по результатам тестирования принимать решение о самостоятельном назначении фармакотерапии либо о направлении пациента к психиатру.
Ответственность врача
Врач несет ответственность за свое эффективное функционирование: он должен уметь осознавать и критически оценивать свою эмоциональную реакцию на пациента. Задав себе вопрос: «Что именно в этом пациенте вызывает во мне столь негативную реакцию?», врач может выявить субъективные внутренние факторы, превращающие объективно нейтрального пациента в «проблемного». Продуктивной может оказаться попытка вспомнить, кого или что напоминает врачу данный пациент. Если врач не в состоянии самостоятельно справиться с задачей курации «проблемных» пациентов, нужно обратиться за помощью к коллегам – иногда мнение стороннего наблюдателя бывает весьма полезным.
Еще один способ выяснить причину «проблемности» пациента – анализ аудиозаписи консультаций. Как показывает наш опыт, многие врачи, прослушивая такую аудиозапись и наблюдая свое поведение со стороны, самостоятельно обнаруживают грубые дефекты в своих коммуникативных стратегиях.