Нейропсихологическая реабилитация.

Нейропсихологическая реабилитация (НПР) это, прежде всего:

1. ряд мероприятий, направленных на реабилита­цию определенного контингента больных (с локальными поражениями мозга различной этиологии: нарушения мозгового кровообращения, инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и др.);

2. НПР имеет свои задачи — восстановление нару­шенных психических функций (а не приспособление к дефекту) и промежуточные цели — преодоление изме­нений личности больных, негативных реакций, восста­новление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения и др.;

3. НПР имеет свои пути и методы реабилитации больных. Главный и единственно правильный путь реа­билитации этого контингента больных — это путь вос­становления психических функций;

4. НПР имеет и свои методы реабилитации, которые состоят по меньшей мере из двух групп. Первая группа методов направлена на восстановление нарушенных ВПФ, вторая — включает методы и мероприятия, направленные на восстановление личного и социального статуса больного путем апелляции к его личности, к окружающей среде, к общению с окружающими, к раз­личным видам деятельности. Нельзя понимать так, что при восстановлении ВПФ психолог, врач, дефектолог не опираются на личность больного, не вовлекают его в процесс обучения. Обе группы методов тесно взаимо­действуют, но на каждом этапе реабилитации то одна, то другая группа методов становится ведущей, но не изолированной. То же относится к задачам и целям НПР.

Главным и наиболее эффективным методом восста­новления функций является восстановительное обуче­ние, которое следует рассматривать не только как один из методов НПР, но прежде всего как наиболее эффек­тивный способ восстановления нарушенных психических функций, таких как речь, восприятие, чтение, письмо и др.

Задачи реабилитации таких больных могут быть полноценно решены только благодаря и вследствие восстановления нару­шенных психических функций. Сколько бы мы ни воз­действовали на личность больного, ни помещали бы его в нужную социальную среду, мы не сможем научить его говорить, писать, считать, читать. И пока больной не овладеет навыками речевых функций, памяти, вни­мания, интеллектуальной деятельности и др., процесс реабилитации не сможет протекать нормально и решать свои задачи. С другой стороны, восстановительное обу­чение также, как и весь процесс реабилитации, должно апеллировать к личности больного, но через определен­ные методы, которые должны воздействовать собственно на дефект и на личность больного, его эмоционально-волевую сферу. В этом и заключаются особенности взаимодействия системы НПР и одного из ее методов — восстановительного обучения неврологических и нейро­хирургических больных.

5. Конечной целью реабилитации больных яв­ляется возвращение их в нормальную, а не в упрощенную социальную среду. Эта цель может быть достигнута только путем преодоления основных дефектов.

6. Задачами восстановления ВПФ и восстановитель­ного обучения является восстановление нарушенных функций, восстановление деятельности человека.

От эффективного решения этих задач будет зависеть эффективность нейропсихологической реабилитации, за­дачамикоторой является восстановление личного и со­циального статуса больного, его положения в социаль­ном обществе, в различных его малых социальных груп­пах (семейных, профессиональных и др.), восстановле­ние всей системы отношений больного, имевшейся у него в преморбиде (иерархии мотивов, симпатий, антипатий, чувства долга, престижных моментов, ценностных ориен­тации и др.).

Нейропсихологическая реабилитация и восстановле­ние ВПФ тесно дополняют друг друга и взаимодействуют. Они связаны и структурно и функ­ционально, — решая разные задачи, они стремятся к единой цели — возвращению больных к нормальной со­циальной жизни.

Таким образом, нейропсихологическая реабилитация больных это системное воздей­ствие на дефект с помощью специальных методов, пре­дусматривающих также апелляцию к личности и к ма­лой социальной терапевтической группе больных, направ­ленное прежде всего на восстановление ВПФ (а не приспособление к дефекту), как на главную задачу, решение которой позволит привести к достижению ко­нечной цели — реабилитации больного, т. е. восстанов­лению его личного и социального статуса, возвращение в нормальную (а не упрощенную) социальную среду, к общественной и трудовой деятельности.

Наши рекомендации