Архивирование и резервирование информации средствами ОС. Программы – архиваторы.

Архиваторы – программы, позволяющие создавать и обрабатывать архивные копии файлов посредством алгоритмов сжатия. Полученные архивные файлы имеют меньший размер, чем оригиналы. Такой эффект достигается путем удаления из файлов избыточной информации. Для распаковки архивного файла и приведения его к первоначальному состоянию применяются обратные алгоритмы.

Сжатие информации— это процесс преобразования информации, хранящейся в файле, к виду, при котором уменьшается избыточность в ее представлении и соответственно требуется меньший объем дисковой памяти для ее хранения.

Архивный файл— это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виден служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации, размерах и т.п.

Архивация (упаковка)— помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.

Разархивация (распаковка)— процесс восстановления файлов из архива точно в таком виде, какой они имели до загрузки в архив. При распаковке файлы извлекаются из архива и помешаются на диск или в оперативную память

В случае резервного копирования речь идет о кратко- или среднесрочном дополнительном хранении данных, которые еще могут понадобиться пользователям в их работе. Если, например, в результате повреждения жесткого диска или по иным причинам текущие данные теряются, их удастся быстро восстановить. Так можно эффективно защитить данные от разного рода случайностей. Время хранения резервных копий массива данных устанавливается не слишком продолжительное

недель или месяцев.

Задачами резервного копирования являются:

· Обеспечение сохранности возможно более свежих рабочих данных при утрате или повреждении основных носителей рабочей информации.

· Обеспечение заданной регулярности создания резервных копий.

· Обеспечение заданного времени восстановления рабочей информации из резервной копии.

Архивированию, напротив, подвергаются данные, которые из категории активно используемых перешли в «статичное» состояние, поэтому к ним обращаются сравнительно редко. Их можно уже извлечь из резервной копии и сохранить в архиве.

Задачами архивирования являются:

· Обеспечение возможности просмотра старых версий файлов, в том числе файлов, уже удаленных с серверов локальной сети.

· Обеспечение надежного хранение архивных данных в течение установленного периода времени.

· Обеспечение заданного времени доступа к запрошенной архивной или рабочей информации.

Под целостностью данных понимается их корректность и непротиворечивость. В информационной безопасности целостность данных означает сохранность данных в том виде, в каком они были созданы. Для баз данных она означает целостность связей, которая исключает ошибки связей между первичным и вторичным ключами связанных таблиц.

Сохранность данных на рабочих местах пользователей обеспечивается применением средств архивирования и восстановления данных - специальных служебных программ, встроенных в современные операционные системы (Microsoft Windows Vista / XP).

Сохранность данных на серверах информационных систем обеспечивается с помощью специальных программно-аппаратных средств. Наиболее популярными среди них являются RAID-массивы и устройства резервного копирования данных.

Технология RAID (англ. Redundant Array of Independent Disks - избыточный массив независимых дисков) используется для повышения надёжности хранения данных и/или для повышения скорости чтения/записи информации. Вместо одного винчестера для хранения данных используется 2 и более винчестеров, объединенных в массив, который для операционной системы или системы управления базами данных представляется как один накопитель.

Поскольку любая современная информационная система строится на основе сети, система резервного копирования также должна быть сетевой, то есть обеспечивать сохранение данных, поступающих от всех узлов сети. В целом к сетевой системе резервного копирования выдвигаются следующие функциональные требования:

Построение системы по принципу «клиент-сервер». В применении к резервному копированию это означает:

- управление с выделенных компьютеров (серверов) резервным копированием во всей сети;

- удаленное резервное копирование данных, содержащихся на серверах и рабочих станциях;

- централизованное использование устройств резервного копирования.

Многоплатформенность. Современная информационная сеть зачастую является гетерогенной, т.е. ее серверная часть будет может работать в различных операционных средах. Соответственно и система резервного копирования должна полноценно поддерживать клиентов на самых разных аппаратно-программных платформах.

Автоматизация типовых операций. Процесс резервного копирования неизбежно содержит много циклов различных операций. Например, копирование может осуществляться каждый день в определенное время, причем ежедневная резервная копия должна храниться неделю и лишь по истечении этого срока соответствующий носитель можно использовать заново.

Поддержка различных режимов резервного копирования. Предположим, что каждый день необходимо создавать резервную копию некоторого набора файлов, например содержащихся в одном каталоге. Как правило, в течение рабочего дня изменения вносятся лишь в отдельные файлы, вследствие чего ежедневное копирование информации, оставшейся неизмененной с момента создания предыдущей резервной копии, является излишним. Исходя из этого, система должна обеспечивать различные режимы резервного копирования, то есть поддерживать возможность сохранения только той информации, которая была изменена с момента создания предыдущей копии.

Быстрое восстановление серверов сети после аварии. Сервер сети может выйти из строя по различным причинам, например из-за аварии системного жесткого диска или вследствие ошибок программного обеспечения, приведших к разрушению системной информации. В этом случае его восстановление требует переустановки операционной системы, конфигурирования устройств, инсталляции приложений, восстановления файловой системы и учетных записей пользователей. Все эти операции очень трудоемки, и на любом из этапов данного процесса возможно возникновение ошибок.

Таким образом, для восстановления сервера необходимо иметь резервную копию всей хранящейся на нем информации, включая системные данные, чтобы как можно быстрее привести его в рабочее состояние.

Резервное копирование данных в интерактивном (on-line) режиме. Характерной особенностью функционирования медицинских информационных систем является то, что они должны функционировать круглосуточно. Осуществить резервное копирование баз данных таких систем обычными средствами невозможно, поскольку они все время открыты. Исходя из этого система резервного копирования должна обеспечивать сохранение клиент-серверных баз данных в интерактивном режиме, без остановки системы и незаметно для пользователя.

Режим перекрестного копирования. Резервная копия данных должна создаваться на другом сервере. Это может быть специально выделенный для этого сервер или «зеркальный» (резервный) сервер. Таким образом, при выходе из строя аппаратного оборудования любого сервера сохраняется оригинал или копия данных.

Режим удаленного хранения. Сервер, хранящий копию данных, должен находиться в другом (удаленном) помещении или в другом здании. Тем самым предупреждается возможность потери данных в случае разрушения, подтопления или сгорания серверного оборудования. В самом простом случае режим удаленного хранения должен быть реализован как хранение сформированной архивной копии данных в другом защищенном помещении.

Режим шифрования резервной копии данных. Создание любой копии данных повышает не только сохранность данных, но и увеличивает риск их несанкционированного распространения. В силу этого, резервная копия данных, записанная на съемном носителе, должна быть зашифрована.

Средства защиты от вирусов

Компьютерный вирус — это программа, обычно обладающая способностью к саморазмножению. При этом созданные копии также могут размножаться, что и приводит к эпидемиям, когда вирус быстро оказывается на большом числе компьютеров, подключенных к локальной вычислительной сети или к сети Интернет. Большинство вирусов (но не все) обладают деструктивными свойствами, большинство из них распространяются скрытно. Некоторые, наоборот, заявляют пользователю о своем присутствии и активности.

Вирусы можно разделить на группы по их обобщающим особенностям.

· Сетевые вирусы

· Файловые вирусы

· Макро-вирусы

Проявления вирусов весьма различны. Это:

§ Сильное замедление работы компьютера.

§ Неожиданное появление на экране посторонних фраз.

§ Появление различных видеоэффектов (например, перевёртывание экрана) и др.

Наши рекомендации