Досуговые мероприятия в лагере

В распорядке дня в лагере выделяется время для совместной игры. Для здоровых участников (педагогов, волонтеров) проводится тренинг командообразования веревочный курс. Для этого в лагере существуют специально оборудованные площадки, скалодром, используется специальное снаряжение.

Для инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями «веревочный курс» проводится в качестве развлекательного мероприятия, когда ребенок (взрослый) при помощи веревок, карабинов и спусковых устройств может подняться, например, на 2-3 ступени скалодрома. «Веревочный курс» проводит инструктор по детскому и юношескому туризму.

Социально-психологическое значение лагеря для участников с интеллектуальными нарушениями

Процесс пребывания в лагере участников с ментальными нарушениями, но сохранными двигательными навыками, организован иначе, нежели процесс пребывания участников с тяжелой формой патологии развития.

Целью их пребывания в лагере является, прежде всего, возможность ежедневных спортивных тренировок на лошадях. Кроме того, в лагере дети самостоятельно готовят лошадь к занятию: чистят, седлают (в то время как в городских условиях у них не всегда хватает на это времени); изучают повадки и темперамент лошади. За счет этого постепенно пропадает неуверенность, связанная с объективным страхом перед лошадью. Вследствие этого значительно улучшаются их успехи в спорте.

В связи с тем, что участники социально адаптированы, им предоставляется относительная свобода, имеющая два основных ограничения: обязательство предупреждать персонал, если они покидают территорию лагеря; обязательство соблюдения режима дня. В условиях, когда рамки свободы расширяются, участникам легче выстраивать свое поведение, вследствие чего они учатся отвечать за свои поступки, что важно для их дальнейшей жизни.

Дети принимают посильное участие в разных видах дежурств: помогают на кухне и в конюшне, готовят сено и воду лошадям или хворост к вечернему костру. Таким образом, они оказываются включены в общий процесс организации, в общее жизненное пространство, где учитываются не только их интересы. Это способствует развитию самостоятельности, ответственности, умению считаться с желаниями окружающих. Кроме того, в лагере перед такими детьми ставится задача научиться адаптироваться к новым условиям жизни.

Дети активно включатся в процесс работы с маленькими детьми с тяжелыми двигательными нарушениями, осуществляют с ними совместные прогулки и игры, и тем самым учатся сопереживать и толерантно относиться к слабым. Они ощущают потребность в своей помощи, и это помогает им справляться с комплексами, связанными с собственными особенностями развития.

"В одной из смен мальчик так привязался к маленькой девочке с тяжелыми нарушениями, что их общение продолжилось в стенах интерната. Несмотря на то, что они жили в разных корпусах и имели разный уровень ментальных и физических нарушений, он часто посещал ее, играл вместе с ней, пока его не перевели в другое учреждение. Опыт такого общения и помощи более старшего и сильного слабому был очень полезен для них обоих" (И. Покровская, специалист по адаптивной физической культуре, сотрудник Детского дома-интерната №4 и Центра "Солнечный остров"; отрывок из анкеты обратной связи).

Требования, предъявляемые к персоналу лагеря

При своей очевидной эффективности, процесс реализации данного проекта, как уже было, отмечено выше, требует привлечения большого количества персонала.

К работе с детьми в качестве сопровождающих, среди волонтеров допускаются люди, достигшие восемнадцатилетнего возраста и имеющие стаж работы в интернате более года. В течение года они проходят семинары по организации игр с особыми детьми и бытовому обслуживанию. Все участники и персонал лагеря должны быть подготовлены к жизни в походных условиях. Среди них отбираются наиболее мотивированные к работе с инвалидами люди. Волонтерская инициатива в лагере также поощряется, но обязательно проговаривается с педагогами.

В проекте также принимают участие иностранные волонтеры, которые сотрудничают с благотворительной организацией «Перспективы» в рамках различных международных обменов.

Все сотрудники интерната обязательно имеют социальное или педагогическое образование и большой опыт работы.

Количественный состав персонала со стороны интернатных учреждений описан выше. Состав персонала смены со стороны Центра «Солнечный остров» включает следующих сотрудников: директор лагеря, педагог-организатор, от трех до четырех инструкторов по иппотерапии, функции которых могут выполнять некоторые сотрудники детского дома-интерната, имеющие соответствующее образование и навыки. Коноводами могут быть волонтеры, имеющие навыки верховой езды, а также спортсмены «Специальной Олимпиады» по конному спорту, которые сами являются участниками проекта.

В лагере также работает тренер по верховой езде, осуществляющий подготовку и обучение волонтеров и здоровых участников смены. Процесс обучения новым навыкам становится дополнительной мотивацией к участию в проекте.

Обязательным условием является присутствие врача или сотрудника, имеющего как минимум среднее медицинское образование. Тем не менее, в данном проекте, небольшая удаленность лагеря от крупного мегаполиса - г. Санкт-Петербурга (15-20 км) позволяет в случае необходимости обеспечить своевременную медицинскую помощь, без постоянного нахождения медицинского работника на территории лагеря.

Выводы

1. Уникальность программы лагеря заключается в том, что, являясь нестационарным, лагерь не является передвижным, и это единственная возможность организовать адаптированные под инвалидов походные условия.

2. Основой реабилитационной программы в лагере являются: иппотерапия, кондуктивная педагогика Петё и функциональная реабилитация, эффективность применения которых во много раз возрастает в условиях лагеря. Кроме того, только сидя на лошади, инвалиды с двигательными нарушениями имеют возможность совершать длительные прогулки в полях и по лесу, в то время как на колясках это сделать невозможно.

3. Семилетний опыт проведения подобных смен показал, что в обществе существует потребность в реализации подобных проектов для инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях. Сложившиеся за эти годы структура смены является готовой моделью для ее применения на базе других организаций, таким образом, достигается цель передачи опыта и развития туристических программ для инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями.

4. Значимость результатов проекта заключается в коррекции двигательных нарушений участников, которая, происходит за счет концентрированного применения различных методик, частоты их применения, обеспечения индивидуального подхода и стрессового фактора, связанного с кардинальной сменой бытовых условий. Необходимо отметить, что улучшения, как правило, носят отсроченный характер. Тем не менее, важно то, что программа дает толчок к развитию двигательных и социально адаптационных навыков участников.

5. Привлечение большого количества кадровых ресурсов позволяет обеспечить индивидуальную программу не только физической, но и социально-психологической реабилитации каждого участника, и максимально эффективно использовать методики, применение которых не так эффективно в стенах интерната.

6. Находясь в постоянном контакте с детьми в течение нескольких дней, волонтеры, участвующие в проекте, получают больше опыта и навыков, связанных с уходом и сопровождением детей с серьезными нарушениями. Это помогает им переосмыслить свои взгляды на проблемы людей с нарушениями развития.

ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ

Стец Н.И. инструктор по иппотерапии, тренер по конному спорту

Республика Беларусь, г.Минск

Едва родившись на свет, ребенок начинает учиться. Сначала его движения не имеют никакого смысла и цели. Это просто проявление активности. Постепенно образуется цепочка: махнул –ударился - чувствую что-то –посмотрю на это что-то,- и начинает формироваться своеобразный банк ощущений, движений и возможностей. Через многотысячный раз прохождения этой цепочки получится махнуть так, чтобы не удариться, а потом можно и достать то, что интересно, и попробовать, как оно ощущается. Ведь дети, в отличие от нас, посмотрев на предмет, не могут «почувствовать», какой он на ощупь. Представьте себе сосульку. Вы просто посмотрите на нее, и знаете, что если взять ее в руку, она холодная, гладкая и мокрая. И мы это знаем, просто посмотрев на нее.

Дети вначале изучают мир через рот. Там можно узнать - холодный, теплый, шершавый, гладкий. Затем становится возможным просто потрогать предмет, но потрогать обязательно, иначе не представишь. Это связано с созреванием коры головного мозга.

Новые ощущения, звуки и чувства накапливаются, создавая основу, на которой составляются по кирпичикам способности и навыки, создающие, в конечном итоге, самостоятельную самодостаточную личность, способную рассуждать и действовать. Однако так происходит не всегда. Когда что-то случается не так, на мозг воздействуют негативные факторы, происходит травма, ребенок с самого начала лишен возможности получать и воспринимать информацию в полном объеме. И вот он растет, приходит время для следующего этапа развития, а возможности почти не изменяются. Все больше он пользуется теми, совершенно неоправданными, зато единственно возможными, способами сделать что-то самостоятельно, тем временем все менее пластичным становится мозг, связочный и мышечный аппараты.

При нормальном развитии ребенок постоянно получает опыт и набирает ощущений именно от движений, сначала хаотических, затем постепенно более скоординированных и целенаправленных. Ребенок же с нарушениями не имеет возможности по различным функциональным причинам двигаться в таком же объеме, а зачастую, и двигаться вообще. В результате через некоторое время, когда у здорового ребенка происходит очередной скачок в развитии, базирующихся на том двигательном и сенсорном опыте, который у него накопился, и он выходит на новый уровень, дети с заболеваниями остаются все на том же месте, застревая на неотмерших, но уже не присутствующих по возрастной норме рефлексах.

У всех детей, как здоровых, так и больных, развитие двигательных функций происходит постепенно, с прохождением отдельных стадий. Этот процесс достаточно четко запрограммирован природой и зависит от степени зрелости нервной системы. Развитие же нервной системы в свою очередь стимулируется наличием определенных, уже приобретенных двигательных навыков. Таким образом, развитие двигательных функций - это непрерывный процесс обмена информацией между центральной нервной системой и ее исполнителями, то есть мышцами конечностей, шеи и туловища.

Затем на помощь развитию приходят рефлексы: защитный - ранний, формируется на 2-3 день жизни, при укладке ребенка на живот, голова рефлекторно поворачивается вбок. К концу первого месяца жизни в норме малыш уже поднимает голову вверх.

Следующий этап развития учит ребенка присаживанию и перевороту со спины на живот и наоборот. За это отвечает симметричный шейно-тонический рефлекс: когда ребенку, лежащему на спине, слегка пригнуть голову к груди, у него повышается тонус в мышцах-сгибателях рук и мышцах-разгибателях ног. Таким образом, малыш учится садиться из положения лежа.

Переворачиваться помогает ассиметричный шейно-тонический рефлекс: если в положении на спине повернуть голову ребенка в сторону, то его конечности со стороны поворота выпрямляются, а с другой стороны сгибаются, при этом активизируются мышцы спины, отвечающие за переворачивание тела.

Так, благодаря ряду врожденных рефлексов, которые включаются в определенном возрасте и, сыграв свою роль, отключаются, этап за этапом, происходит созревание двигательных функций ребенка. Задержка же такого «включения» или «выключения» рефлекса приводит к искажению возникновения двигательной функции или же к полному ее отсутствию, что и наблюдается у детей, больных детским церебральным параличом.

Развитие движений - сложный процесс. С одной стороны происходит поэтапное созревание всех отделов нервной системы, а с другой – сказывается воздействие внешних факторов. То есть ребенок со здоровой, правильно созревающей нервной системой, не получая адекватной двигательной нагрузки (например из-за заболеваний внутренних органов), будет отставать в своем развитии от сверстников. И наоборот, ребенок с поражением нервной системы, получающий специальные, адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, может догнать в двигательной активности своих сверстников.

В норме развитие идет скачками, имея свои собственные, заданные природой и генами, временные параметры. Подходя к очередному этапу, у ребенка должен сформироваться определенный багаж ощущений: от случайных касаний, препятствий, движений, когда что-то задеваешь, ощущаешь, - этот опыт накапливается, приходит время- и количество переходит в качество. Новое. И все происходит с начала, но уже с другой ступеньки, имея твердую основу пройденного опыта.

При неблагоприятном случае, вследствие травмы или другого отрицательного воздействия, младенец не имеет возможности сам помахать руками, почувствовать движение, возможно и наличие гиперкинезов. Прибавить к этому так же и средовое искусственное обеднение стимулами, ведь зачастую первые недели, а то и месяцы, дети проводят в больнице, где стерильность и отсутствие разнообразия - необходимая норма.

Это особенные дети. Им надо помочь. Помочь обогатить и наполнить банк двигательных ощущений, от сенсорных и тактильных раздражителей, пробиться всеми возможными путями к мозгу ребенка, который еще растет и развивается. Этапы развития идут, время у них четко ограничено, а возможностей у ребенка самостоятельно развиваться нет. И именно по этой причине иппотерапия может мягко, без лишнего негативного стресса для малыша, который привык к тепличным, «никаким» в плане разнообразия условиям жизни, добавить, накопить, набрать тот необходимый запас, не пропустить следующий этап, перейти на новый уровень функциональных возможностей.

Дети, страдающие врожденными заболеваниями, зачастую окружены гиперопекой, когда окружающая среда вычищена от всех возможных и невозможны потенциально опасных воздействий. А так же от развивающих стимулов, которые строго дозированы, узконаправленны и кратковременны. Зачастую можно услышать от родителей: « Мы еще маленькие, вот нам будет 2-3-4-5-6 лет, тогда мы придем к вам на лошадку»…

Надо изменить это мнение. Оно не правильное, ошибочное, и влечет за собой более значительные вложения и более малую отдачу со стороны эффективности.

Представьте, тот ребенок, который ждет какого-то мифического рубежа, когда станет «можно » заниматься, растет, вот ему уже полгода, когда пора бы и сесть, вот ему год, когда можно было бы уже пойти, а он по физическим возможностям находится на возрасте 1-2 месяцев, и то не всегда.

С помощью иппотерапии, начатой с раннего возраста (3-6 мес.) и проводимой регулярно, ребенок имеет возможность получать необходимый для дальнейшего развития двигательный и сенсорный, разнообразный по воздействию и бесценный по эффективности, опыт. Подчас ребенок, не получавший необходимый, обычный для здорового ребенка, объем движений, на первых занятиях проявляет явное недовольство, плачет, хотя болезненных воздействий и нет. Это плач от необычных непонятных ощущений, идущих по всему телу, ранее не испытываемых и поэтому пугающих. При массаже, ЛФК, воздействие достаточно узко направлено, а находясь на лошади, у ребенка задействованы все мышцы, все тело, и эта динамика, из-за своей непривычности и глобальности, вызывает страх и плач. Адаптация к движению порой происходит длительное время, особенно если ребенок развит настолько, что имеет возможность показать недовольство каким-то нежелательным и несимпатичным действием взрослых. Есть категория детей, которые никак не проявляют себя, понять, нравится ему или нет его местонахождение, весьма трудно, и тем приятней приход периода, когда наступает момент утомления, т.к. нагрузка постепенно увеличивается, и ребенок начинает голосом и звуками, зачастую плачем, показывать недовольство и усталость, именно от нагрузки на лошади и упражнений. Это говорит о том, что развитие идет, разница между покоем и активным периодом уже дифференцируется, а так же появляются ощущения от своего же тела. И плач такого ребенка не приносит звукового дискомфорта.

Давайте не будем ждать. Давайте начнем уже, сейчас, пока природа еще помогает, пока можно, используя компенсаторные возможности человеческого мозга, сформировать навыки, которые невозможно пока понять изнутри, почувствовать, давайте попробуем найти обходные пути, задействовать все возможные действующие и отвечающие хоть на какой-то раздражитель, системы. Ведь находясь на лошади, ребенок ни на мгновение не останавливается. Разные исходные положения помогут включить все связочные и мышечные рецепторы, мозг получит тот необходимый продукт (информацию), на котором он сумеет построить следующую ступеньку. Не надо ждать. Чем дольше затягивается время начала реабилитации, тем меньше помощи мы получим от самой природы, от организма, который по истечению времени теряет свои способности обучаться, изменяться.

Часто мамы малышей, приходящие на занятия, рассказывают, что их ребенок совсем не лежит на животе, плачет, однако в норме это положение необходимо для поднятия головы и дальнейших манипуляций с корпусом. Уже через некоторое, весьма незначительное время, поза на животе на лошади становится терпимой, а в домашних условиях позволяет находиться в ней как в период бодрствования, так и во время ночного сна (что вначале являлось недоступным для ребенка). Это является существенным скачком вперед в смысле развития ребенка, как правило, наблюдаются так же и другие изменения, связанные с эмоциональным развитием ребенка, появляется узнавание лица матери или другого члена семьи. На каждом этапе с помощью занятий верхом на лошади ребенок получает и накапливает некоторый опыт, двигательный и сенсорный, что позволяет ему в следующую временную рамку входить уже на новом функциональном уровне.

Все изменения, происходящие в нормальном онтогенезе, происходят в рамках временных границ. Если к периоду перехода в следующий временной отрезок уже накоплен определенный опыт, тогда в следующем ребенок может взять и поднять и удержать голову, сесть, пойти (в зависимости от периода, возраста ребенка). А если опыт скуден, а скачок произошел, временные рамки для освоения движения, выхода на новые функциональные возможности уже не осталось, то изменения глобального может в этот период и не произойти, и вот такой ребенок уже имеет значительное отставание в своих возможностях от сверстников.

Не ждите. Давайте помогать им расти и развиваться уже сегодня, пусть ему 3,4, 5,6 месяцев, всегда можно посадить его на лошадь с мамой, или уложить на теплую спину лошади. И пусть пока не так богата разнообразием будет содержательная часть урока, мы просто пройдем этот путь тысячного повторения вместе с ребенком. Нет никакой оправданной необходимости ждать, пока ребенок подрастет. Это не оправданно самой природой. Он растет- значит, он развивается. Значит, или сейчас мы вырастем вместе, или позже будем заниматься зарядкой, которая, несомненно, имеет множество положительных эффектов, однако реально вывести ребенка на новый, более высокий функциональный уровень, сможет не всегда. И времени для этого понадобиться в разы больше…


Наши рекомендации