Детские культурно-досуговые учреждения

Детские досуговые центры (ДДЦ) по функциональной ориентированности разделяются на универсальные, комплексные и специализированные.

При определении архитектурно-пространственной организации ДДЦ необходимо учитывать функциональные зоны ДДЦ, их состав и требования предъявляемые к ним с целью создания психологического комфорта и разнообразия среды, обеспечивающие смену впечатлений у детей проводящих много времени в школе, дома и в других замкнутых помещениях ( Рис. 34, 35).

1. Предметно-тематическая зона формируется группами помещений, обеспечивающих занятие определенными видами деятельности и творчества:

- искусство (группа художественных дисциплин, литературное творчество, драматургия, музыка, хореография, домоводство);

- наука и техника: гуманитарные науки, техническое творчество, конструирование, транспорт и др. Эта группа помещений может дополняться центром научной информации, лекторием, пространством для коллективного отдыха и технических игр, а также иметь связь с тематическими аттракционами, планетарием и музеем;

- изучение природы: ботаника - растениеводство, зоология - животноводство, сельское хозяйство, биология, охрана природы, а также краеведение и туризм. Здесь кружковые помещения могут быть дополнены уголком живой природы, выставкой, лекторием, пространство для коллективного общения и тематических игр, методическим кабинетом и опытно-производственным участком.

- спорт: зимний спорт, водный спорт, спортивные игры, авто-, мото-, велоспорт и др. Эта группа помещений может включать комплексы игровых, водных и спортивных аттракционов, зрелищно-спортивные сооружения, например стрельбища, для проведения соревнований и детских спартакиад. Эти помещения должны обеспечивать возможность занятий массовой физкультурой на базе видов спорта, не требующих специальной подготовки, с целью развлечения и активного отдыха.

Состав помещений предметно-тематической зоны и их функциональная взаимосвязь определяются на основе анализа видов деятельности в данной зоне, выявления помещений с одинаковой функцией и возможности объединения этих помещений в функциональные группы, с учетом рекомендаций по внешкольным учреждениям.

2. Общественно-зрелищная зона состоит из двух основных групп - зрелищной и общественно-культурной:

- зрелищная: театр юного зрителя, кукольный театр, музыкальный театр, кинотеатр, цирк, зоопарк, планетарий и др.

-общественно-культурная: специализированные и тематические выставки детского творчества, выставки цветов, выставки животных и др.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА ДЕТСКОГО ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА

  Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru   Рисунок 34Функциональная схема ДДЦ I – Входная и обслуживающая группа помещений:1 – вестибюль; 2 – гардероб; 3 – санитарные узлы; 4 – буфет; 5 – подсобные помещения буфета; II – Группа помещений массовой работы:6 – зал массовых мероприятий; 7 – игротека; 8 – выставочный зал; 9 – музей; 10 – малый зал (семейный клуб и т.д.); III – Административно-хозяйственная группа помещений:11 – кабинет директора; 12 – кабинеты для персонала; 13 – хозяйственные мастерские; 14 – склады и кладовые; IV – Зрелищная группа помещений:15 – фойе; 16 – зрелищный зал со сценой; 17 – помещения при сцене; V – Группа помещений методической работы:18 – методический кабинет; 19 – библиотека; 20 – подростковая биржа занятости; 21 – комната методистов; 22 – комната педагогов; VI – Помещения художественной деятельности:23 – студия кукольного театра; 24 – музыкальная студия, 25 – хореографическая студия, 26 – литературно-драматическая студия, 27 – студия дизайна, 28 – студия изобразительного искусства, 29 – студия скульптуры, 30 – видео-фотостудия, 31 – мастерская рукоделия и художественной обработки материала; VII – Помещения для деятельности общегуманитарного профиля:32 – социально-психологическая лаборатория, 33-35 – классы; VIII – Помещения для туристической деятельности:36 – кабинет туристско-краеведческий, 37 – комната для работы детских общественных организаций, 38-39 – склад туристического снаряжения; IX – Помещения научно-технического творчества:40 – лаборатория начального моделирования, 41 – кружок автомоделирования, 42 – кружок авиа-ракетомоделирования, 43 – кружок судомоделирования, 44 – лаборатория радио и электротехническая, 45 – лаборатория компьютерной техники; X – Помещения для эколого-биологического направления деятельности: 46 – комнаты для занятий юных натуралистов, 47 – лаборатория экологии, 48 – помещения для содержания животных, 49 – зимний сад, 50 – выход на участок; XI – Помещения для спортивной деятельности: 51 – зал для спортивных игр, 52 – спортивный бассейн, 53 – детский бассейн, 54 – тренажерный зал, a, b – помещения при залах и бассейнах, 55 – входные и обслуживающие помещения при группе XI  
ДЕТСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru
Рисунок 35.1, 35.2Детские игровые площадки Рисунок 35.3, 35.4Примеры элементов оборудования детских игровых площадок
Опыт, полученный ребенком во время игр, является важным фактором в становлении его личности. Адаптация к условиям окружающей среды происходит у ребенка, в основном,вовремя игры. Игровые площадки должны быть изменяемы и иметь разнообразное оснащение. В ходе игры дети получают социальный опыт, они учатся оценивать свои действия. Требования к площадкам для игр: безопасность от транспорта, экологическая безопасность, хорошее освещение, невысокий уровень грунтовых вод.
Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru   Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru     Детские культурно-досуговые учреждения - student2.ru
Рисунок 35.5 Игровые элементы из дерева Рисунок 35.6 Детская игровая площадка Рисунок 35.7Игровые элементы из дерева
Рисунок 35. Примеры оборудования детских игровых площадок

             

3. Парковая зона - места тихого отдыха и массовых мероприятий, и образуется следующими видами досуга: отдых, гуляние, развлечения, аттракционы, спортивные игры, детские праздники, общение с другими детьми.

Организация парковой зоны должна учитывать распределение потоков посетителей и природные условия местности: растительность, водную гладь, рельеф. Важными элементами парковой зоны являются: парадно-входная площадь, места массовых мероприятий, развлекательные аттракционы, карусели, детская железная, монорельсовая и канатная дороги, автодромы, водные аттракционы, «волшебные и сказочные» домики, игровые автоматы, детский стадион, открытая эстрада и др.

4. Зона обслуживания включает: административно-хозяйственные помещения; методический центр; координационный центр; медицинскую службу; объекты общественного питания; внутренний транспорт.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Аникин, В.И. Клубы // В.И. Аникин. – Минск: БПИ, 1979. – 79 с.

2. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебник для вузов / В.В. Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин и др.; Под общ. ред. И.Е. Рожина, А.И. Урбаха. – 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Стройиздат, 1984. - 543 с.

3. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие / А.Л. Гельфонд. – М.: Архитектура – С, 2007. – 280 с.

4. Змеул С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений / С.Г. Змеул, Б.А. Маханько. – Стройиздат, 2000. – 235 с.

5. Кирьянов, Н.Н., Быльчинский А.Е. Физкультурно-оздоровительные комплексы: вопросы проектирования / Н.Н. Кирьянов, А.Е. Быльчинский. – Киев: Будiвельник, 1985. - 88 с.

6. Кулага, В.Л. Клубы массового строительства / В.Л. Кулага. – М.: Стройиздат, 1962. – 164 с.

7. Лобанов, Ю.Н. Отдых и архитектура: Будущее и настоящее / Ю.Н. Лобанов. – Л.: Стройиздат, 1982. – 200 с.

8. Прасол, В.М. Проектирование жилых и общественных зданий: учеб. пособие / В.М. Прасол. – Минск; Новое знание, 2006. – 240 с.

9. Тосунова, М.И. Архитектурное проектирование / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова, И.В. Полещук; Под ред. М.И. Тосуновой. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 288 с.

Дополнительная

10. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования / Б.Г. Бархин. – М.: стройиздат, 1993. – 437 с.

11. Конья, А. Финская баня /А. Конья. М.: Стройиздат, 1981. – 94 с.

12. Пособие П2-2000 к СНиП 2.08.02-89. Проектирование спортивных и физкультурно-оздоровительных зданий, сооружений и помещений. – Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2001. – 90 с.

13. СНБ 1.03.04-02. Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов. – Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2003. – 63 с.

14. СНБ 2.02.01-98. Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов. – Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2001. – 7 с.

15. СНБ 2.02.02-01. Эвакуация людей из зданий при пожаре. – Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2002. – 29 с.

16. СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. – 40 с.

17. СНиП 2.08.02-89. Изменение № 2. Общественные здания и сооружения. – Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 1996. – 7 с.

Наши рекомендации