Проблема доверительных отношений детей в ходе иппотерапевтических занятий

Рыбакова А.И., психолог, инструктор ЛВЕ РОО «Центр Взаимной Интеграции «Аккорд», аспирантка ф-та психологии СПбГУ

Доверие имеет огромное значение в жизни человека, а особенно ребёнка. Не случайно Э.Эриксон говорит о значимости становления «базового доверия» к миру уже в самом начале жизни ребёнка. Далее это ощущение позволяет исследовать окружающий мир, строить близкие отношения с окружающими людьми, адекватно оценивать свои силы и возможности, а, следовательно, и идти вперёд и развиваться. Нередко доверие рассматривается в качестве одного из условий и, одновременно, показателей развития личности ребенка. Наряду с другими этот показатель может быть использован для определения переходного периода, критического возраста.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить множество различных определений данного термина, например, по мнению Т. П. Скрипкиной, например, это «специфическое состояние (или переживание), связанное с отношением, возникающим при взаимодействии (соприкосновении) субъекта и объекта» [1, с. 70], согласно Н. Луману, доверие часто рассматривается как механизм сокращения ненадёжности и риска в окружающем мире (Гульчевская Н.Е.). Многие авторы сходятся на том, что существует 3 аспекта доверия: к миру, к себе, к окружающим людям (В.П. Зинченко, Р. Левицки, Д. Макалистер и Р. Бис, Т.П. Скрипкина и др.)

По мнению большинства исследователей для возникновения доверия необходимы следующие обязательные условия:

1) наличие значимой ситуации, неопределённой или связанной с риском;

2) оптимистическое ожидание субъекта относительно исхода события;

3) уязвимость субъекта и зависимость его от поведения других участников взаимодействия;

4) добровольность взаимодействия;

5) отсутствие контроля. (А. Б. Купрейченко)

Мы можем с уверенностью говорить о присутствии всех, перечисленных выше условий в занятиях иппотерапией или лечебной (адаптивной) верховой ездой. Ребёнок ожидает занятия на лошади с большим желанием, но также и с волнением, или даже некой тревожностью, ведь многое зависит не только от самого человека, но и от животного и команды, работающей с ним. Общение с большим добрым существом приносит много положительных эмоций, что повышает мотивацию и стремление к участию в занятиях. Успешный опыт выполнения сложных упражнений улучшает самооценку и придаёт уверенности. Кроме того, с точки зрения человека, лошадь – существо, которое не осуждает. Данное качество можно рассматривать, как источник безопасности, что помогает ощутить спокойствие. (Дж. Спинк)

Даже «вид свободно галопирующей лошади завораживает и мотивирует, но также мобилизует чувство страха, которое в последующем процессе терапии можно будет пережить, как нечто преодолимое» [8 с.128]

Ребёнок попадает в совершенно иную среду, что позволяет ему сформировать новый опыт, готовность справляться со сложными ситуациями не оглядываясь на прошлые неудачи.

Занятия на неосёдланной лошади дают возможность почувствовать её движения, возникает прямой тесный физический контакт, что позволяет осознать свою телесность и эмоции, лучше узнать себя(Шайдхакер М., Фридрих Ф., Бендер В.), а в последствие и больше себе доверять.

Упражнения на лошади помогают детям улучшить физическую форму, координацию и равновесие, развить ловкость, гибкость, меткость, узнать свои способности и улучшить их.

Работа с животным и терапевтической командой ведёт к межличностному взаимодействию, кроме того нередко проводятся групповые иппотерапевтические занятия, что способствует взаимопониманию, умению проводить границы, ребёнок учится, помогать и просить о помощи; доверять лошади и другим людям. Расширяя сферу своих взаимоотношений человек «обретает способность выражать свою индивидуальность, доверять и не чувствовать себя одиноким» [6 с.21]

Таким образом мы видим, что иппотерапия позволяет разобраться в себе (узнать о своих способностях, переживаниях, страхах); научиться лучше понимать окружающих и взаимодействовать с ними, сформировать новый опыт и побывать в неожиданных ситуациях и получить множество разнообразных (чаще всего положительных) эмоций, что является основой для доверия к себе, миру и другим людям.

Использованная литература.

1.Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965 124 с.

2.Гульчевская Н.Е. Доверие как условие конструктивного внедрения инноваций в образовательный прогресс// Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография/Под ред. Т.П. Скрипкиной. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. С.157-161

3.Зинченко В.П. Психология доверия. Самара: Самарский гос. Пед.ун-т, 1998 112с.

4.Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН» 2008 560 с.

5.Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия» 2000. 264 с.

6.Спинк Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы иппотерапевтической команды.М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001

7.Эриксон Э. Идентичность. // Психология самосознания. Самара: Изд. Дом «Бахрах-М» 2003 с.517-533

8.Шайдхакер М., Фридрих Ф., Бендер В. О лечении расстройств на почве страха с помощью психотерапевтической верховой езды//Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. В трёх частях. Часть 2 Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде. МККИ Москва 2004. 189 с.

Обучение азам ВЕрховой езды

Лиц с проблемами восприятия

Калмыкова А.П., инструктор ЛВЕ

“Наш Солнечный Мир”, г. Москва

При лечебной верховой езде всадник управляет лошадью самостоятельно под руководством инструктора с минимальной помощью.

Таким образом, в лечебной верховой езде, в отличие от иппотерапии, присутствует такой аспект, как самостоятельное применение средств управления.

Стоит понимать, что во многих ситуациях в процессе терапии верховая езда невозможна в силу индивидуальных особенностей пациентов; кроме того, она не позволяет достичь целей лечения.

Изначально следует сказать, что любое обучение навыкам верховой езды уже имеет под собой определенную базу. База включает в себя первичные знания в области ВЕ и общения с лошадью с позиции исключительно лечебных аспектов иппотерапии.

Так, например, ребенок должен быть ознакомлен с основными частями тела лошади (уши, грива, спина, ноги, бока, круп, хвост и т.д.) и уметь указывать на них по просьбе инструктора.

Ребенок не должен испытывать паническое чувство страха при виде лошади. Находясь на ее спине, не испытывать дискомфорта и сильного стресса, мешающего проведению занятий.

Перед началом обучения с помощью различных упражнений следует выявить “слабые” места пациента, его страхи и проблемы, определить, знаком ли всадник с понятиями “право” и “лево”, различает ли цвета.

Важно обратить внимание на основные результаты, достигаемые при обучении верховой езде. Это будут в прямой последовательности: равновесие, подвижность, использование посылов (воздействие на лошадь) и, наконец, умение почувствовать лошадь, ощутить и осознать ее поведение и реагировать на него правильно.

Что же приводит к неправильной посадке?

Первое, это различные патологии позвоночника, из которых вытекает нарушению. При нарушении осанки появляются проблемы с сохранением равновесия.

Тут наша цель – выпрямление позвоночника (против силы тяжести), когда голова становится наивысшей точкой вертикальной оси тела. Максимально выпрямляя суставы, всадник создает условие для дальнейшего совершенствования равновесия.

Как правило, у всадников с проблемами восприятия проблема равновесия стоит не так остро как проблема равновесия стоит у всадников с диагнозом ДЦП.

Для улучшения координации туловища надо, во-первых, стабилизировать мышечный тонус. То есть снизить повышенный мышечный тонус и дать нагрузку на мышцы при гипотонусе.

Важно отметить взаимосвязь эмоционального состояния и мышечного тонуса.

Мышечное напряжение, определяющее тонус мышц, носит непостоянный характер. Например, повышается под влиянием эмоций и стресса (в ряде случаев во время стресса тонус мышц резко снижается и возможно внезапное падение).

Во-вторых, умение балансировать в седле тесно связано с проблемой восприятия. Влияет на баланс:

· зрительная система

Зрительная система – одна из трех основных сенсорных систем, отвечающих за пространственную ориентацию и позу.

Например, всадники с диагнозом ДЦП, всадники с нарушениями чувствительности держат равновесие за счет зрения. Отсюда следует, что при выполнении различных упражнений на баланс стоит выключить зрительные раздражители. Равновесие должно удерживаться за счет тела.

· соматосенсорная система (проприоцепция)

В соматосенсорную систему включают систему кожной чувствительности и чувствительную систему скелетно-мышечного аппарата, главная роль в которой принадлежит проприорецепции. Проприоцепция - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных сегментов.

· вестибулярная система

Вестибулярная система играет на ряду со зрительной и соматосенсорной системами ведущую роль в пространственной ориентации человека. Импульсы от рецепторов вестибулярной сенсорной системы вызывают перераспределение тонуса скелетной мускулатуры, что обеспечивает сохранение равновесия тела.

В процессе обучения не стоит недооценивать психический компонент, который также влияет на скорость и результативность работы. В психический компонент входит:

· Способность концентрировать и переключать внимание, удерживать в памяти различные команды и набор упражнений.

· Способность восприятия речи, понимание команд инструктора.

Еще раз обратимся к роли сенсорного восприятия, которая может существенно помочь в организации правильной посадки. После получения информации, мозг вырабатывает ответное действие или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса или большее сосредоточение внимания на текущей деятельности.

Так как мы имеем дело с детьми с особенностями, то стоит ожидать у них формирования особого вида адаптации.

Например, для некоторых всадников с АУ акустические или оптические раздражения (например, свет лучей солнца) могут восприниматься намного интенсивней, и эти внешние раздражения будут сильно отвлекать всадника от занятия. Тактильная чувствительность тоже может быть занижена, так что из-за низкой чувствительности кожи осторожное похлопывание шеи лошади может перейти в сильные удары, а нажим (посыл) высылающим шенкелем осознается и развивается только спустя какое-то время.

Упражнение на выключение зрительного анализатора, призывающее активировать суставно-мышечное чувство.

Попросите всадника лечь на спину лошади и закрыть глаза. Если особенности пациента не позволяют ему понять или выполнить вашу просьбу, можно воспользоваться шарфом. По команде инструктора коновод начинает движения лошади со сменой направления и темпа шага. Данное упражнение дает возможность полностью сосредоточиться на своем теле, не позволяя отвлекаться на происходящее вокруг.

Обучение навыкам верховой езды

Условно, процесс обучения навыкам ВЕ можно разделить на три этапа.

1. Остановка – Посыл

На данном этапе всадник обучается правильной остановке и посыле лошади. Осваивать эти два навыка можно по очереди, отдельно друг от друга, а можно и в комплексе “останови – зафиксируй факт остановки – продолжи движение”.

Остановка исполняется по команде: “Стой”. Для выполнения следует:

- подать корпус от поясницы чуть-чуть назад;

- мягко набрать два повода и тут же смягчить (почти всегда, в работе с нашими пациентами, потянуть два повода на себя); в несложных случаях еще и прижать шенкель.

- придать корпусу нормальное положение.

Для всадников с нарушенным интеллектом и поведенческими отклонениями очень важно обратить внимание на то, что всадник самостоятельно остановил лошадь и прекратил движение. Очень часто ребенку в начале следует показать, как поводом остановить лошадь. Для этого инструктор и помощник инструктора с обеих сторон фиксируют руки всадника с поводом за кисть. И по команде: “Сто-о-ой!” останавливают лошадь. Также можно придерживать руки всадника за сгиб локтя. Тем самым мы даем возможность ребенку почувствовать силу натяжения повода и осознать, что за этим происходит.

Очень важно, как вы подаете команду. Изначально необходимо обратить внимание всадника на себя, например, окликнув его по имени, или громко произнести: “Внимание, имя!”, а затем скомандовать. Часто дети с особенностями в развитии связывают процесс натяжения повода с тем, как долго вы растягиваете букву “О” в слове “Стой”. Также можно сопроводить остановку жестом (поднять руку и показать ладонь), чтобы в дальнейшем отказаться от голосовых команд.

Посыл на начало движения с места. Для этого необходимо:

- двустороннее равномерное давления шенкелей,

- отдачи или набора поводьев.

При начале движения следует чуть-чуть подобрать повод и сдавить шенкелями бока лошади. На самом первом этапе обучения инструктор и помощник помогают всаднику посылать лошадь ногами, сопровождая посыл громкой четкой командой: “Пое-е-ехали!”. Ни в коем случае нельзя поощрять всадника при таком посыле, когда он размахивается ногами и бьет лошадь по бокам. Во-первых, это может быть небезопасно, во-вторых, стоит пожалеть животное и максимально оградить его от неприятных ощущений.

2. Повороты

Поворотами на движении называют любое изменение направления, прохождение углов, вольты и серпантин.

В силу особенностей наших всадников, в большинстве случаях, для осуществления поворота мы обращаемся только к воздействию поводьев. Здесь поможет использование дополнительного оборудования. Например, построить на манеже серпантин, из стоек или конусов и попросить всадника объехать препятствия “змейкой”. В первые несколько раз инструктор и помощник, придерживая руки всадника за кисть и отводя их в соответствующую сторону, показывают, как правильно поворачивать лошадь. После овладения техникой поворотов можно предложить всаднику проехать по малому круг – вольту, обозначив вольт на манеже конусами или опилками.

3. Фигуры манежной ездой, перемены

После освоения различных способов воздействия на лошадь всадник обучается переменам и фигурам манежной езды. К ним относятся езда вдоль стенок манежа, перемена направления от угла манежа по диагонали и через середину, езда по кругу, восьмерка, вольт, заезды, серпантины и др.

Перед началом выполнения любого упражнения инструктор дает команды: “Внимание, повод!”. Эта команда служит для привлечения внимания всадника к моменту начала работы. Далее все команды делятся на 2 части:

· предварительную – указывает, что делать, произноситься громко и четко;

· исполнительную – также произносится громко, но растянуто – “м-а-а-а-рш”.

Сначала необходимо дать всаднику представления о линиях новых манежных фигур. Например, ребенок сам, без лошади проходит новые фигуры на манеже, или проезжает ее шагом на лошади (лошадь направляет коновод).

Для всадников с нарушением интеллекта и поведенческими отклонениями можно представить процесс обучения в виде игры. Опять же, здесь нам поможет дополнительное оборудование (стойки, колечки, мячики и т.д.)

Результатом обучения будет служить то, что всадник сможет выучить предложенную ему схему манежной езды, составленную из различных фигур, и самостоятельно (или при незначительной помощи коновода) проехать маршрут с минимальным количеством ошибок.

Для ориентирования всадника на манеже/плацу вдоль стен размещают большие буквы. Они помогают всаднику правильно выполнить упражнения при фигурной езде и выездке. Бывает, что верховой ездой занимаются всадники, не умеющие читать, тогда буквы заменяются картинками или цифрами.


Наши рекомендации