Применение иппотренинга в структуре МЧС России

Кузьменкова Л.В., Арефьева Е., Сухарева Ю.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Наш доклад посвящен рассмотрению иппотренинга как психологического метода работы с эмоциональным выгоранием сотрудников МЧС России.

Цель: внедрить в профилактику эмоционального выгорания метод иппотренинга для представителей экстремального вида деятельности.

Задачи:

1.адаптировать иппотренинг к структуре МЧС;

2. раскрыть широкий спектр применения иппотренинга;

3.апробация иппотренинга.

Сотрудники МЧС сталкиваются с ежедневными травмирующими стрессовыми ситуациями, что может привести к:

- истощению (эмоциональному и физическому);

- обесцвечиванию труда (выражается в стремлении воспринимать пострадавших и относиться к ним отстраненно);

- переживанию снижения эффективности профессиональной деятельности;

- снижению уровня рефлексии.

Перед сотрудниками МЧС ставятся сложные и ответственные задачи, решать которые приходится в экстремальных условиях. Последние характеризуются присутствием и агрессивным воздействием на психику широкого спектра неблагоприятных, дискомфортных и угрожающих факторов, порождающих повышенный уровень психологического стресса (дистресса).

Это означает, что сотрудники подвергаются не только физической угрозе (здоровью, жизни), но и значительному риску возникновения особой группы психических нарушений, известных как посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

Иппотренинг - это совокупность обучающих методик, основанных на использовании психологических приемов саморегуляции и работы с лошадью, где лошади выступают в качестве активного участника, способствующего усвоению и усовершенствованию навыков рефлексии и генерализации у сотрудников МЧС России.

Лошади используются в психотерапии для повышения самооценки людей и улучшения социальной компетентности, мобилизации внимания, снятия депрессивного фона настроения и при многих других проблемах. Верховая езда вызывает массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов.

Отличительной чертой иппотренинга является высокая эффективность и уникальность реабилитационного воздействия иппотрерапии на физическую и социально-психическую сферу.

Иппотренинг использует групповой подход, когда в процесс вовлечены специалист по работе с лошадьми, один или группа участников и лошади. Тесно взаимодействуя в учебном процессе, люди используют свой опыт, способность к рефлексии и генерализации.

Методика иппотренинга помогает раскрыть свой потенциал, узнать себя и окружающих через выполнение определенных задач с лошадьми и последующий анализ ощущений, реакций и поведения, дает возможность понять, как полученная информация соотносится с поведением на работе и дома. Уникальность иппотренинга заключается в том, что участники тренинга совмещают занятия с психологом индивидуально или в группе и закрепляют навыки при работе с лошадью. Каждая лошадь индивидуальна и ведет себя по-разному в силу различий ситуации, собственного темперамента, настроения, чутко откликаясь на состояния людей, которые с ней работают. Лошади, могут и выступают в роли зеркала для отражения эмоций и чувств участников программы. Лошади не лгут и не могут преувеличивать эмоции, они легко распознают несоответствие между эмоциями и поведением, тем самым, показывая правду. Их чувствительность к невербальным стимулам дает им невероятную способность понимать людей, их ощущения, отвечая соответствующими реакциями. Являясь социальными животными, они обладают способностью понимать на уровне интуиции динамику группы и роли. Использование лошадей в тренинговом процессе является наиболее эффективным методом обучения работе в команде, решению проблем лидерства и подчинения, построению взаимоотношений и самоанализу.

Благодаря этому, иппотренинг предлагает неоценимый опыт, ситуации и возможности для обсуждения, анализа и получения новых ощущений, знаний и информации.

Таким образом, мы обосновали, что:

1.Обучение при помощи лошадей или иппотренинг – это экспериментальная обучающая методика, основанная на использовании лошадей, но не в качестве средства обучения, а как активных участников, способствующих усвоению и совершенствованию навыков других участников данного учебного процесса - людей.

2.Применение иппотренинга у сотрудников МЧС России позволяет выполнить профилактику эмоционального выгорания, ПТСР, а также развить рефлексию и генерализацию.

3.Методика иппотренинга помогает раскрыть свой потенциал, узнать себя и окружающих через выполнение определенных задач с лошадьми и последующего анализа ощущений, реакций и поведения, дает возможность понять, как полученная информация соотносится с поведением на работе и дома.


Наши рекомендации