Социально-медицинская реабилитация.
В рамках медицинской реабилитации проводятся занятия ЛФК, индивидуальные и групповые, различные виды массажа (ручной, аппаратный, вакуумный), в качестве физиотерапии используется инфракрасная сауна и магниты, фитотерапия представлена коктейлями из различных фитосборов, механотерапия представлена тренажерами и костюмом «Адели». Костюм «Адели» - это виртуальный «мышечный каркас», созданный с помощью системы регулируемых эластичных тяг костюма, позволяющих придать более адекватную позу туловищу и конечностям, стабилизировать их в этом положении на протяжении занятия. Стабилометрическая платформа используется для промежуточной и конечной диагностики реабилитационного процесса, а также как тренажер для восстановления координации и разработку нового двигательного стереотипа.
И конечно, значимое место в комплексе реабилитационных мероприятий, занимает иппотерапия, как один из элементов адаптивной физической культуры.
В ГУ СО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия» используют следующие виды верховой езды инвалидов:
Ø Иппотерапия
Ø Лечебная верховая езда
Ø Лечебно-педагогическая вольтижировка
Ø Конный спорт
Также в работе с инвалидами отводиться время на обучение клиентов уходу за лошадьми.
Поскольку не все клиенты могут сесть на лошадь с земли, используются специальные приспособления для посадки: помост, пандус, мантуар, с которых очень удобно и безопасно сажать человека на лошадь, в том числе и с инвалидной кресло-коляски.
Опыт работы учреждения показал, что привязанность к лошади и инструктору является одним из важнейших элементов иппотерапии, без которого иногда трудно добиться успеха. Поэтому за каждым пациентом закрепляется одна и та же лошадь, а занятия проводит один и тот же инструктор. Дети и взрослые быстро привыкают к животному и наставнику, а занятия им приносят не только улучшение здоровья, но и удовольствие.
Иппотерапевтические занятия проходят в составе группы, в которую входят 4 участника и лошадь. Участниками группы являются: пациент, инструктор, социальный работник, и коновод. Инструктор руководит занятием, социальный работник страхует пациента, направляет всадника и следит за выполнением упражнения. Коновод отвечает за поведение лошади, по команде инструктора останавливает, поворачивает лошадь и выполняет другие его распоряжения.
Выбор формы лечебной верховой езды и методики занятий зависит от уровня физических и интеллектуальных возможностей пациента.
По результатам курсов реабилитации проводится оценка эффективности реабилитационных мероприятий по двум основным методикам:
1. Шкала Бортфельда.
2. Методика Торренса с использованием показателя QALY – число сохраненных качественных лет жизни клиента.
В соответствии со шкалой Бортфельда оценка производится по следующим параметрам:
1. «значительное улучшение» - овладение новыми основными навыками (двигательными, социально-психологическими и т.д.);
2. «улучшение» - закрепление ранее приобретенных навыков более 3-х;
3. «незначительное улучшение» - закрепление ранее приобретенных навыков менее 3-х;
4. «без улучшения» - отсутствие динамики.
Промежуточная оценка (по конкретному направлению реабилитации) состояния клиента до и после курса, производится каждым специалистом, участвующим в этом процессе. Итоговую эффективность курса оценивает специалист по реабилитации.
год | «Значительное улучшение» (овладение новыми основными навыками - двигательными, социально-психологическими и т.д.) (%) | «Улучшение» (закрепление ранее приобретенных навыков более 3-х) (%) | «Незначительное улучшение» (закрепление ранее приобретенных навыков менее 3-х) (%) | «Без улучшения» (отсутствие динамики) (%) |
Для получения объективных оценок при использовании показателя QALY за основу была взята методика Торренса. В учреждении определен круг специалистов, участвующих в роли экспертов для оценки состояния инвалида – специалист по реабилитации и психолог. Психологом осуществляется оформление окончательной таблицы результатов оценки. QALY для каждого клиента оценивается до начала курса реабилитации (QALY1) и после его прохождения (QALY2).
Кроме оценок специалистов обязательно проводится изучение самооценки качества жизни инвалида. Для этого используется методика визуально-аналоговой шкалы.
После проведенной оценки до и после окончания курса реабилитации каждым специалистом определяется разница между QALY1 и QALY2.
Общее количество QALY за год и есть число сохраненных лет качественной жизни за текущий год за счет проведения курсов реабилитации.
Комплексная реабилитация в ГУ СО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия» способствовала тому, что число сохраненных лет качественной жизни клиентов в целом выросло с 3 лет до 25 лет.
Эффективность применения метода иппотерапии в комплексе других реабилитационных методик можно показать на следующих примерах.
В центре проходили реабилитацию 29 пациентов с рассеянным склерозом, имеющих I, II, III группы инвалидности. По результатам пятилетнего наблюдения за этой группой пациентов отмечается следующее:
1) не произошло утяжеление группы инвалидности ни у одного клиента;
2) длительная ремиссия с непродолжительными обострениями: из 29 клиентов только у двух наметилось прогрессирование заболевания, однако, после стационарного лечения они активно продолжают посещать центр.
3) 1 клиент I группы инвалидности прекратил пользоваться кресло-коляской, стал передвигаться с помощью трости и активно занимается инвалидным конным спортом.
Несмотря на прогрессирующий характер заболевания, эффективность реабилитации выражается в первую очередь, в стабилизации процесса, улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных способностей, увеличении периода ремиссии.
В ГУ СО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия» прошли курсы реабилитации 105 детей с ДЦП, из них только у 6 пациентов после проведенного комплекса мероприятий эффект отсутствовал. У остальных детей наблюдалась положительная динамика: снизился тонус мышц конечностей, стали выполнять упражнения на идущей лошади с предметами, встают на четвереньки на лошади, опираясь на руки и ноги, повысилась концентрация внимания, улучшилась нервно-психическая реакция, равновесие.
В Центре «Иппотерапия» наблюдаются 25 детей с ранним детским аутизмом. Положительная динамика была достигнута у 23 пациентов: дети стали адекватно реагировать на окружающих, у них появилось желание посещать центр, пополнился словарный запас, развилась способность выделять цвета, узнавать предметы, появилась уверенность в посадке, они научились сохранять равновесие на лошади, уменьшилась оборонительная реакция на прикосновение, с удовольствием трогают и кормят лошадь, дети стали налаживать социальные связи с окружающим миром.
Учитывая тяжелые заболевания наших клиентов, часто имеющих врожденную патологию и, зачастую, прогрессирующее течение заболевания, рассчитывать на быстрый эффект от реабилитации в виде полного восстановления утраченных или отсутствующих функций не приходится. Поэтому мы видим значительное улучшение состояния у тех клиентов, которые проходят реабилитацию в нашем центре 3 и более лет.
Таким образом, опыт работы центра показал, что основной успех в продлении ремиссии основного заболевания клиентов, улучшении качества их жизни, повышении уровня самооценки личности, развитии навыков общения и формировании активной жизненной позиции принадлежит комплексу реабилитационных мероприятий и их оптимальному взаимодополнению.
В целом, метод иппотерапии в сочетании с широким спектром реабилитационных мероприятий позволяет восстановить социальный статус инвалидов, способствует их социальной адаптации и интеграции в общество.